Дело №2-142/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Оханск Пермского края «12» ноября 2013 г.
Оханский районный суд Пермского края:
под председательством судьи Петуховой О.В.,
при секретаре Шиловой О.А.,
с участием: истца Сычевой О.Н.,
представителя ответчика Луневой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сычевой Ольги Николаевны к Межрайонному территориальному управлению № 1 Министерства социального развития Пермского края о восстановлении срока реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением, как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении; включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении; предоставлении благоустроенного жилого помещения,
установил:
Сычева О.Н., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, обратилась с данным иском, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ она вместе со своей младшей сестрой была помещена в <данные изъяты> детский приемник-распределитель Пермской области, а затем в <данные изъяты> детский дом, в связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ года они были обнаружены, как оставшиеся без попечения родителей (место нахождения которых так и не было установлено) в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ она была переведена в <данные изъяты> школу-интернат, а затем училась и воспитывалась в <адрес>, откуда и была выпущена, но в нарушение ст. 109.1 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жильем обеспечена не была, в очередь на льготное получение жилого помещения как ребенок-сирота, нуждающаяся в жилом помещении, поставлена не была; закрепленного за ней жилого помещения не имела. Считает, что её право на внеочередное получение жилого помещения после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания нарушено; на учет для получения жилого помещения, как ребенок-сирота, нуждающийся в жилье, она должна была быть поставлена в <адрес>, поскольку там была обнаружена, а место её рождения неизвестно.
В судебном заседании Сычева О.Н., настаивая на удовлетворении заявленных требований, пояснила, что после окончания профессионального училища во <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ она вернулась в <адрес>, создала семью без регистрации брачных отношений, и стала проживать в доме родителей мужа, откуда он в настоящее время просит её выселиться и, поскольку какого-либо другого жилого помещения она не имеет, и администрациями <адрес> и <данные изъяты> муниципального района ей было отказано в предоставлении жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, то она просит предоставить ей и её членам семьи жилье на территории Оханского района Пермского края с восстановлением срока реализации такого права и включением в соответствующий список.
Представитель МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края исковые требования не признала, указав, что, согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Пермского края «147-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратила право на обеспечением жилым помещением соответствующей категории лиц при достижения 23-летнего возраста. Более того, Сычева О.Н. не являлась воспитанницей <данные изъяты> детского дома, была выявлена на территории <адрес> и помещена в <данные изъяты> детский дом, где у неё и возникло право на постановку на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем государственными полномочиями по предоставлению Сычевой и членам её семьи жилого помещения на территории Оханского района, МТУ №1 не обладает.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из документов личного дела воспитанницы Сычевой О.Н., сформированным <данные изъяты> детским приемником-распределителем УВД Пермского облисполкома, ДД.ММ.ГГГГг в <адрес> были обнаружены две «брошенные» родителями девочки, имя и возраст которых были установлены с их слов. Предпринятыми мерами родители детей обнаружены не были. Дети были одеты в одежду, полученную в детском доме № <данные изъяты>, и помещены в соматическое отделение детской областной больницы (л.д.9-11).
ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес> истице Сычевой О.Н. было выдано свидетельство о рождении, с установлением даты рождения - ДД.ММ.ГГГГ и отсутствием записи о родителях (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ Сычева О.Н. помещена в <данные изъяты> детский приемник-распределитель, откуда, на основании решения исполкома <данные изъяты> районного Совета народных депутатов за № от ДД.ММ.ГГГГ по путевке Пермского ОБЛОНО от ДД.ММ.ГГГГ, была помещена в <данные изъяты> детский дом (л.д.12-15). Затем, по путевке Пермского ОБЛОНО от ДД.ММ.ГГГГ - направлена в <данные изъяты> школу-интернат; по путевке № от ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ Сычева О.Н. окончила <данные изъяты> № <адрес> (л.д.16, 29; документы из личного дела, исследованные в судебном заседании).
Данных о том, что Сычева О.Н. помещалась в установленном порядке в детский дом <адрес>, не имеется. В детском доме <адрес> Сычева О.Н. не воспитывалась.
Таким образом, Сычева О.Н. окончила пребывание в образовательных учреждениях, где находилась на полном государственном обеспечении, в ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> возрасте. 23 года Сычевой О.Н. исполнилось ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из данных о рождении старшего ребенка Сычевой О.Н., справок о её регистрации по месту жительства, она, действительно, после получения <данные изъяты> образования, вернулась и стала проживать на территории Оханского района в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности матери мужчины, с которым она состоит в незарегистрированных брачных отношениях. Прав на объекты недвижимости за Сычевой О.Н. и её детьми не зарегистрировано (л.д.17 - 24).
Как установлено в судебном заседании в занимаемое жилое помещение Сычева О.Н. была вселена в качестве члена семьи и право пользования им в установленном законом порядке ею не утрачено.
Часть 2 ст. 37 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего до 01. 03. 2005г, предусматривала, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из их числа, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01 января 2013 года ч.2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Статьей 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы и т.д. и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч.1 ст. 8 вышеуказанного закона (в действующей редакции ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения таким лицам предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения этим лицам предоставляются по письменному заявлению по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.
В силу ч.9 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, по смыслу закона, Сычева О.Н., не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; статус такого лица ею утрачен в силу возраста.
Помимо этого, истица, достигнув совершеннолетнего возраста, не обращалась в установленном законодательством порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье по льготной категории лиц по списку из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения 23-летнего возраста. Определенный законодателем срок реализации указанной категорией граждан жилищных прав ограничен возрастом от 18 до 23 лет, при этом, указанный срок является пресекательным и не относится к какому-либо сроку, подлежащему восстановлению.
В связи с этим суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Сычевой О.Н. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Сычевой Ольге Николаевне в удовлетворении требований о восстановлении срока реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением, как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении; включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении; предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Оханский райсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись)
Копия верна, судья О.В. Петухова
Решение вступило в законную силу 19.12.2013 г.
Секретарь