Докладчик - Петрова Л.А. Дело № 2-602/2022
Дело № 33-522/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2023 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Петровой Л.А.,
судей Загорьян А.Г. и Марьенковой А.В.,
при помощнике судьи Долгий И.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Анивского района в интересах граждан, проживающих на территории г. Анива Сахалинской области, к муниципальному бюджетному учреждению «Отдел капитального строительства» Анивского городского округа, администрации муниципального образования «Анивский городской округ», о возложении обязанности принять меры к восстановлению благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов, по апелляционной жалобе представителя ответчика МБУ «Отдел капитального строительства» Шибарова М.Г. на решение Анивского районного суда Сахалинской области от 13 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Петровой Л.А., судебная коллегия
установила:
2 сентября 2022 года прокурор Анивского района в интересах граждан Ипатовой Л.И., Ефремова А.К., Пак Пен Хак, Гайкалова С.Н., Козлова Н.И., Рудак Н.А. обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой Анивского района проведена проверка по обращению депутата Сахалинской областной Думы Лотина Е.В., в ходе которой выявлены следующие нарушения действующего законодательства. 12 марта 2020 года между МБУ «Отдел капитального строительства» Анивского городского округа (Заказчик) и СПК «Сахалинский» (Подрядчик) по итогам электронного аукциона, проведенного в соответствии с Федеральным законом от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 2 марта 2020 года № заключен контракт №-Д на выполнение работ по объекту «Капитальный ремонт наружных инженерных сетей дворовой территории многоквартирных домов №, 29 по ул. Кирова, № 14, 14 А, 16 по ул. Первомайская г. Анива». Работы по ремонту инженерных сетей выполнялись в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования «Анивский городской округ» качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства на 2015-2020 годы» за счет средств бюджета Анивского городского округа. Прокуратурой установлено, что по результатам проведенных работ нарушено благоустройство придомовых территорий вышеуказанных многоквартирных домов, что выразилось в разрушении асфальтобетонного покрытия дворовых территорий и проездов к многоквартирным домам. Правилами благоустройства и санитарного содержания территории МО «Анивский городской округ», утвержденных Собранием округа 22 августа 2013 года № 404 предусмотрено, что организация, получившая разрешение на производство земляных работ, или выполняющая работу по ликвидации аварии на подземных сетях или производящая текущий или капитальный ремонт дорожного покрытия или элементов благоустройства с проведением земляных работ, после окончания работы обязана сдать место разрытия с восстановленным благоустройством по акту представителю департамента архитектуры градостроительной деятельности и землепользования администрации Анивского городского округа, с выдачей гарантийного письма на качество выполненных работ сроком на два года. Однако Приложением № 1 к Контракту «Сводный сметный расчет стоимости строительства» восстановление благоустройства указанных придомовых территорий после замены инженерных коммуникаций не предусмотрено. Согласно ответу администрации Анивского городского округа 6 октября 2020 года для выполнения работ по благоустройству дворовой территории (2 этап) под лимиты местного бюджета 2021 года Заказчиком заключен муниципальный контракт с ООО «ВЕКТОР» со сроками выполнения работ с 1 мая 2021 года по 30 июня 2021 года, однако 14 октября 2021 года ввиду отсутствия финансирования данный муниципальный контракт был расторгнут по соглашению сторон. Таким образом, нарушенное в рамках исполнения Контракта благоустройство придомовых территорий не восстановлено не по вине Подрядчика. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. Заказчик и администрация Анивского городского округа меры, направленные на восстановление прав граждан, не приняли, нарушенное благоустройство не восстановили. На основании изложенного, просит возложить на МБУ «Отдел капитального строительства» Анивского городского округа, а при недостаточности средств на администрацию Анивского городского округа обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по восстановлению разрушенного благоустройства придомовых территории многоквартирных домов № 27, 29 по ул. Кирова, № 14, 14-А, 16 по ул. Первомайская г.Анива, а именно восстановить асфальтобетонное покрытие дворовых территорий и проездов к многоквартирным домам.
Решением Анивского районного суда от 13 октября 2022 года исковые требования удовлетворены. На МБУ «Отдел капитального строительства» Анивского городского округа возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по восстановлению разрушенного благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов № 27, 29 по ул. Кирова, № 14, 14-«А», 16 по ул. Первомайская в г. Анива Сахалинской области, а именно: восстановить асфальтобетонное покрытие дворовых территорий и проездов к вышеуказанным многоквартирным домам. При недостаточности имущества субсидиарную ответственность по обязательствам МБУ «Отдел капитального строительства» Анивского городского округа возложить на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ».
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика МБУ «Отдел капитального строительства» Шибаров М.Г. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении иска. Указывает, что решение принято с нарушением норм права, неверно определен субъектный состав участников спора, обязанность на МБУ «ОКС» Анивского ГО возложена незаконно. Ссылаясь на положения устава Анивского ГО обращает внимание, что учредителем МБУ «ОКС» является администрация Анивского ГО, которая принимала решение и заключала контракт с ООО «Вектор» на благоустройство дворовых территорий и впоследствии его расторгла по соглашению сторон, в связи со снятием лимитов денежных средств. Просит учесть, что благоустройство указанных дворовых территорий запланировано на 2023 год за счет средств областного бюджета, утвержден проект, который был предоставлен в судебное заседание. Кроме того, судом не учтено, что указанные дворовые территории не имели асфальтового покрытия, как следует из акта проверки ремонт не производился с 1973 года, в связи с чем отсутствует причинно-следственная связь между проведением инженерных работ и текущим состоянием дворовых территорий. Утверждает, что учреждение не уполномочено самостоятельно принимать решение по вопросам местного самоуправления, правовые основания для заключения контракта на асфальтирование придомовых территорий, а также денежные средства у МБУ «ОКС» отсутствуют, а заявленные требования являются нецелесообразными ввиду того, что необходимо осуществить весь комплекс мер по благоустройству территорий.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Анивского района Евдокимов В.В. просит решение суда оставить без изменения.
При апелляционном рассмотрении дела представитель ответчика МБУ «ОКС» Голубева Е.В. поддержала апелляционную жалобу, прокурор Болденков Е.А. просил оставить ее без удовлетворения.
Остальные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия находит, что оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, не имеется.
В силу статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года К» 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Решением Собрания муниципального образования «Анивский городской округ» № 404 от 22 августа 2013 года утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Анивский городской округ» устанавливающие единые и обязательные к исполнению нормы и требования к благоустройству и санитарному содержанию территорий Анивского городского округа, включая территории, прилегающие к границам зданий и ограждений, ведомственной принадлежности и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Анивского городского округа.
Согласно пункту 2.34 указанных Правил придомовой (дворовой) территорией является земельный участок жилого дома (домов), определенный проектом или установленный по методике расчета нормативных размеров земельных участков, предназначенных для организации площадок отдыха взрослого населения, игр детей, для занятий физкультурой, для хозяйственных целей, стоянок для автомашин, зеленых насаждений, создания пешеходных дорожек, проездов.
Организация, получившая разрешение на производство земляных работ, или выполняющая работу по ликвидации аварии на подземных сетях, или производящая текущий или капитальный ремонт дорожного покрытия или элементов благоустройства с проведением земляных работ, после окончания работы обязана сдать место разрытия с восстановленным благоустройством по акту представителю департамента архитектуры градостроительной деятельности и землепользования администрации Анивского городского округа, с выдачей гарантийного письма на качество выполненных работ сроком на два года. Датой окончания работ считается дата подписания акта (п. 7.3.9 Правил).
В силу пункта 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно пункту 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого-имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с Уставом МБУ «Анивский ОКС» Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, и уполномочено выступать муниципальным заказчиком, застройщиком муниципальных объектов капитального строительства (пункты 1.8, 2.1).
Предметом деятельности Учреждения является выполнение функций по организации и сопровождению предпроектных и проектных работ заказчика, застройщика и строительного контроля в ходе строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов муниципальной собственности (пункт 2.2).
Для достижения указанных в пункте 2.2 Устава целей Учреждение обеспечивает проведение технико-экономических обоснований, инженерных изысканий, подготовки проектной документации, капитального, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов в пределах выделенных объемов капитальных вложений, а также представление всей необходимой для этого документации (пункт 2.3.3).
Осуществляет контроль и технический надзор за строительством, соответствием объема, стоимости и качества работ проектам, сметным расчетам и договорным ценам, строительным нормам и правилам на производство и приемку этих работ (пункт 2.3.47).
Источниками формирования имущества Учреждения в денежной форме являются субсидии и бюджетные инвестиции из бюджета Анивского городского округа, добровольные имущественные взносы и пожертвования, выручка от реализации товаров, работ и услуг, доходы, получаемые от собственности Учреждения, другие поступления (пункт 3.1.5).
Учредитель формирует и утверждает муниципальное задание для Учреждения в соответствии с его основными видами деятельности. 12 марта 2020 года между Заказчиком и СПК «Сахалинский», выступающим в качестве подрядчика, по итогам электронного аукциона, проведенного в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ заключен контракт № 14/20-Д на выполнение работ по объекту «Капитальный ремонт наружных инженерных сетей дворовой территории многоквартирных домов № 27, № 29 по ул.Кирова, № 14, №14А, №16 по ул.Первомайская г.Анива.
Установлено, что работы по ремонту инженерных сетей выполнялись в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования «Анивский городской округ» качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства на 2015-2020 годы» за счет средств бюджета Анивского городского округа.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенных по муниципальному контракту работ нарушено благоустройство придомовых территорий многоквартирных домов № 27, № 29 по ул.Кирова, № 14, № 14А, № 16 по ул.Первомайская г.Анива, что выразилось в разрушении асфальтобетонного покрытия дворовых территорий и проездов в многоквартирным домам.
При этом Приложением № 1 к муниципальному контракту «Сводный сметный расчет стоимости строительства» восстановление благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов после замены инженерных коммуникаций не предусмотрено.
Из представленной информации администрации городского округа следует, что 6 октября 2020 года с целью выполнения работ по благоустройству дворовой территории указанных домов под лимиты местного бюджета на 2021 год Заказчиком заключен муниципальный контракт с ООО «ВЕКТОР» со сроком выполнения работ с 1 мая 2021 года по 30 июня 2021 года, но ввиду отсутствия финансирования 14 октября 2021 года муниципальный контракт расторгнут по соглашению сторон.
Субсидирование Анивского городского округа на проведение работ по капитальному ремонту дворовых территорий, ежегодно распределяемое из средств областного бюджета муниципальным образованиям, на 2022 год не предусмотрено.
Согласно акту осмотра придомовой территории многоквартирных домов № 27, № 29 по ул.Кирова, № 14, № 14А, № 16 по ул.Первомайская г.Анива, установлено наличие повреждения асфальтобетонного покрытия проездов к домам и между ними, которое произошло в процессе эксплуатации и устройства инженерных сетей, ремонт придомовой территории не осуществлялся с 1973 года, то есть с момента ввода домов в эксплуатацию и визуально разделить эксплуатационные и иные повреждения, не представилось возможным.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь подлежащими применению к спорным правоотношениям вышеприведенными правовыми нормами, установил юридически значимые по делу обстоятельства, согласно которым Заказчиком МБУ «Анивский ОКС» в муниципальном контракте, заключенным с Подрядчиком СПК «Сахалинский», восстановление благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов после замены инженерных коммуникаций не предусмотрено, с 2020 года до настоящего времени вред, причиненный гражданам, проживающим в многоквартирных домах № 27, № 29 по ул.Кирова, № 14, № 14А, № 16 по ул.Первомайская г.Анива, в связи с выполнением капитального ремонта наружных инженерных сетей дворовой территории в рамках муниципального контракта № 14/20-Д от 12 марта 2020 года не устранен, пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Анивский городской округ» МБУ «Анивский ОКС» как заказчик обязан был предусмотреть в муниципальном контракте № 14/20-Д от 12 марта 2020 года условие и финансирование восстановления благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов после замены инженерных коммуникаций, в связи с чем несет ответственность за причинение вреда.
Выводы суда в решении достаточно подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, нашли свое отражение в решении и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Анивского районного суда Сахалинской области от 13 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика МБУ «Отдел капитального строительства» Анивского городского округа Шибарова М.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Л.А. Петрова
Судьи А. Г. Загорьян
А.В. Марьенкова