Дело № 33-8117/19
Судья Лыкова С.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 12 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Рубан О.Н.
судей Кириенко Е.В., Савельева А.А.
при секретаре Негодных И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Семенова Леонида Владимировича, Семеновой Ларисы Алексеевны на решение Карагайского районного суда Пермского края от 20 мая 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Семеновой Ларисе Алексеевне, Семенову Леониду Владимировичу о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером ** в фактически занимаемых границах, фактической площадью 1520 кв.м., в соответствии с координатами поворотных точек межевого плана от 17 октября 2018 года отказать.».
Заслушав доклад судьи Рубан О.Н., пояснения истцов Семенова Л.В., Семеновой Л.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Семенова Л.А., Семенов Л.В. обратились в суд с иском к Муниципальному образованию «Карагайском сельское поселение», Муниципальному казенному учреждению «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района» о признании права собственности на земельный участок по адресу: **** с кадастровым номером ** в фактически занимаемых границах, площадью 1520 кв.м., в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане кадастрового инженера К. от 17 октября 2018 года.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что по договору купли – продажи приобрели земельный участок, расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером **, площадью 649 кв.м., установили забор таким образом, что фактическая площадь земельного участка составляет 1520 кв.м. Истцы используют земельный участок площадью 1520 кв.м. и полагают, что его границы подлежат уточнению в соответствии с фактическим землепользованием.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе истцы, указывая, что оно является незаконным и необоснованным. Границы принадлежащего истцам земельного участка на местности обозначены забором, существуют в неизменном виде с 2004 года. Права истцов на земельный участок, площадью 1520 кв.м., органом местного самоуправления не оспаривались. В этой площади истцы использовали земельный участок открыто, как свой собственный. Увеличение площади земельного участка за счет государственных или муниципальных территорий возможно.
В судебном заседании истцы Семенова Л.А., Семенов Л.В. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивали.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении дела не просили.
На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по этим доводам.
Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года) местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с ч.ч. 7, 8, 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из материалов дела следует, что Семенова Л.А. и Семенов Л.В. по договору купли – продажи от 30.07.2003 г. приобрели в общую совместную собственность земельный участок с кадастровым номером **, площадью 649 кв.м., по адресу: ****.
Границы земельного участка с кадастровым номером ** установлены, сведения о характерных точках имеются в государственном кадастре недвижимости.
По заказу истцов кадастровым инженером К. 17.10.2018 г. составлен межевой план, уточнены границы принадлежащего истцам земельного участка с кадастровым номером ** с учетом их фактического местоположения. Уточненная площадь земельного участка составила 1520 кв.м.
Правильно установив указанные фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Семенова Л.А. и Семенов Л.В. не оспаривают межевание принадлежащего им земельного участка. В материалы дела не представлены доказательства того, что при проведении межевания принадлежащего истцам земельного участка допущены нарушения.
Испрашиваемая истцами площадь земельного участка в размере 1520 кв.м. превышает его площадь согласно данным правоустанавливающих документов (649 кв.м.). Фактическое землепользование истцов не соответствует данным правоустанавливающих документов. При этом увеличение площади земельного участка Семеновой Л.А., Семеновым Л.В. не обосновано.
Фактическое использование Семеновой Л.А. и Семеновым Л.В. земельного участка площадью 1520 кв.м. не свидетельствует о возникновении у истцов права собственности на этот участок. Правовые основания возникновения права собственности установлены гражданским законодательством. Самовольный захват земельного участка к их числу не относится.
Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту только нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Поскольку права истцов не нарушены, они не подлежат судебной защите.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность решения, принятого судом первой инстанции. Фактическое использование истцами земельного участка без законных оснований с 2004 года само по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
Добросовестное, открытое, непрерывное использование земельного участка может иметь значение при разрешении иска о признании права собственности в порядке приобретательной давности. Однако, соответствующих требований истцами не заявлено. Семенова Л.А. и Семенов Л.В. не просят признать за ними право собственности в порядке приобретательной давности на земельный участок, а просят установить границы принадлежащего им земельного участка, не оспаривая при этом существующее межевание и не представляя доказательств того, что оно произведено с нарушением требований законодательства. В данном случае несостоятельна ссылка апеллянтов на наличие возможности увеличения площади земельного участка при уточнении его границ за счет государственных и муниципальных земель.
Иных доводов, указывающих на незаконность и необоснованность постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Карагайского районного суда Пермского края от 20 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенова Леонида Владимировича, Семеновой Ларисы Алексеевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи