Решение от 14.09.2021 по делу № 21-458/2021 от 10.08.2021

Судья: Рослова О.В. Дело № 21-458/2021 (№ 12-47/2021)

64RS0048-01-2021-000665-54

РЕШЕНИЕ

14 сентября 2021 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Черняева Л.В., при секретаре Мухиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива (далее – СПОК) «Гарант-Кредит» Менишовой О.В. на решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 07 июля 2021 года и постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области (далее – должностное лицо) от 03 февраля 2021 года № 64/4-202-20-ТПР/12-1218-И/54-89 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении председателя СПОК «Гарант-Кредит» Менишовой О.В.,

установил:

постановлением должностного лица от 03 февраля 2021 года председатель СПОК «Гарант-Кредит» Менишова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 07 июля 2021 года жалоба председателя СПОК «Гарант-Кредит» Менишовой О.В. на вышеназванное постановление должностного лица оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, председатель СПОК «Гарант-Кредит» Менишова О.В. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить. В обоснование жалобы указывает, что поскольку СПОК «Гарант – Кредит» включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, внеплановая выездная проверка проведена ГИТ в Саратовской области без установленных законом оснований в запрещенный пунктом 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» период; на момент составления протокола об административном правонарушении организацией проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах, в ходе которой было установлено, что условия труда на рабочих местах всех специалистов СПОК «Гарант – Кредит» являются допустимыми - 2 класс, то есть медицинские осмотры всех работников не были обязательными. Полагает, что основания проведения внеплановой проверки отсутствовали, здоровью или жизни работников на момент проведения проверки и на момент вынесения постановления ничего не угрожало. Учитывая, что при рассмотрении дела отягчающих обстоятельств не выявлено, угроза жизни и здоровью работникам кооператива административным органом не установлены, просит заменить назначенное административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

В судебное заседание заявитель и его защитник не явились, несмотря на надлежащее извещение, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения судьи районного суда в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В силу статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.

Согласно статье 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (пункт 1).

Статьей 76 ТК РФ обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, возложена на работодателя.

Из материалов дела следует, что 16 октября 2020 года в ГИТ в Саратовской области из администрации муниципального образования «Город Саратов» направлена информация по факту использования в деятельности субъектов предпринимательской деятельности труда наемных работников без оформления в установленном порядке трудовых отношений (л.д. 42).

В соответствии с требованиями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции на момент поступления сведений о нарушении СПОК «Гарант-Кредит» норм трудового законодательства), учитывая имеющуюся угрозу для жизни и здоровья работников при неоформлении с ними трудового договора, заместителем прокурора Саратовской области в ГИТ в Саратовской области направлены требования о проведении внеплановых проверок организаций, в том числе в отношении СПОК «Гарант-Кредит», в срок не позднее 30 декабря 2020 года (л.д. 39-40).

Согласно выписке из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 февраля 2021 года основным видом деятельности СПОК «Гарант-Кредит» является деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки (л.д. 21).

Лицом, имеющим право без доверенности представлять интересы общества, является председатель кооператива – Менишова О.В.

В период с 16 декабря 2020 года по 25 декабря 2020 года в соответствии с требованием прокуратуры Саратовской области от 24 ноября 2020 года № 7/2-10-2020 на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Саратовской области от 30 ноября 2020 года (с учетом изменений внесенных распоряжением от <дата>, от 15 декабря 2020 года ) проведена внеплановая выездная проверка деятельности СПОК «Гарант-Кредит» по юридическому адресу: <адрес>, и по адресу осуществления деятельности: <адрес> на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, в ходе которой выявлено, что в нарушение части 2 статьи 57 ТК РФ в трудовых договорах работников СПОК «Гарант-Кредит» отсутствует информация об условиях труда на рабочем месте; в нарушение статьи 212 ТК РФ, статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» СПОК «Гарант-Кредит» не было обеспечено проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; в нарушение статьи 191 ТК РФ в пункте 6.1 Правил внутреннего трудового распорядка не предусмотрено поощрение работников в виде представления к званию лучшего по профессии; в нарушение статей 76, 212 ТК РФ к работе допущены работники (кредитный специалист, старший юрисконсульт, юрисконсульт), не прошедшие обязательный медицинский осмотр.

Согласно картам аттестации рабочего места по условиям труда № 526-8, № 526-12, № 526-13 кредитный специалист, старший юрисконсульт, юрисконсульт должны проходить медицинский осмотр 1 раз в 2 года в соответствии с пунктом 3.2.2.4 приложения 1 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н. Согласно представленным СПОК «Гарант-Кредит» документам в должности кредитного специалиста находится Кулаков А.А., в должности старшего юрисконсульта - Пантелеев А.П., в должности юрисконсульта - Горшенин А.И.

Вышеуказанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25 декабря 2020 года и послужили основанием для составления 01 февраля 2021 года должностным лицом Государственной инспекции труда в Саратовской области в отношении председателя СПОК «Гарант-Кредит» Менишовой О.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Постановлением должностного лица от 03 февраля 2021 года председатель СПОК «Гарант-Кредит» Менишова О.В. привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Фактические обстоятельства дела и вина председателя СПОК «Гарант-Кредит» Менишовой О.В. подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, находящихся в материалах дела. Противоречий представленные документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

В соответствии со статьей 2.4 названного КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

При таких обстоятельствах должностное лицо и судья районного суда правомерно пришли к выводу о наличии в действиях председателя СПОК «Гарант-Кредит» Менишовой О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Указанные выводы правильно основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для переоценки не имеется.Доказательств, подтверждающих отсутствие у работодателя реальной возможности соблюдать требования трудового законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и им не представлено.

Доводы заявителя о том, что угроза жизни или здоровью работников СПОК «Гарант-Кредит» не существовала, поскольку с Горшениным А.И., Пантелеевым А.П., Кулаковым А.А. заключены 22 апреля 2020 года дополнительные соглашения к трудовым договорам о переводе указанных работников на дистанционную работу на период стабилизации эпидемиологической обстановки, на момент составления протокола об административном правонарушении СПОК «Гарант-Кредит» утвержден отчет от 22 декабря 2020 года о проведении специальной оценки условий труда, были предметом проверки судьей районного суда в ходе производства по делу об административном правонарушении и отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемом судебном акте.

В соответствии со статьями 12, 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» с 1 января 2014 года введена специальная оценка условий труда с упразднением аттестации рабочих мест по условиям труда.

Сроки, в течение которых может быть проведена первая специальная оценка условий труда, предусмотрены частями 4, 6 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в которой закреплены переходные положения (далее – Закон № 426-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона № 426-ФЗ установлено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Организация проведения специальной оценки условий труда регламентирована статьей 8 Закона № 426-ФЗ, согласно части 1 которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Из содержания части 3 статьи 3 Закона № 426-ФЗ следует, что специальная оценка условий труда проводится в отношении условий труда всех работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

В нарушение требований Закона № 426-ФЗ последняя аттестация рабочих мест по условиям труда СПОК «Гарант-Кредит» проведена в 2012 году.

Принимая во внимание, что выявленное в ходе проведения проверки правонарушение носит длящийся характер, обстоятельства, послужившие основанием для перевода работников Горшенина А.И., Пантелеева А.П., Кулакова А.А. на дистанционную работу, возникли с 22 апреля 2020 года, заявителем не представлено доказательств проведения специальной оценки условий труда в течение 5 лет с момента проведения аттестации рабочих мест, доводы жалобы заявителя обоснованно были признаны судьей районного суда несостоятельными.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судом первой инстанции обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.

Довод жалобы о несоблюдении процессуальных норм, регламентирующих порядок проведения внеплановой выездной проверки, а именно ее проведение без законных на то оснований, являлся предметом проверки суда первой инстанции и правомерно признан несостоятельным.

Из материалов дела следует, что Государственной инспекцией труда в Саратовской области распоряжением от 30 ноября 2020 года (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 03 декабря 2020 года, от 15 декабря 2020 года ) была назначена внеплановая выездная проверка во исполнение требования прокуратуры Саратовской области от 24 ноября 2020 года в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 438 установлен перечень проверок, проводимых в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Проверка в отношении СПОК «Гарант-Кредит» проведена в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 438, в соответствии с которым в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, проводятся, в том числе внеплановые проверки на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Исходя из пункта 68 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 года № 354н, во внеплановом порядке проводятся проверки, основной целью которых является всестороннее и полное рассмотрение обращений граждан, содержащих сведения о допущенных нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) юридических лиц, связанными с невыполнением ими обязательных требований, проверка иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, в результате которых возникла или может возникнуть угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, включая случаи необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.

При таких обстоятельствах, процедура проведения внеплановой выездной проверки СПОК «Гарант-Кредит» административным органом соблюдена, факт нарушения работодателем норм трудового законодательства установлен, что подтверждается актом проверки, фактически в жалобе и в судебном заседании вышестоящей инстанции защитником не оспаривался.

Административное наказание назначено заявителю в минимальном размере в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность (раскаяние лица, совершившего правонарушение впервые), при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отвечает принципу справедливости и является соразмерным содеянному.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вопреки доводам жалобы оснований для замены назначенного наказания в виде штрафа предупреждением не имеется, поскольку в данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, выразившемся в игнорировании установленных действующим законодательством требований по охране труда, направленных не только на обеспечение права работников на охрану здоровья, но и на обеспечение общественной безопасности, предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Нарушений порядка и сроков привлечения к административной ответственности не установлено.

Доводы жалобы сводятся, по сути, к неправильному толкованию ее автором норм действующего законодательства, не являются основанием к отмене судебного решения и постановления должностного лица.

При таком положении оснований к отмене или изменению обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 5.27.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░ – ░░░░) «░░░░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

21-458/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Менишова Оксана Васильевна
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Черняева Л.В.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
12.08.2021Материалы переданы в производство судье
31.08.2021Судебное заседание
14.09.2021Судебное заседание
14.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее