Решение по делу № 2а-175/2021 от 16.06.2021

Дело № 58RS0014-01-201-000368-84

(2а-175/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Колышлей                                                                 21 июля 2021 года

Пензенской области

      Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Прошкина С.В.,

при секретаре Ерзеневой И.А.,

представителя административного истца Газбекова Р.Х.- Чевакиной Е.В. (по доверенности 58 АА 1592140 от 06.05.2021 г.),

представителя административного ответчика – призывной комиссии Колышлейского района Пензенской области - Чугуновой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Колышлейского районного суда Пензенской области (р.п. Колышлей, ул. Советская, 46) административное дело по административному исковому заявлению Газбекова Р.Х. к призывной комиссии Колышлейского района Пензенской области о признании незаконным решения призывной комиссии Колышлейского района Пензенской области от 27.04.2021 г. и обязывании призывной комиссии Колышлейского района Пензенской области принять решение в соответствии с действующим законодательством,

У С Т А Н О В И Л:

Газбеков Р.Х. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением (с учетом уточненных исковых требований от 05.06.2021 г.) на том основании, что он был поставлен на воинский учет военным комиссариатом Колышлейского и Малосердобинского районов Пензенской области 26.11.2011 г. 12.07.2012 г. ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п. 2а ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», как обучающемуся по очной форме обучения в ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». С 2015 по 2017 г.г. он проходил обучение в ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» по программе магистратуры по направлению подготовки «40.04.01 Юриспруденция», что подтверждается дипломом от 12.07.2017 г. . С 2017 г. по настоящее время он является аспирантом очной формы обучения Федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва), направление подготовки – 40.06.01 Юриспруденция; направленность (профиль) подготовки – Гражданский процесс, арбитражный процесс. Срок окончания очной аспирантуры - 31.10.2021 г. В мае 2021 г. он получил выписку из протокола от 27.04.2021 г., из которой ему стало известно, что призывной комиссией Колышлейского района принято решение о зачислении его в запас на основании п.п. «а» п. 1 ст. 22 и п.1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. В обосновании решения о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. В обоснование решения о признании его не прошедшим военную службу по призыву, в выписке указано, что он не явился в военный комиссариат для предоставления отсрочки. В выписке также указано, что он оповещался о необходимости явки в военный комиссариат почтой. Однако он проходит обучение по программе аспирантуры в городе Москве (справка о прохождении обучения по программе магистратуры и аспирантуры есть в деле, о чем указано в выписке), по адресу регистрации (442830, <адрес>, р.<адрес>) в связи с этим не проживает, почтовую корреспонденцию не имеет возможности получать. Более того, направление повесток военного комиссариата по почте не является законным по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 59 Конституции РФ, гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таковым является Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому в соответствии со ст. 22 подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 53-ФЗ, по общему правилу, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ. Согласно п.п. «б» п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программы ассистентуры-стажировки, в период освоения указанных образовательных программ, но не с выше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования. В силу п. 1.1 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ, при зачислении в запас граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований Порядок и условия призвания гражданина не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяется положением о призыве на военную службу. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.

В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, п.п. «в» п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссий субъекта Российской Федерации нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоящих на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п. 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спиртных правоотношений).

Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» В силу ч. 1 названной статьи призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на венную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 31). Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом МО РФ от 02 октября 2007 г. № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссариатом разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии    с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседания призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву. Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке. При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) являться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Следовательно, обязанность явки в военный комиссариат возникает только после личного вручения повестки под расписку. Однако военным комиссариатом повестки лично под роспись ему не вручались, а направлялись по почте, что не соответствует положениям Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Обязанность самостоятельно являться в военный комиссариат на него не возложена законом. Оспариваемое решение является незаконным, необоснованным и нарушающим его прав и законные интересы, поскольку выдача справки взамен военного билета на основании указанного решения влечет для него ограничение прав на доступ к государственной службе, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии. Просит признать незаконным решение призывной комиссии Колышлейского района Пензенской области от 27.04.2021 г. о зачислении Газбекова Р.Х в запас на основании п.п. «а» п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и признании Газбекова Р.Х. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Обязать призывную комиссию Колышлейского района Пензенской области принять решение в отношении Газбекова Р.Х, в соответствии с действующим законодательством.

Административный истец - Газбеков Р.Х., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представив суду письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя.

Представитель административного истца Чевакина Е.В. в судебном заседании просила суд удовлетворить административное исковое заявление Газбекова Р.Х. по основаниям, изложенным в иске.

      Представитель административного ответчика - председатель призывной комиссии Колышлейского района Пензенской области Чугунова О.Е., просила суд в удовлетворении административного иска Газбекова Р.Х. отказать, поскольку Газбеков Р.Х. после истечения срока действия предоставленной ему отсрочки от призыва и до достижения возраста 27 лет, в нарушение положений ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в военный комиссариат не являлся, документов об изменении образования, места жительства не представлял, по вызовам военного комиссариата для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, а также призывную комиссию для предоставления отсрочки, не являлся, оснований для освобождения от призыва на военную службу не имел, в связи с чем призывной комиссией Колышлейского района Пензенской области 27.04.2021 г. было принято решение о зачислении Газбекова Р.Х. в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

        Заинтересованное лицо - ГКУ «Военный комиссариат Пензенской области», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности от 21.09.2020 г. Палий М.В. представила суду письменные возражения на административное исковое заявление, в котором просила рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя военного комиссариата Пензенской области. В возражениях просила в удовлетворении административного искового заявления Газбекова Р.Х. отказать, мотивировав тем, что Газбеков Р.Х. в нарушение требований ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не сообщал как в военные комиссариаты Первомайского и Ленинского районов г. Пензы, а также Колышлейского и Малосердобинского районов Пензенской области об изменении образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства или место пребывания, не проходил в рамках призывных кампаний с июля 2015 года до достижения им 27 летнего возраста освидетельствования, в связи с чем решение призывной комиссии Колышлейского района Пензенской области от 27.04.2021 г. по Газбекову Р.Х. является законным.

       Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

    Статьей 59 Конституции РФ, установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

    Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», установлено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

    Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения, призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (ст. ст. 1, 5, 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

    Согласно п.п. 1, 3 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

    Ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», закрепляя обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривает принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки о призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

    Пунктом 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», установлено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу. Граждане, указанные в абзаце первом настоящего пункта, или лица, уполномоченные этими гражданами представлять их интересы в отношениях с призывными комиссиями, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о воинской обязанности и военной службе, осуществляющие свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, вправе присутствовать на заседании призывной комиссии, на котором рассматривается вопрос о вынесении заключения призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, представлять призывной комиссии соответствующие документы и заявлять ходатайства о приобщении этих документов к протоколу заседания призывной комиссии. При этом оповещение граждан об указанном заседании осуществляется соответствующим военным комиссариатом в порядке, установленном Положением о призыве на военную службу.

    Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяется Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. № 663.

    Пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, установлено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

          Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

         Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечением и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (п. 18 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

          Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

          Из п.п. «а», «б» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), следует, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавра, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры. Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта. Право на отсрочку от призыва имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

         Статьей 31 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», установлено, что граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом МО РФ от 02 октября 2007 г. № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии её председатель совместно с военным комиссариатом разрабатывает график работы график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военной комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседания призывной комиссии. Вызову на призывную комиссии. Подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Таким образом, именно на военный комиссариат в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

    Материалами дела установлено, что Газбеков Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 26.01.2011 г. был принят на воинский учет в военный комиссариат Колышлейского и Малосердобинского районов Пензенской области, где ему было выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу . 08.06.2012 г. Газбеков Р.Х. был принят на воинский учет ВК Первомайского и Ленинского районов г Пензы. 05.03.2021 г. Газбеков О.Х. был снят с воинского учета в военной комиссариате Первомайского и Ленинского районов г. Пензы по достижению 27-летнего возраста, его личное дело призывника направлено 07.04.2021 г. по месту его регистрации в военный комиссариат Колышлейского и Малосердобинского районов Пензенской области, куда поступило 12.04.2021 г. ( л.д. 215, 232).

