Решение по делу № 33-3292/2022 от 22.08.2022

Председательствующий по делу

судья Силяева И.Л.

Дело №33-3292/2022

(№ дела в суде 1-й инст. 2-476/2022)

УИД 75RS0024-01-2022-000958-91

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,

судей Малолыченко С.В., Радюк С.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Епифанцевым И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 20 сентября 2022 г. гражданское дело по иску Дегтяревой Л. Г. к администрации городского поселения «Чернышевское», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе истца Дегтяревой Л.Г.

на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 1 июля 2022 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Дегтяревой Л. Г. к Администрации городского поселения «Чернышевское», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, в связи с повреждением жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности, отказать».

Заслушав доклад судьи Малолыченко С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Дегтярева Л.Г. обратилась в суд с иском, указывая на то, что она фактически проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Регистрации по указанному адресу не имеет, в связи с оформлением документов на дом. Совместно с ней проживают ее гражданский муж Быховцев В.Я. и дочь Дегтярева В.В.

Данный жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Чернышевского района Забайкальского края в июле 2021 г., в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории городского поселения «Чернышевское». У истца пострадал земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, и находящийся на нем строящийся жилой дом.

Жилой дом поврежден в результате чрезвычайной ситуации природного характера, в результате паводка негативному воздействию подверглась подземная часть здания (повреждение составляет 7 %) и нуждается в капитальном ремонте, что следует из заключения о техническом состоянии жилого дома.

Однако уведомлением администрации городского поселения «Чернышевское» от <Дата> Дегтяревой Л.Г. отказано во включении в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории Забайкальского края в 2021 г. по городскому поселению «Чернышевское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения, в связи с отсутствием права собственности на поврежденное жилое помещение.

С данным решением истец не согласна, поскольку истец с семьей проживали по указанному адресу, вели хозяйство, несли бремя содержания жилого помещения. Земельный участок был предоставлен Дегтяревой Л.Г. администрацией городского поселения «Чернышевское» на основании договора аренды земельного участка от <Дата> на срок 20 лет для индивидуального жилого строительства. Право собственности Дегтяревой Л.Г. на жилой дом не зарегистрировано, Дегтярева Л.Г. и члены ее семьи в доме не зарегистрированы, в связи с оформлением документов на дом, ранее имели временную регистрацию по месту пребывания, срок которой истек.

Таким образом, истец и члены её семьи являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.

На основании изложенного, истец Дегтярева Л.Г. просила суд признать за ней право на получение выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения поврежденного в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г., обязать администрацию городского поселения «Чернышевское» включить истца в список граждан, жилое помещение повреждено в результате чрезвычайной ситуации, обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края выделить истцу денежные средства на проведение капитального ремонта помещения, обратить решение к немедленному исполнению (л.д. 3-7).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 114-120).

В апелляционной жалобе истец Дегтярева Л.Г. выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование своих требований истец указывает, что в основу решения суда лег факт отсутствия права собственности истца на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а также заключение и уведомление из администрации района. Однако суд не принял во внимание довод истца о том, что процесс оформления права собственности на дом не был окончен на момент рассмотрения дела. Дом был построен в <Дата> г., оформление права собственности было осложненно паводковыми явлениями. <Дата> документы были сданы для регистрации права собственноси. В настоящий момент право собственности Дегтяревой Л.Г. на указанный жилой дом оформлено. С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции, в целях объективного и полного рассмотрения дела, не привлек к участию в деле в качестве третьего лица Отделение Росреестра по Чернышевскому району. Также суд первой инстанции не принял во внимание представленное в материалы дела решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от <Дата> (вступило в законную силу <Дата>), которым исковые требования Дегтяревой Л.Г., Дегтяревой В.В., Быховцева В.Я. были удовлетворены, установлен факт постоянного проживания указанных лиц по адресу: <адрес>, для получения финанасовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате ЧС, произошедшей в 2021 г. Учитывая изложенное, истец считает, что обжалуемое решение постановлено без всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств (л.д. 125-126).

Лица, участвующие в деле, в зал судебных заседаний не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей не направили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия отмечает отсутствие таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В п. 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 №1327 (ред. от 09.08.2021) утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий (п. 1 Правил).

Подпунктом «б» п. 5 Правил №1327 предусмотрено выделение трансфертов на предоставление выплат гражданам, указанным в пп. «г» п. 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан. Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» с 18 июня 2021 г. на территории муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 23.07.2021 № 358 на территории муниципального района «Чернышевский район» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах муниципального района «Чернышевский район».

Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 № 367 определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район».

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Дегтярева Л.Г. проживает в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>.

Данный жилой дом поврежден в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, степень повреждения дома составляет 7 %, помещение признано ограниченно работоспособным, указано на необходимость завершить общестроительные работы, ликвидировать последствия наводнения, что следует из заключения от <Дата> (л.д. 38-55).

Актом обследования жилого <адрес> от <Дата> зафиксировано, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан пригодным для проживания (л.д. 83).

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан пригодным для проживания заключением межведомственной комиссии от <Дата> (л.д. 86).

<Дата> Дегтярева Л.Г. обратилась в администрацию городского поселения «Чернышевское» с заявлением на предоставление мер социальной поддержки и на включение в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации (л.д. 80).

Распоряжением главы городского поселения «Чернышевское» от <Дата> Дегтяревой Л.Г. отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 г., по городскому поселению «Чернышевское» (л.д. 79).

В уведомлении от <Дата> об отказе во включении в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 г. по городскому поселению «Чернышевское» указано о том, что решение об отказе принято в связи с отсутствием у Дегтяревой Л.Г. на день введения режима чрезвычайной ситуации права собственности на поврежденное жилое помещение (л.д. 77-78).

Судом первой инстанции было установлено, что жилой дом по указанному адресу является объектом незавершенного строительства, в эксплуатацию не введен. Данные обстоятельства также подтверждаются заключением о техническом состоянии строительных конструкций указанного жилого дома.

Постановлением администрации городского поселения «Чернышевское» от <Дата> объекту капитального строительства, жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером , присвоен адрес РФ, <адрес>.

Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванным правовым регулированием, исходил из того, что в уведомлении об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений () от <Дата>, сведения о зарегистрированных на имя Дегтяревой Л.Г. правах на объекты недвижимости отсутствуют (л.д. 82). Следовательно, пострадавший в результате ЧС жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не является объектом завершенного строительства, не введен в эксплуатацию, право собственности на него в установленном законом порядке не зарегистрировано.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных истцом Дегтяревой Л.Г. требований и признании за истцом Дегтяревой Л.Г. права на получение выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, не имеется, как не имеется и оснований для удовлетворения иных требовани, поскольку они являются производными от указанного.

Проверяя законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы истца, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с пп. «г» п. 6 Правил №1327 мероприятия по выделению трансфертов на предоставление выплат гражданам на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 11.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предусматривающей страхование риска повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Аналогичные условия предоставления выплат на осуществление капитального ремонта жилых помещений предусмотрены Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362.

В частности, согласно пп. 4 п. 4 Правил № 362 право на получение мер социальной поддержки в виде выплат на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с п. 1 ст. 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Гражданам отказывается во включении в соответствующий Список в случае несоответствия граждан категориям, указанным в п. 4 настоящих Правил (пп. 1 п. 23 Правил № 362).

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт жилого помещения предоставлено лицам, жилое помещение которых было повреждено в результате чрезвычайной ситуации, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками данных жилых помещений.

В данном случае, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на момент чрезвычайной ситуации истец Дегтярева Л.Г. не являлась собственником спорного жилого помещения.

Принимая во внимание изложенное, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда первой инстанции не имелось.

Кроме того, судебная коллегия также учитывает, что заключением межведомственной комиссии от <Дата> оспариваемое жилое помещение признано пригодным для проживания.

Доводы апелляционной жалобы в той части, что Дегтярева Л.Г. на день введения режима чрезвычайной ситуации постоянно проживала в спорном жилом помещении, не имеет в собственности иного пригодного для проживания помещения, основанием для отмены решения не являются.

Как было указано выше, действующее законодательство предусматривает исчерпывающий перечень условий, при которых гражданам, имеющим единственное жилое помещение, попавшее в зону чрезвычайной ситуации, предоставляется мера социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

Каких-либо доказательств тому, что жилое помещение по указанному выше адресу на момент чрезвычайной ситуации принадлежало Дегтяревой Л.Г. на праве собственности в материалы дела не представлено. При этом ее фактическое проживание в данном помещении не является основанием для осуществления выплаты, как и факт подготовки документов для оформления права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции.

Довод истца о необходимости привлечения к участию в деле отделения Росреестра по Чернышевскому району необоснован, поскольку, согласно ст. 43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, а также на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения суда.

В данном случае решение суда не влияет на права или обязанности отделения Росреестра по Чернышевскому району по отношению к одной из сторон, следовательно, не требуется привлечение данной организации к участию в деле.

Иных доводов, являющихся основанием для отмены или изменения постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит. В целом доводы жалобы сводятся к изложению правовой позиции, занятой в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования, нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, с которой судебная коллегия соглашается.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену постановленного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 1 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции г. Кемерово в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы в Чернышевский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий                     Н.С. Подшивалова

Судьи                                 С.В. Малолыченко

С.Ю. Радюк    

Апелляционное определение изготовлено 10.10.2022.

33-3292/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дегтярева Лариса Григорьевна
Ответчики
Администрация городского поселения Чернышевское
Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Малолыченко Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
24.08.2022Передача дела судье
20.09.2022Судебное заседание
21.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2022Передано в экспедицию
20.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее