Решение по делу № 33а-1538/2022 от 27.04.2022

Судья Прохоров А.Ю.

№ 33а-1538/2022

10RS0014-01-2021-000442-92

2а-39/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2022 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилов О.И.

судей Коваленко В.В., Соляников Р.В.

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 03.03.2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия к Куликову С.А. о взыскании недоимки по налоговым обязательствам.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Куликов С.А. не уплатил в установленный законом срок транспортный налог за 2017, 2018 годы, в связи с чем образовалась задолженность. Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка Пряжинского района Республики Карелия о взыскании указанной задолженности, в связи с чем мировым судьей 23.04.2020 был вынесен судебный приказ №(...) о взыскании с Куликова С.А. недоимки по налоговым обязательствам в размере (...) руб., в том числе транспортный налог за 2017 год в размере (...) руб., транспортный налог за 2018 год в размере (...) руб., пеня в размере (...) руб., который был отменен мировым судьей определением от 16.10.2020 по заявлению административного ответчика.

Административный истец Межрайонная инспекция ФНС России №10 по Республике Карелия (в настоящее время произведена замена административного истца на правопреемника Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия) с учетом уточнения исковых требований просил взыскать с Куликова С.А. недоимку по налоговым обязательствам в сумме (...) руб., в том числе: транспортный налог за 2017 год – (...) руб., пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в установленный законом срок – (...) руб.; транспортный налог за 2018 год – (...),00 руб., пени за неуплату транспортного налога за 2018 год – (...) руб.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает на пропуск налоговым органом процессуального срока для подачи административного иска в суд, а также выражает несогласие с произведенным расчетом налога по ставке, примененной для грузового автомобиля, поскольку считает, что транспортное средство ГАЗ-2752 является легковым автомобилем.

Административный ответчик в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного истца (...) против доводов возражал.

Иные участвующие в деле лица в судебном заседании не участвовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как следует из материалов дела, за Куликовым С.А. зарегистрирован автомобиль «(...)», государственный регистрационный знак (...) год изготовления – (...), мощность двигателя – (...).с., дата возникновения права собственности- 10.07.2001.

23.06.2018 МИФНС № 10 по Республике Карелия в адрес административного ответчика направило налоговое уведомление № (...) об уплате транспортного налога. Учитывая, что ответчиком обязательство по уплате налогов исполнено в установленный законом срок не было, в соответствии со ст. 69,70 НК РФ Куликову С.А. направлялись требования № (...) от 28.01.2019, со сроком исполнения – до 18.03.2019 и № (...) от 25.12.2019, со сроком исполнения – до 28.01.2020, об уплате транспортного налога, которые административным ответчиком также исполнены не были.

20.04.2020 в связи с неисполнением Куликовым С.А. обязанности по уплате транспортного налога, МИФНС России № 10 по РК обратилась к мировому судье судебного участка Пряжинского района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Куликова С.А. недоимки по налоговым обязательствам в размере 4946,03 руб., в том числе транспортный налог за 2017 год в размере (...) руб., транспортный налог за 2018 год в размере (...) руб., пеня в размере (...) руб.

Определением мирового судьи судебного участка Пряжинского района Республики Карелия от 16.10.2020 судебный приказ № (...) от 23.04.2020 о взыскании с Куликова С.А. недоимки по налоговым обязательствам отменен по заявлению административного ответчика.

12.04.2021 налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, расчет подлежащих взысканию сумм налога исходя из ставки, примененной для грузового автомобиля, произведен в соответствии с требованиями закона.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу с ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п.1, п. 2 ст. 44 НК РФ).

К региональным налогам относится транспортный налог (ст. ст. 14, 15 НК РФ).

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства (п. 1 ст. 361 НК РФ).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ).

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 2 ст. 52 НК РФ).

В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При неисполнении налогоплательщиком требования об уплате недоимки по налогу, в силу п. 2 ст. 48 НК РФ, действовавшей на момент возникновения недоимки, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Вопрос соблюдения налоговым органом указанного срока проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, истечение данного срока препятствует выдаче судебного приказа (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве»).

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Учитывая положения действующего законодательства, а также то, что зарегистрированное за Куликовым С.А. транспортное средство «ГАЗ 2752» является объектом налогообложения, исчисление транспортного налога административным истцом произведено с учетом сведений, предоставленных органами ГИБДД, осуществляющих учет и регистрацию транспортных средств, при этом обязанность по уплате имеющейся задолженности по транспортному налогу за 2017, 2018 годы административным ответчиком не исполнена, суд обоснованно удовлетворил требования налогового органа.

Довод жалобы о пропуске налоговым органом процессуального срока для обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по транспортному налогу является несостоятельным в связи с неправильным толкованием административным ответчиком положений ч. 2 ст. 48 НК РФ.

Поскольку по требованию №(...) состоянию на 28.01.2019, в котором указана необходимость в срок до 18.03.2019 уплатить задолженность по транспортному налогу в размере (...) руб. и пеням по нему в размере (...) руб., всего – (...) руб., общая сумма недоимки не превысила 3000 руб., постольку налоговый орган либо до момента, когда недоимка по налогам не достигнет 3000 руб., либо до момента истечения трехлетнего срока не имел права на обращение в суд за недоимкой по требованию №(...).

Общая недоимка по обязательным платежам превысила 3000 руб. лишь после выставления налоговым органом требования №20783 по состоянию на 25.12.2019, в котором указана необходимость в срок до 28.01.2020 уплатить задолженность по транспортному налогу в размере (...) руб. и пеням по нему в размере (...) руб., а всего (...) руб.

Таким образом, с заявлением о вынесении в отношении административного ответчика судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу в общем размере (...) руб. (включая (...) руб. по требованию № (...) и (...) руб. по требованию №(...)) налоговый орган обратился 20.04.2020, следовательно, срок установленный п. 2 ст. 48 НК РФ, им соблюден.

Поскольку судебный приказ отменен 16.10.2020, с настоящим административным иском налоговый орган обратился 12.04.2021, то есть в пределах срока, установленного п. 3 ст. 48 НК РФ.

Таким образом, налоговым органом соблюдены порядок и сроки принудительного взыскания транспортного налога и пеней по нему, начисленные за 2017 и 2018 годы.

Несостоятельной является ссылка в апелляционной жалобе на то, что при взыскании транспортного налога судами необоснованно оставлено без внимания то обстоятельство, что транспортное средство «(...)» является легковым автомобилем, а не грузовым в силу следующего.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При исчислении транспортного налога необходимо различать категории транспортных средств, поскольку для налогообложения имеет место описание категории транспортного средства.

Ст. 6 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия" установлены ставки транспортного налога в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. – 10 руб., грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. – 25 руб.

В соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами):

категория «A» - мотоциклы; категория «B» - автомобили (за исключением транспортных средств категории "A"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов; категория «C» - автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

То есть данный закон не различает транспортные средства по категориям «легковые автомобили», «грузовые автомобили». При этом, как указано выше, региональный закон устанавливает налоговые ставки исходя из категории транспортного средства «легковые автомобили» или «грузовые автомобили».

Таким образом, налоговый орган исчислил налоговую базу исходя из сведений, представленных регистрирующими органами, в которых указано, что принадлежащий Куликову С.А. автомобиль «(...)» относится к типу грузовой фургон, что также следует из ответа ОГИБДД МВД России по Пряжинскому району от 05.03.2018 на обращение административного истца.

Учитывая, что при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании данных о типе и категории автомобиля, представленных органами ГИБДД, налоговый орган не вправе проверять документы о правильности заполнения сведений о транспортных средствах, оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено. В случае несогласия с действиями органов ГИБДД по отнесению автомобиля административного ответчика к типу грузовых, ответчик не лишен возможности оспорить такие действия в отдельном установленном законом порядке.

Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам и документам, представленным в материалы дела. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 03.03.2022 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-1538/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 10 по РК
Ответчики
Куликов Сергей Авенирович
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Коваленко Владимир Викторович
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
28.04.2022Передача дела судье
26.05.2022Судебное заседание
06.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2022Передано в экспедицию
26.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее