ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-18440/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 20 сентября 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьиМокина Ю.В.
рассмотрел гражданское дело № 22MS0027-01-2023-002603-98 по исковому заявлению Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Тихоновой Светланы Алексеевны к Муниципальному унитарному предприятию «Рубцовский водоканал» муниципального образования г. Рубцовск Алтайского края о защите прав потребителей,
по кассационной жалобе председателя Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» Соснова Е.А. в интересах Тихоновой С.А. на решение мирового судьи судебного участка № 7 г. Рубцовска Алтайского края от 12 февраля 2024 г. и апелляционное определение Рубцовского городского суда Алтайского края от 13 июня 2024 г.,
установил:
Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» (далее - АКОО АЗПП «Сутяжник») обратился в суд с иском в интересах Тихоновой С.А. к Муниципальному унитарному предприятию «Рубцовский водоканал» муниципального образования г. Рубцовск Алтайского края (далее - МУП «Рубцовский водоканал») о защите прав потребителей, обязанием произвести перерасчет оказанных коммунальных услуг по холодному водоснабжению за январь, март, апрель, май 2023 г. без повышающего коэффициента, взыскании компенсации морального вреда, почтовых расходов.
Требования мотивированы тем, что Тихонова С.А. является нанимателем в квартиры по адресу: <адрес>. ООО «Коммунальные услуги и благоустройство» является управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный жилой дом в <адрес>. МУП «Рубцовский водоканал» является исполнителем коммунальных услуг по предоставлению холодного водоснабжения и водоотведения в занимаемой истцом квартире на основании прямого договора, заключенного с жителями дома. Администрация города Рубцовска Алтайского края является собственником жилого помещения, предоставленного истцу по договору социального найма.
В январе, марте, апреле, мае 2023 года ответчик при начислении платы за холодное водоснабжение Тихоновой С.А. применял повышающий коэффициент 1,5 в связи с тем, что в комнате истца не установлен индивидуальный прибор учета (далее – ИПУ). Считает, что в силу действующего законодательства, обязанность по установке ИПУ в муниципальной квартире лежит на собственнике – наймодателе. Наниматель жилого помещения такими правами не обладает. Начисление платы за услугу с повышающим коэффициентом возможно только в отношении собственников жилых помещений.
Просил обязать ответчика МУП «Рубцовский Водоканал» произвести перерасчет оплаты за холодное водоснабжение Тихоновой С.А. как нанимателю квартиры по адресу: <адрес>. Взыскать с МУП «Рубцовский Водоканал» в пользу Тихоновой С.А. компенсацию морального вреда размере 10 000 руб., почтовые расходы в пользу АКОО АЗПП «Сутяжник».
Решением мирового судьи судебного участка № 7 города Рубцовска Алтайского края от 12 февраля 2024 г. в удовлетворении исковых требований АКОО АЗПП «Сутяжник» в интересах Тихоновой С.А. к МУП «Рубцовский Водоканал» отказано.
Определением Рубцового городского суд Алтайского края от 27 мая 2024 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Апелляционным определением Рубцовского городского суда Алтайского края от 13 июня 2024 г. решение мирового судьи судебного участка № 7 города Рубцовска Алтайского края от 12 февраля 2024 г. по иску АКОО АЗПП «Сутяжник» в интересах Тихоновой С.А. к МУП «Рубцовский Водоканал» о защите прав потребителей отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований АКОО АЗПП «Сутяжник» в интересах Тихоновой С.А. к МУП «Рубцовский Водоканал» отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной в интересах Тихоновой С.А., АКОО АЗПП «Сутяжник» ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального права.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) кассационная жалоба на вступившее в законную силу определение суда и вынесенное по результатам его обжалования определение апелляционной инстанции, рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Учитывая, что решение мирового судьи судебного участка № 7 города Рубцовска Алтайского края от 12 февраля 2024 г. отменено апелляционным определением Рубцовского городского суда Алтайского края от 13 июня 2024 г., решение суда первой инстанции проверке не подлежит.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанций не допущено, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Судами установлено и следует из материалов дела, собственником жилого помещения по адресу: <адрес> является Муниципальное образование город Рубцовск Алтайского края.
Тихонова С.В. является нанимателем данного жилого помещения на основании договора социального найма от 11 января 2012 г. и потребителем услуг по водоснабжению и водоотведению.
Предоставление коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения жителям многоквартирного жилого дома по <адрес> осуществляет МУП «Рубцовский водоканал».
Управляющей компанией данного многоквартирного дома в спорный период являлась ООО «КУБ».
Квартира по <адрес> в г. Рубцовске оборудована ИПУ холодного водоснабжения 1 апреля 2010 г., окончание срока поверки 13 февраля 2016 г.
Актом от 13 октября 2023 г. проведена поверка установленного ИПУ, дата очередной поверки установлена 13 октября 2029 г.
В связи с тем, что в спорный период времени (январь, март, апрель и май 2023 г.) отсутствовали сведения о поверке ИПУ холодного водоснабжения, установленного в квартире по <адрес>, при начислении платы за холодное водоснабжение за январь, март, апрель и май 2023 г. МУП «Рубцовский водоканал» применял повышающий коэффициент 1,5 к нормативу потребления 4,325 куб. м на одного проживающего и производил начисление из объема потребления 6,488 куб. м, что привело к увеличению платы за холодное водоснабжение на 58,56 руб. ежемесячно.
В квитанциях на оплату коммунальных услуг в качестве плательщика указано Муниципальное образование г. Рубцовска.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика произвести перерасчет оплаты за холодное водоснабжение за спорный период без повышающего коэффициента, поскольку исходя из установленных обстоятельств, начисление платы за холодное водоснабжение производилось ответчиком в соответствии с действующим законодательством, применение повышающего коэффициента в спорный период являлось обоснованным, соответственно, нарушений прав истца как потребителя услуги, со стороны ответчика не допущено.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с часть 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма (ч. 4 ст. 67 ЖК РФ).
Положения частей 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ обязывают своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги граждан, являющихся в том числе нанимателями жилых помещений по договору социального найма, нанимателями жилых помещений по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, нанимателями жилых помещений по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, членами жилищного кооператива, собственниками жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которыми регулируются, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу абз. 15 п. 2 Правил N 354 потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Пунктом 38 Правила N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тариф (цена) на коммунальный ресурс, действующий в соответствующем расчетном периоде, применяется ко всему объему потребления коммунального ресурса в этом расчетном периоде, в том числе к объему потребления коммунального ресурса в дни предыдущего календарного месяца, учтенному в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил.
Согласно абз. 1 п. 42 Правила N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента (абз. 3 п. 42 Правил N 354).
Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, определяется по формуле 4 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению с применением повышающего коэффициента 1,5.
Согласно п. 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В силу подп. д) п. 34 Правил N 354 потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.
Согласно п. 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В соответствии с подп. д) п. 81(12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется лицом, указанным в пункте 81(8) настоящих Правил, исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (п. 81(14) Правил N 354).
Исходя из указанных правовых положений, не обеспечение проведения своевременной поверки индивидуальных приборов учета, установленных в жилом помещении, препятствует установлению их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Показания приборов учета используются для определения объема потребленных услуг, исходя из которого рассчитывается размер платы за коммунальные услуги, и должны обеспечивать объективность и достоверность сведений о фактическом потреблении соответствующих коммунальных ресурсов.
Указом Губернатора Алтайского края от 25 ноября 2022 г. № 186 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Алтайского края с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года» с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. установлен норматив потребления холодного водоснабжения 4,325 куб. м на 1 чел. в месяц.
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено начисление платы потребителю коммунальной услуги по холодному водоснабжению, предоставленной в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, но не прошедшего поверку в установленном порядке, по формуле 4(1) приложения N 2 Правил N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению с применением повышающего коэффициента (1,5).
Исходя из изложенного, доводы кассационной жалобы о том, что ответчик не праве был применять повышающий коэффициент к нормативу потребления холодного водоснабжения при исчислении платы за оказанную коммунальную услугу в спорный период, подлежат отклонению как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Поскольку жилое помещение истца в спорный период времени не было оборудовано индивидуальным прибором учета потребления холодной воды вследствие неисполнения потребителем коммунальной услуги обязанности по своевременной поверке ИПУ, соответственно, ответчиком обоснованно применены в расчете платы за оказанные услуги холодного водоснабжения соответствующий норматив потребления (4,325 куб. м) с применением повышающего коэффициента.
В целом доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку, фактически сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке.
Несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций само по себе не свидетельствует о нарушении судами норм процессуального и материального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра обжалуемых судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции,
определил:
апелляционное определение Рубцовского городского суда Алтайского края от 13 июня 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу АКОО АЗПП «Сутяжник» – без удовлетворения.
Судья Ю.В. Мокин