УИД 03RS0006-01-2022-005497-92
Дело № 2-1006/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2023 года город Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Осипова А.П.,
при секретаре Габитовой Р.Р.,
с участием представителя истца Государственного казенного учреждения Республиканский центр занятости населения – Нургалиева И.Г., действующего на основании доверенности №1 от 09.01.2023 года,
представителя ответчика Егорова Д.Э. – Янбухтина Р.Р., действующего на основании доверенности от 12.10.2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республиканский центр занятости населения к Егорову Дмитрию Эдуардовичу о взыскании пособия по безработице,
установил:
ГКУ РЦЗН обратилось в суд с иском к Егорову Д.Э. о взыскании пособия по безработице, указывая на то, что 14.04.2020 года Егоров Д.Э. обратился в Филиал государственного казенного учреждения Центр занятости населения Орджоникидзевскому району через интерактивный портал, с целью регистрации в качестве безработного и писка подходящей работы. В связи с тем, что с марта 2020 года Филиал ГКУ ЦЗН г.Уфы по Орджоникидзевскому району проводил взаимодействие с гражданами дистанционно, подача документов для регистрации гражданина в качестве безработного и поиск работы осуществлялся гражданами самостоятельно. Подтвердив, что не является занятым гражданином, не имеет работы и заработка, Егоров Д.Э.был признан безработным с назначением пособия по безработице с дальнейшими изменениями на период с 14.04.2020 года по 31.10.2020 года в процентном отношении к заработной плате, за указанные период начислено 63702,72 рублей. При сопоставлении базы данных Центра занятости населения и ПФР установлено, что Егоров Д.Э. был трудоустроен на момент подачи документов о признании его безработным, что скрыл от специалистов службы занятости.
Ответчиком незаконно было получено пособие по безработице, начисленное ему в связи с постановкой на учет в качестве безработного с 14.04.2020 года по 13.10.2020 года. На основании изложенного просили взыскать с ответчика в их пользу сумму неосновательного обогащения в размере 63 702 рублей 72 копеек.
В ходе судебного заседания представитель истца ГКУ РЦЗН – Нургалиев И.Г., исковое заявление поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В ходе судебного заседания, представитель ответчика Егорова Д.Э. – Янбухтин Р.Р., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска по доводам приведенным в отзыве на исковое заявление.
На судебное заседание ответчик Егоров Д.Э. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в РФ" безработными могут быть признаны трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно абз.7 ст.3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в РФ" безработными не могут быть признаны граждане, предусмотренные ст.2 данного Закона.
В ст.2 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусматривает перечень граждан, которые являются занятыми, в том числе занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (абз.3 ст.2 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в РФ").
В соответствии с п.1 ст.31 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Пунктом 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях, к подбору подходящей работы". Снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях: а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее по тексту - Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее по тексту - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее по тексту - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно пункту 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу пункта 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Судом установлено, что 14.04.2020 года Егоров Д.Э. обратился в Филиал государственного казенного учреждения Центр занятости населения Орджоникидзевскому району через интерактивный портал, с целью регистрации в качестве безработного и писка подходящей работы.
14.04.2020 года ответчик был зарегистрирован в Филиале в качестве безработного. При регистрации (признании) гражданина в качестве безработного ему были назначены выплаты в виде пособия по безработице.
В карточке персонального учета ответчик подтвердил отсутствие оплачиваемой работы и заработка на момент обращения в ГКУ ЦЗН г. Уфы по Орджоникидзевскому району, обязался немедленно уведомить о своем трудоустройстве.
При сопоставлении базы данных Центра занятости населения и ПФР, истцом установлено, что Егоров Д.Э. был трудоустроен на момент подачи документов о признании его безработным.
Однако собранными по делу доказательствами доводы истца не подтверждаются:
В связи с введением в отношении ГУП Республиканское агентство регулирования продовольственного рынка «Башагропродукт» процедуры конкурсного производства, Егоров Д.Э. письмом №2 от 27.11.2019 года уведомлен о расторжении трудового договора 28.01.2020 года в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Согласно трудовой книжке Егоров Д.Э. уволен из ГУП Республиканское агентство регулирования продовольственного рынка «Башагропродукт» в связи с ликвидацией организации (приказ №БАП001 от 28.01.2020 года).
Из справки о доходах и суммах налога физического лица за 2020 года от 26.02.2021 года Егорову Д.Э. выплачен доход за январь 2020 года в размере 96750,43 рублей.
Выплаченные суммы пособий по безработице, в силу положений п.1 ст. 1102 и п. 3 ст. 1109 ГК РФ, должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недоборосовестности Егорова Д.Э. – лица, которому эта выплата была назначена, или в случае счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм пособий по безработице презюмируется, истцу следовало доказать недобросовестность ответчика при получении ею пособий по безработице.
Вместе с тем, судом установлены обстоятельства добросовестного заблуждения ответчика относительно порядка и последствий рассмотрения его заявления об оказании содействия в поиске подходящей работы, но не желании получить пособие по безработице обманным путем, обстоятельства, указывающие на предоставление ответчиком недостоверных данных, которые при должной осмотрительности и заботливости истца не могли быть проверены при принятии решения о назначении пособия, сведения о таких обстоятельствах истцом не представлены.
При подаче заявления для постановки на учета в центр занятости Егоров Д.Э. представил все необходимые документы, указанные документы были проверены работником центра занятости и ответчик поставлен на учет. Факт того, что он являлся участником ООО «Стройка» ответчиком не отрицается, при этом какого-либо дохода от указанной организации Егоров Д.Э. не получал и не осуществлял предпринимательской деятельность, что также доказывается справкой о доходах и суммах налога Егорова Д.Э. за 2020 года.
Таким образом, учитывая, что Егоров Д.Э. в период с 14.04.2020 года по 13.10.2020 года не находился в трудовых отношениях; также истцом не доказан факт недобросовестного поведения ответчика, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Егорова Д.Э. суммы полученных выплат, в связи с чем исковые требования о взыскании неосновательного обогащения в виде пособия по безработице подлежат отказу в удовлетворению за их необоснованностью.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 23 ░░░░░ 2023░░░░.