№2а-3001/2020
64RS0043-01-2020-004493-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09.12.2020 г. г.Саратов
Волжский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Тереховой-Сидоркиной О.В.
при секретаре ФИО4
с участием административного истца ФИО3, ФИО2 административного истца ФИО5, ФИО2 ГУ МВД России по Саратовской области, УМВД России по г. Саратову, ОГИБДД УМВД России по г. Саратову, РЭО ГИБДД УМВД России по г. Саратову ФИО7, представителя УМВД России по г. Саратову ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к ГУ МВД России по Саратовской области, УМВД России по г. Саратову, заинтересованные лица: ОГИБДД УМВД России по г. Саратову, РЭО ГИБДД УМВД России по г. Саратову о признании действий незаконными,
установил:
административный истец обратился в суд с данным иском к ответчикам в обоснование которого указал, что 09.07.2012 г. ФИО3 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством на срок 1 год 6 месяцев. По истечению установленного судом восемнадцатимесячного срока лишения права управления транспортными средствами в начале 2015г. ФИО3 обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Саратову в целях получения водительского удостоверения, которое ему было выдано. 31.03.2020г. истец обратился в ГИБДД по вопросам уплаты штрафов, однако, истцу было указано сотрудниками полиции, что он лишен права управления транспортными средствами, после чего водительское удостоверение было сдано в ГАИ. 08.09.2020г. истец обратился в РЭО ГИБДД УМВД России по г. Саратову с заявлением о выдаче водительского удостоверения в связи с его утратой и получил письменный отказ в выдаче водительского удостоверения. На основании изложенного, просит суд признать незаконным отказ ФИО2 по <адрес> от 07.05.2020г. в выдаче ФИО3 водительского удостоверения на право управления транспортными средствами в связи с не истечением срока лишения права управления транспортными средствами с 21.01.2014г.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. При этом, истец указал, что водительское удостоверение после вынесения постановления мировым судьей о лишении его права управления транспортными средствами он в правоохранительные органы не сдавал в связи с его утратой, с заявлением об утрате водительского удостоверения в правоохранительные органы, также, не обращался.
Представитель ГУ МВД России по Саратовской области, УМВД России по г.Саратову, ОГИБДД УМВД России по г. Саратову, РЭО ГИБДД УМВД России по г.Саратову ФИО7 полагала, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Представитель УМВД России по г. Саратову ФИО6 просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего административного дела, суд находит исковые требования ФИО3 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ч.1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
Таким образом, судебной защите подлежит нарушенное право либо создана реальная угроза нарушения права.
Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 ч.1).
В соответствии со ст. 54 Конституции РФ, принятой 12.12.1993г. государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными Законом.
Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Пунктом 1 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Судом установлено, что Постановлением мирового судьи судебного участка №8 Кировского района города Саратова от 09.07.2012 г. ФИО3 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему было назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством на срок 1 год 6 месяцев. Также установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении водительское удостоверение у ФИО3 в соответствии со ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не изымалось. Материал об административном правонарушении в отношении ФИО3, поступивший на судебный участок №8 Кировского района города Саратова для рассмотрения по существу, не содержал водительского удостоверения ФИО3 Указанные обстоятельства административный истец подтвердил в судебном заседании.
Согласно ст. 32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел (ч.1).
В силу положений ст. 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники (ч.1).
По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания (за исключением временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида), подлежат возврату по его требованию в течение одного рабочего дня (ч. 4 в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ).
По истечению срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.3 и главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 настоящего Кодекса, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (ч.4.1введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 196-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ). Хранение невостребованных документов осуществляется в течение трех лет. По истечении указанного срока невостребованные документы подлежат уничтожению (ч.5).
В силу ст. 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права (ч.1). В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные ч. 1 - 3.1 ст. 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок (ч.1.1).
В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов (ч.2).
Судом установлено, что вступившее в законную силу Постановление мирового судьи судебного участка №8 Кировского района города Саратова от 09.07.2012 г. № о привлечении ФИО3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, поступило в адрес органа, исполняющего этот вид административного наказания (в органы внутренних дел) без водительского удостоверения. Указанные обстоятельства подтвердили в судебном заседании представители ответчиков.
Из содержания искового заявления, а также из объяснений истца, данных в судебном заседании, усматривается, что истцом, в нарушение правил ч.1.1 ст. 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, водительское удостоверение в орган, исполняющий административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами (в органы внутренних дел), не сдавалось.
Допустимых и достаточных доказательств тому, что административным истцом в целях исполнения назначенного административного наказания водительское удостоверение было сдано в компетентные органы материалы дела не содержат и судом не добыто.
Согласно ч. 1 ст.21 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Как следует из п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (вместе с "Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (редакция от 08.09.2010г.) система взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (далее - электронные сервисы), сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Согласно административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденному Приказом МВД России от 02.03.2009г. № 185, информирование о наличии административных правонарушений в области дорожного движения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) в соответствии с правилами, установленными на данном портале, а также через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Сведения об административном правонарушении в области дорожного движения должны быть доступны на едином портале и в системе межведомственного электронного взаимодействия не позднее трех суток с момента: возбуждения сотрудником дела об административном правонарушении; передачи дела об административном правонарушении по подведомственности; поступления в подразделение из суда, иного органа, уполномоченного рассматривать дело, постановления по делу об административном правонарушении; рассмотрения сотрудником дела об административном правонарушении; получения решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении либо последующих решений вышестоящих инстанций по жалобам; вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении или получения сведений об этом из суда, иного органа, уполномоченного рассматривать дело; получения сведений об окончании исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
В силу ст 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч 1.3 ст 32.2 настоящего Кодекса.
Поскольку Постановление мирового судьи судебного №8 Кировского района города Саратова от 09.07.2012 г. № о привлечении ФИО3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, поступило в адрес органа, исполняющего этот вид административного наказания, действия должностного лица органа внутренних дел по внесению в базу федеральной информационной системы сведений ГИБДД о лишении ФИО3 права управления транспортными средствами являются законными.
При этом, действия компетентных органов по выдаче административному истцу водительских удостоверений в период уклонения истца, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения, не свидетельствуют о незаконности действий должностного лица органа внутренних дел по внесению в базу федеральной информационной системы сведений ГИБДД о лишении ФИО3 права управления транспортными средствами.
Поскольку срок лишения специального права управления транспортными средствами ФИО3 прерван, допустимых и достаточных доказательств истечения срока лишения специального права за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела не содержат, оснований для исключения из базы федеральной информационной системы ГИБДД сведений о лишении ФИО3 права управления транспортными средствами не имеется.
По указанным основаниям, отказ УМВД России по г.Саратову от 07.05.2020г. в выдаче ФИО3 водительского удостоверения на право управления транспортными средствами в связи с не истечением срока лишения права управления транспортными средствами не может быть признан незаконным.
Руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ -░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░-░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░-░░░░░░░░░
░░░░░░░░░
░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░