Судья: Мясоедов В.Н. № 7(1) - 84
(УИД:31RS0011-01-2024-000789-91)
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Белгород 14 октября 2024 г.
Судья Белгородского областного суда Незнамов А.М.,
с участием защитника Кладиенко Е.А. – Б. , действующей на основании доверенности,
помощника прокурора Корочанского района М. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кладиенко Е.А. на постановление судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 30 августа 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении директора МКУ «Административно-хозяйственный центр обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального района «Корочанский район» Кладиенко Е.А. (далее по тексту – директор МКУ «АХЦ»),
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 30 августа 2024 г. директор МКУ «АХЦ» Кладиенко Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Белгородский областной суд, Кладиенко Е.А. просит об отмене постановления, вынесенного в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об его незаконности и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав защитника Б. , поддержавшей жалобу в полном объеме, помощника прокурора Корочанского района М. , возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия (абзац 2).
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (абзац 3).
Пунктом 1 статьи 33 названного закона предусмотрено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона года N 73-ФЗ).
Статьей 45 Федерального закона года N 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведения указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47.3 Закона об объектах культурного наследия при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в числе прочего, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В силу части 1 статьи 61 Закона об объектах культурного наследия за нарушение указанного Закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из представленных материалов, в соответствии с постановлением губернатора Белгородской области «О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения» от 08.06.2012 № 50 на государственную охрану принят объект культурного наследия регионального значения «Земская больница», регистрационный номер объекта в Едином государственном реестре объектов культурного наследия №.
Данный объект находится в собственности муниципального района «Корочанский район» Белгородской области и с 27.05.2020 в оперативном управлении МКУ «АХЦ».
21.10.2019 Приказом Управления № объекту «Земская больница» было выдано охранное обязательство, которым на собственника возложены обязанности проведения работ, направленных на обеспечение сохранности объекта культурного наследия и сохранения предмета охраны объекта культурного наследия в соответствии с Законом № 73-ФЗ. Охранное обязательство установлено на время нахождения помещения у собственника или у иного законного владельца (в данном случае по праву оперативного управления).
15.04.2020 распоряжением администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области № 215-р «О передаче в оперативное управление МКУ «АХЦ» административного здания» здания, являющееся объектом культурного наследия регионального значения «Земская больница», передано МКУ «АХЦ».
Согласно Уставу, МКУ «АХЦ», являясь законным владельцем объекта культурного наследия, приняло на себя обязательство по обеспечению сохранности данного объекта. Охранным обязательством были возложены обязанности, направленные на обеспечение сохранности объекта культурного наследия и сохранения предмета охраны объекта культурного наследия.
На должность директора МКУ «АХЦ» распоряжением главы администрации Корочанского района от 24.09.2018 № назначен Кладиенко Е.А.
Таким образом, МКУ «АХЦ» в лице директора Кладиенко Е.А. является законным владельцем объекта культурного наследия и несет ответственность по его сохранению.
По результатам прокурорской проверки (выездное обследование), выявлены нарушения требований по содержанию, использованию и сохранению объекта культурного наследия, а именно: отсутствие проектной документации и разрешительных документов на установку кондиционеров на фасаде здания объекта культурного наследия.
17.06.2024 прокурором Корочанского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора МКУ «АХЦ» Кладиенко Е.А., нарушившего требования статей 5.1, 40, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.
Вывод суда о наличии в действиях директора МКУ «АХЦ» Кладиенко Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы о том, что директор МКУ «АХЦ» Кладиенко Е.А. не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку объект культурного наследия передан в безвозмездное пользование в установленном законом порядке ФКУ <данные изъяты>, безосновательны.
Согласно выписке из ЕГРН – объект культурного наследия находился в собственности муниципального района «Корочанский район» Белгородской области и с 27.05.2020 в оперативном управлении у МКУ «АХЦ».
В соответствии с ч. 1 ст. 164 ГК РФ, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после её регистрации.
Между тем данных о том, что право безвозмездного пользования в отношении спорного объекта культурного наследия ФКУ <данные изъяты> было зарегистрировано в едином государственном реестре в установленном законом порядке на момент обнаружения противоправного деяния, не представлено, в том числе, с материалами настоящей жалобы.
Таким образом, в рассматриваемом случае, сама по себе передача объекта культурного наследия в безвозмездное пользование ФКУ <данные изъяты>, не повлекло прекращение прав и обязанностей МКУ «АХЦ» в отношении объекта культурного наследия.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом первой инстанции обстоятельств и собранных по делу доказательств, правовым основанием к отмене обжалуемого судебного акта не является.
Порядок и срок давности привлечения директора МКУ «АХЦ» Кладиенко Е.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено названному лицу в пределах санкции части 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, полагаю, что обжалуемое постановление судьи районного суда является законным и обоснованным, а жалоба – не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 30 августа 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении директора МКУ «АХЦ» Кладиенко Е.А. , оставить без изменения, а жалобу Кладиенко Е.А. – без удовлетворения.
Судья Белгородского
областного суда А.М. Незнамов