Дело №2-3274/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2019 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Матвеевой Н.А., при секретаре судебного заседания Цыбеновой В.В., помощнике судьи Занданове А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В, Л в лице их законного представителя Авдеева О.С. к Авдеев П.Д., Лубсанова Г.Г. о признании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Авдеева О.С. в интересах несовершеннолетних В, Л обратилась в суд с иском к Авдеев П.Д., Лубсанова Г.Г. в котором просит признать недействительным договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: ... земельного участка категории земель: земли населенных пунктов - для строительства индивидуального жилого дома, площадью 800 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: РФ ..., заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Авдеев П.Д. в лице О и Лубсанова Г.Г.; применить последствия недействительности сделки путем прекращения права собственности Лубсанова Г.Г. на жилой дом общей площадью 40,1 кв.м., расположенный по адресу: Россия, ... кадастровым номером ... и земельный участок категории земель: земли населенных пунктов - для строительства индивидуального жилого дома, площадью 800 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: Россия, ...
В обоснование заявленных требований указала, что с 2011 года несовершеннолетние В, Л проживают в жилом доме, расположенном по адресу: ..., зарегистрированы постоянно по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ Собственником дома и земельного участка на котором он расположен являлся отец Авдеев П.Д.
В 2019 году стало известно, в 2016 году Авдеев П.Д. выдал доверенность на продажу дома и земельного участка на О, которая 28.05.2016г. на основании данной доверенности продала указанные жилой дом и земельный участок Лубсанова Г.Г.
В настоящее время по документам собственником дома и земельного участка по адресу: ... является Лубсанова Г.Г. Однако несовершеннолетние проживали и проживают по настоящее время по указанному адресу, никуда не выезжали, посещают школу по данному адресу, обслуживаются в поликлинике. Ответчика Лубсанова Г.Г. никогда не видели и не знают, к ним домой она ни разу не приходила.
Считают, что договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону, является недействительным. По данному договору купли-продажи денежные средства не были переданы Авдеев П.Д. Кроме того, при заключении данного договора купли-продажи были нарушены права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних детей продавца, которые права на другое жилое помещение не имеют, постоянно проживают в данном жилом помещении. При заключении данного договора купли-продажи не был соблюден порядок получения согласия органов опеки и попечительства на продажу жилого дома. Несовершеннолетние дети продавца фактически были лишены жилого помещения, а также возможности стать его собственниками.
В судебном заседании Авдеева О.С., представитель Бальжинимаева Б.М., действующая на основании доверенности, требования иска поддержали в полном объеме по основаниям в нем изложенным. Суду пояснили, что ответчиком Авдеев П.Д. в 2013г. при использовании средств материнского (семейного) капитала было дано обязательство оформить жилое помещение в общую долевую собственность. Данное обязательство не было исполнено, в связи с чем были нарушены права несовершеннолетних.
Ответчик Авдеев П.Д. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Лубсанова Г.Г. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Ее представитель по доверенности Базаргуруев Ч.Б. просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на злоупотребление стороной истца своими правами, представил письменный отзыв.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, собственником жилого дома, общей площадью 40,1 кв.м., расположенного по адресу: ... кадастровым номером ..., а также земельного участка категории земель: земли населенных пунктов – для строительства индивидуального жилого дома площадью 800 кв.м. с кадастровым номером ... до 03.06.2016г. являлся Авдеев П.Д.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Республики Бурятия зарегистрирован переход права собственности на жилой дом и земельный участок на основании представленного ДД.ММ.ГГГГ в Управление договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между О, представляющей на основании доверенности интересы Авдеев П.Д. и Лубсанова Г.Г., также ДД.ММ.ГГГГ сторонами договора подписан акт приема передачи.
Оспариваемая сделка от имени Авдеев П.Д. совершена О на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ согласно которой Авдеев П.Д. уполномочил О продать за цену и на условиях по своему усмотрению принадлежащие ему земельный участок и жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ Авдеева О.С. дано нотариально удостоверенное согласие на продажу дома по адресу: ... земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый ....
В судебном заседании также установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. Авдеева О.С., являясь владельцем сертификата на материнский (семейный) капитал, обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в ... - филиал Отделения Пенсионного фонда РФ по ... с заявлением о распоряжении указанными денежными средствами по направлению «Компенсация затрат понесенных на строительство».
Решением Отделения Пенсионного фонда РФ в РБ от 24.04.2013г., заявление Авдеева О.С. удовлетворено, средства материнского (семейного) капитала в размере 408 960,50руб. были перечислены на счет Авдеева О.С.ДД.ММ.ГГГГг.
Кроме того, при рассмотрении заявления об использовании средств материнского (семейного) капитала, Авдеев П.Д. (как собственником жилого помещения) было дано обязательство от 26.03.2013г., согласно которому в соответствии п.4 ст.10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006г. №256-ФЗ, Авдеев П.Д. обязался зарегистрировать в общую собственность его, супруги, детей с определением размера их долей по соглашению в течение 6 месяцев после перечисления ПФ РФ средств материнского (семейного) капитала.
Согласно сведений поступивших по запросу суда, нотариусом М действительно ДД.ММ.ГГГГ было удостоверено обязательство Авдеев П.Д., зарегистрировано в реестре за .... Сведения об отмене или признании обязательства недействительным в нотариальной конторе отсутствуют.
Сведения об отмене или признании обязательства недействительным сторонами в судебном заседании также не представлены.
В силу статьи 219, пункта 1 статьи 549, пункта 1 статьи 551, пункта 2 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимое имущество, а покупатель оплатить обусловленную договором цену. Переход права собственности подлежит государственной регистрации.
Из оспариваемого договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что стоимость недвижимого имущества стороны оценили в 1 600 000 руб. Расчет между сторонами производится в день подписания настоящего договора. Стороны пришли к соглашению, что приобретаемые объекты недвижимости не будут находиться в залоге у продавца.
Вместе с тем, допустимых доказательств тому, что по договору купли – продажи покупателем были переданы денежные средства продавцу в указанном в договоре размере, суду не представлено.
Представитель ответчика Лубсанова Г.Г. в судебном заседании ссылался на то, что при заключении договора купли-продажи покупатель не была уведомлена об использовании средств материнского (семейного) капитала, указанные истцами обстоятельства произошли в результате действий родителей, а не покупателя, в связи с чем, оснований для признания сделки недействительной по мотиву нарушения прав несовершеннолетних детей не имеется.
Указанные доводы суд находит несостоятельными, исходя из следующего.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (пункты 1 и 2 статьи 2) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, реализуемые за счет средств материнского (семейного) капитала и обеспечивающие указанным семьям возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышения уровня пенсионного обеспечения.
Пунктом 1 части 3 статьи 7 и пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ установлено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, направив их на улучшение жилищных условий путем приобретения (строительства) жилого помещения, осуществляемого посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
В силу части 4 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ (в последующей редакции) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Согласно подпункту "г" пункта 8, подпункту "в" пункта 9, подпункту "в"пункта 10, абзацу пятому пункта 10(2), подпункту "д" пункта 11, подпункту "в"пункта 12 и подпункту "ж" пункта 13 Правил направления средств (части средств)материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий,утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 862, к числу документов, которые предоставляются владельцем сертификата в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, отнесено засвидетельствованное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство в шестимесячный срок с момента наступления обстоятельств, указанных в данных нормах, оформить жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Таким образом, приобретение жилого помещения с использованием средств материнского (семейного) капитала обязывает лиц, использующих данные средства, исполнить обязательство об оформлении имущественных прав членов семьи владельца сертификата, в том числе несовершеннолетних детей.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Материалами дела подтверждается, что родителями несовершеннолетних детей В и Л были использованы средства материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на строительство спорного жилого помещения, расположенного по адресу: ..., однако не было своевременно оформлено в долевую собственность.
Законом определен круг субъектов (родители и дети), в чью собственность поступает жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, и установлен вид собственности - общая долевая, возникающий у названных субъектов на приобретенное жилое помещение. Несмотря на то, что принятое обязательство не было исполнено Авдеев П.Д., но в силу приведенных норм права фактически несовершеннолетние дети В и Л являлись сособственниками спорного жилого дома на момент его отчуждения по договору купли-продажи, заключенному между Авдеев П.Д. и Лубсанова Г.Г.
Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ указал о том, что дети должны признаваться участниками долевой собственности на объект недвижимости, приобретенный с использованием средств материнского капитала. В противном случае, права несовершеннолетних детей будут нарушены, поскольку материнский капитал выдан на конкретные цели - улучшение жилищных условий, прежде всего, детей.
Следовательно, спорный дом в силу закона стал общей собственностью Авдеев П.Д., Авдеева О.С. и несовершеннолетних В и Л, независимо от государственной регистрации их прав общей собственности.
В связи с изложенным, довод представителя Базаргуруева Ч.Б. о том, что на момент сделки Авдеев П.Д. был единственным собственником дома, что он не лишен родительских прав и согласия органа опеки и попечительства не требовалось, поскольку долевая собственность оформлена не была, подлежит отклонению.
В силу статей 38, 40 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 17, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, родители при отчуждении принадлежащего им на праве собственности жилого помещения не вправе произвольно и необоснованно ухудшать жилищные условия проживающих совместно с ними несовершеннолетних детей. При отчуждении собственником жилого помещения, в котором проживает его несовершеннолетний ребенок, должен соблюдаться баланс их прав и законных интересов. Нарушен или не нарушен баланс прав и законных интересов при наличии спора о праве, в конечном счете, должен решать суд.
Сторона истца указывала также и на то, что при совершении сделки не было истребовано согласие органа опеки и попечительства. Суд считает, что в данном случае, исходя из того, что спорное жилое помещение являлось единственным жильем для несовершеннолетних детей истца, следовало получить согласие органа опеки и попечительства на его отчуждение.
Указанное согласуется и с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о применении правил п.4 ст. 292 ГК РФ о получении согласия органа опеки и попечительства и в том случае, если несовершеннолетние формально находятся на родительском обеспечении, однако сделка по отчуждению жилого помещения, вопреки установленным законом обязанностям родителей, нарушает права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних детей, в связи с чем, она в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожной.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. В данном случае, сделка по отчуждению спорного имущества совершена без учета интересов несовершеннолетних детей и привела к нарушению гарантированного им законом права собственности на жилое помещение, поэтому она не соответствует требованиям закона и является недействительной.
В силу ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
После заключения договора купли-продажи семья Авдеевых оставалась проживать в своем доме, требование о выселении ответчиком заявлено в 2019 году, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.
Как указано выше, допустимых доказательств тому, что по договору купли – продажи покупателем были переданы денежные средства продавцу в указанном в договоре размере, суду не представлено.
Доводы представителя Базаргуруева Ч.Б. о том, что истцы злоупотребляют своими правами, ранее при рассмотрении требований о признании договора купли – продажи недействительным по основаниям предусмотренным ч.2 ст.179 ГК РФ, а также требований Лубсанова Г.Г. о выселении, Авдеевы не указывали на данные обстоятельства, что стороной истца не оспаривалось, суд находит несостоятельными, учитывая, что указанные требования рассматривались судом по иным основаниям.
Суд, в ходе рассмотрения дела настоящего дела, не нашел оснований для принятия в соответствии со ст. 39 ГПК РФ увеличения исковых требований о возложении на Авдеев П.Д. обязанности выделить доли в праве общей долевой собственности. При этом, истцы не лишены возможности обратиться в суд с указанными требованиями.
Иные доводы сторон, не имеют правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает необходимым удовлетворить требования о признании договора купли –продажи жилого дома и земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Авдеев П.Д. в лице О и Лубсанова Г.Г. недействительным.
Следовательно, подлежат применению последствия недействительности сделки в виде прекращения права собственности за ответчиком Лубсанова Г.Г. на спорное недвижимое имущество, с возвратом вышеуказанных дома и земельного участка в собственность Авдеев П.Д.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ 800 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 03:08:450101:267, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░ ..., ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 40,1 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░, ... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 03:24:010920:76 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ 800 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 03:08:450101:267, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░, ..., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ....
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░