Судья Молотиевскитй А.Г. Дело № 33-4514/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 марта февраля 2015 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи: Зинкиной И.В.
судей: Филиппова А.Е., Фетинга Н.Н.
с участие прокурора Черновой Е.В.
при секретаре Абросимовой А.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону, в интересах Хитровой Р. С. к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица - Администрация Первомайского района г. Ростова-на-Дону, Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Ростова-на-Дону - Н.И. Плужник на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 октября 2014 г. Заслушав доклад судьи Филиппова А.Е., судебная коллегия
установила:
Прокурор Первомайского района г. Ростова-на-Дону, в интересах Хитровой Р.С. обратился с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица - Администрация Первомайского района г. Ростова-на-Дону, Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обосновании требований указал, Хитрова Р.С. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании Постановления главы Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.07.2012 года принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору соцнайма. До настоящего времени по независящим от нее причинам жильем не обеспечена.
На основании изложенного, истец просил суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Хитровой Р.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 октября года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Хитровой Р.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления на одного проживающего гражданина.
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Ростова-на-Дону обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит изменить судебное постановление, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, выделенных на эти цели Правительством Ростовской области в лице Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, предоставить Хитровойц Р.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что в силу действующего законодательства финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из областного бюджета. При этом апеллянт обращает внимание, что 26.04.2013 года между отраслевым органом Администрации г. Ростова-на-Дону – Департаментом координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, на который возложены государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жильем, и главным распорядителем бюджетных средств по данной категории граждан - Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области заключен договор «О предоставлении субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающий финансирование мероприятий в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот путем перечисления на счет Департамента субвенций. Контроль за расходованием средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной категории возложен на Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
В данном случае, решение суда не может подменять нормативно установленный административный порядок предоставления жилых помещений данной категории граждан и в изложенной судом редакции резолютивной части является неисполнимым.
Апеллянт полагает, что права Хитровой Р.С. Администрацией г. Ростова-на-Дону не нарушались. Ответчик не отказывал ей в предоставлении жилья, а напротив, распоряжением Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 24.07.2012 года она принята на квартирный учет с включением в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением. Вместе с тем апеллянт обращает внимание судебной коллегии, что в 2012-2014 годах средства федерального бюджета и областного бюджета на обеспечение жильем сироты Хитровой Р.С.не выделялись, так как ей только в марте 2013 года исполнилось 18 лет.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в процесс, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены судебного постановления.
Принимая решение, суд руководствовался ст.ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом РО от 22.10.2004 года № 165 «О социальной поддержке детства в Ростовской области», Областным законом РО от 22.06.2006 года № 499 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 года № 363 «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» и исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
К такому выводу суд пришел, установив, что Хитровой Р.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовала право на обеспечение ее жилым помещением до 01.01.2013 года.
Поскольку ее право на внеочередное получение жилого помещения признано Администрацией Первомайского района г. Ростова-на-Дону и Распоряжением от 27.07.2012 года Хитровой Р.С.принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилье, в собственности пригодного для проживания жилого помещения не имеет и жилье ей не предоставлено, суд нашел требования прокурора об обеспечении Хитровой Р.С. жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной областным законом, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд признал правомерным возложение обязанности по обеспечению Хитровой Р.С. жилым помещением на Администрацию г. Ростова-на-Дону за счет средств, выделенных из бюджета области, поскольку государственные полномочия Ростовской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданы исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов и реализуются в порядке, установленном постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из апелляционной жалобы Администрации г. Ростова-на-Дону, доводы апеллянта сводятся к несогласию с изложенной судом редакцией резолютивной части решения, а именно, с отсутствием указания суда на порядок выделения администрации бюджетных средств для предоставления Хитровой Р.С. жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия отклоняет такие доводы как несостоятельные в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».
В силу п. 8.3 Порядка обеспечения жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области № 539 от 25.06.2012 года, администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам найма специализированного жилого помещения гражданам указанной категории.
Положения перечисленных норм не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. Кроме того предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Принимая во внимание, что у Администрации г. Ростова-на-Дону имеется неисполненное обязательство по обеспечению Хитровой Р.С. признанной нуждающейся в жилье и с 2012 года состоящей на учете граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, жильем по договору специализированного найма жилого помещения, суд с учетом установленного Правительством Ростовской области порядка финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области, который не может подменяться судебным решением, правомерно обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону обеспечить Хитрову Р.С. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения без указания на порядок предоставления для этих целей бюджетных средств.
Поскольку в остальной части вынесенное судом решение сторонами по делу не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Ростова-на-Дону – Н.И. Плужник – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: