Дело № 2-1411/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 октября 2018 года |
г. Орёл |
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Дементьева А.А.,
при секретаре Косолаповой Е.Н.,
с участием представителей истца Чибуткиной А.Н., Тулуповой Ю.И.,
ответчика Рыбиной В.С.,
представителя ответчиков Шавыркиной Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску ЖСК «Мезенский» к Рыбину С. М., Рыбиной В. С. о взыскании неосновательного обогащения и понуждении к заключению договора о пользовании инженерными сетями,
установил:
ЖСК «Мезенский» обратился в Орловский районный суд Орловской области с вышеуказанным иском к Рыбину С.М. и Рыбиной В.С., указав в обоснование, что Рыбину С.М. и Рыбиной В.С. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 2108 кв.м. с жилым домом, расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок ответчиков находится на территории ЖСК «Мезенский».
Ответчик Рыбин СМ. с Дата являлся членом ЖСК «Мезенский» на основании личного заявления о принятии его в члены указанного кооператива и решения о принятии его в число членов ЖСК «Мезенский».
С 2012 года Рыбин СМ. не уплачивал членские взносы, в результате чего у него сложилась задолженность в размере 33 600 рублей. Указанная задолженность была взыскана с Рыбина СМ. на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 2 Орловского района Орловской области.
Дата от ответчика Рыбина СМ. было получено заявление об исключении его из членов ЖСК «Мезенский».
Решением внеочередного повторного открытого собрания членов ЖСК «Мезенский», оформленным протоколом от Дата, просьба Рыбина С.М. о выходе из ЖСК была удовлетворена. Кроме того, собрание решило заключить с Рыбиным СМ., после выхода из членов ЖСК, договор на пользование инженерными сетями на платной основе, проект договора одобрить, сумма платы 10 000 рублей в месяц.
Впоследствии Рыбину СМ. неоднократно направлялись уведомления о том, что он выведен из состава членов ЖСК «Мезенский» и обязан заключить договор на пользование инженерными сетями, высылался экземпляр договора. Однако ответчики так и не заключили договор с ЖСК «Мезенский» на пользование объектами инфраструктуры, плату за пользование вносить не желают. Вместе с тем, ответчики по настоящее время пользуются водопроводом, сетями газо- и электроснабжения, а также подъездной дорогой, построенными за счет средств ЖСК «Мезенский». Таким образом, ответчики, не являясь членами ЖСК, пользуются всей инфраструктурой кооператива в равной степени с его членами.
Протоколом внеочередного открытого собрания Правления ЖСК «Мезенский» от Дата была установлена плата за пользование объектами инфраструктуры, в том числе инженерными сетями (водопроводом, ЛЭП, газопроводом, поселковой дорогой) в размере 10000 рублей в месяц.
Ссылаясь на положения Устава ЖСК «Мезенский», ст.ст. 1102 ГК РФ просят суд взыскать с Рыбина С.М. и Рыбиной В.С, в солидарном порядке в пользу ЖСК «Мезенский» неосновательное обогащение - денежные средства за пользование объектами инфраструктуры за период с Дата по Дата в размере 60000 рублей.
В ходе судебного разбирательства, представителем истцов были уточнены исковые требования, в окончательном варианте, ссылаясь на положения ст. 421, 445 ГК РФ просил суд обязать Рыбина С.М. и Рыбину В.С. заключить договор на пользование инженерными сетями и взыскать неосновательное обогащение с них в размере 60000 рублей
Представители истца Чибуткина А.Н. и Тулупова Ю.И. исковые требования поддержали в полном объёме, по изложенным в нём основаниям.
Ответчик Рыбина В.С. и представитель Шавыркина Ю.Л. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. Полагали сумму, которую заявляет истец ко взысканию необоснованной и ничем не подтвержденной. При этом указали, что водопроводными сетями и подъездной дорогой ответчики не пользуются.
Суд, заслушав объяснения участвующих лиц, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. При этом, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ о неосновательном обогащении применяются независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из положений статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период создания ЖСК), статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 119, 124 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищно-строительный кооператив представляет собой юридическое лицо, где члены кооператива, действующие совместно, добровольно и за счет собственных или привлеченных средств приобретают, строят или реконструируют недвижимое имущество для удовлетворения своих потребностей в жилье.
Согласно ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Так, в силу ст. 158 ЖК Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 6 ст. 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Вместе с тем, отсутствие такого договора при условии оказания услуг надлежащего качества не является основанием для невнесения платы.
Согласно ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива. Аналогичное правило содержится в пункте 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. В соответствии с п. 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами.
В судебном заседании установлено следующее.
Рыбину С. М. и Рыбиной В. С. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 2108 кв.м. с жилым домом, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок и жилой дом находится на территории земельного участка ЖСК «Мезенский».
Из протокола общего собрания от Дата усматривается, что установлена плата за пользование объектами инфраструктуры ЖСК «Мезенский» в размере 10000 рублей.
Решением собрания членов ЖСК «Мезенский» от Дата, на основании личного заявления, Рыбин С.М. был исключен из членов ЖСК «Мезенский». Принято решение заключить с ним договор на пользование инженерными сетями с оплатой 10000 рублей в месяц.
Согласно представленному истцом расчёту сумма платы за пользование объектами инфраструктуры по договору о пользовании инженерными сетями составляет 7461 рубль.
Принимая во внимание, изложенное, а также тот факт, что ЖСК «Мезенский» в период с Дата по Дата производил управление, обслуживание, ремонт и содержание общего имущества, однако ответчиками какая-либо плата не вносилась. Ответчики пользуется инженерными сетями, которые нуждаются в постоянном обслуживании. Доказательств для иного вывода ответчиками не представлено. В частности из представленных ответчиком документов на скважину невозможно сделать вывод о том, что водопроводная сеть истца не используется.
Таким образом ответчики сберегли, не имея на то законных основании, за счёт ЖСК «Мезенский» 44766 рублей (7461 рублей*6 месяцев), в связи с чем суд приходит к выводу, что в пользу ЖСК «Мезенский» с ответчиков должна быть взыскана указанная сумма.
Исковые требования в части возложения обязанности заключить договор удовлетворению не подлежат в силу следующего.
В соответствии абз. 2 ч. 1 ст. 421 ГК РФ, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно ч. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 432 ч. 1 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто условие.
Заявляя указанное требование, истец сослался по аналогии закона на положения статьи 8 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно которым граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Однако истцом не был представлен подписанный договор, оформленный в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов ЖСК, в связи с чем нет оснований для удовлетворения данного требования. Приложенная к протоколу от 6 сентября 2017 года копия фактически является проектом договора и не содержит подписи ни одной из сторон договора.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины, от уплаты которой на основании п. 4 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден, составляет 1542 рубля и подлежит взысканию с ответчиков в доход бюджета муниципального образования «город Орел».
На основании изложенного и, руководствуясь 194-198, 233- 237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ЖСК «Мезенский» к Рыбину С. М., Рыбиной В. С. о взыскании неосновательного обогащения и понуждении к заключению договора о пользовании инженерными сетями удовлетворить частично.
Взыскать с Рыбина С. М. и Рыбиной В. С. в солидарном порядке в пользу ЖСК «Мезенский» 44766 рублей за пользование объектами инфраструктуры за период с Дата по Дата.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Рыбина С. М. и Рыбиной В. С. в доход муниципального образования «город Орел» госпошлину в размере 771 рубль с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного текста, т.е. с 12 октября 2018 года
Председательствующий
судья А.А.Дементьев