    Как следует из выписки из дела протоколов призывной комиссии (протокол от 12.07.2012 г.), Газбекову Р.Х. решением призывной комиссии предоставлена отсрочка по п.п. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ № 53-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ (в связи с обучением по очной форме в ФГБОУ ВО «Саратовская Государственная Юридическая Академия») ( л.д.181).

Факт прохождения обучения в указанном ВУЗе и его окончании подтверждается дипломом бакалавра , регистрационный , выданным Газбекову Р.Х. 08.07.2015 г. об освоении программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция в ФГБОУ ВО «Саратовская Государственная Юридическая Академия» ( л.д.10-14, 220-222).

Из сообщения ФГБУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) от 20.07.2021 г. (л.д.146, 147,148), следует, что приказом от 21 августа 2015 г. Газбеков Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ г.р., был зачислен студентом 1 курса очной формы обучения Института магистратуры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). На основании приказа от 03.07.2017 г. студент Газбеков Р.Х. был отчислен из Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) с вручением диплома магистра. В течение 2015-2017 гг. Газбеков Р.Х. не прибывал в военно-учётный стол Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) для ознакомления с требованиями Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и постановки на венный учет. В вышеуказанный период в Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) из военных комиссариатов не поступали запросы (повестки и другие документы) в отношении Газбекова Р.Х. В электронной программе учетных данных студентов Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) отсутствует информация о предоставлении Газбекову Р.Х. справок (Приложение к Перечню (п.3).

Данные обстоятельства подтверждаются также дипломом магистра регистрационный , выданным ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), на имя Газбекова Р.Х., освоившего программу магистратуры по направлению подготовки «40.04.01 Юриспруденция», который он представил в ВК Колышлейского и Малосердобинского районов 01.04.2021 г. (л.д.15-19).

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) имел свидетельство о государственной аккредитации от 13.05.2016 г., серия , и в настоящее время имеет свидетельство о государственной аккредитации от 16.04.2021 г., серия , выданные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (л.д. 113 -125, 127-139).

Как следует из справки , выданной 15.03.2021 г. ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации», Газбеков Р.Х., ДД.ММ.ГГГГр., в настоящее время является аспирантом 3-го года очной формы обучения Федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» (приказ о зачислении в аспирантуру Института на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2017 году от 23.10.2017 ). Направление подготовки - 40.06.01 Юриспруденция; направленность (профиль) подготовки - гражданский процесс, арбитражный процесс. Срок окончания аспирантуры – 31.10.2021 г. Институт имеет лицензию серии , регистрационный , выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 08.08.2013; свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности серия , регистрационный , выданное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 04.05.2016 г. (л.д. 20).

Как следует из паспорта, выданного 12.03.2014 г. ОУФМС России по Пензенской области в Ленинском районе г. Пензы (л.д.109-111) Газбеков Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 29.01.2019 г. зарегистрирован по адресу: <адрес>, 08.06.2012 г. зарегистрирован по адресу: <адрес>, 02.11.2018 г. снят с регистрационного учета.

Из справки, выданной начальником МП МО МВД России «Колышлейский» (л.д.103), следует, что Газбеков Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 29.01.2019 г. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

24.03.2021 г. Газбеков Р.С. обратился в военный комиссариат Колышлейского и Малосердобинского районов Пензенской области с заявлением о выдаче документа воинского учета - военного билета в связи с достижением им 04.03.20214 г. возраста 27 лет (л.д.216).

Согласно решению призывной комиссии Колышлейского района Пензенской области, оформленному протоколом от 27.04.2021 г. Газбеков Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании п.п. «а» п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ зачислен в запас, признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. В указанном решении также отмечено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет военным комиссариатом Колышлейского и Малосердобинского районов Пензенской области. 08.06.2012 г. принят на учет военным комиссариатом Первомайского и Ленинского районов г. Пензы. 12.07.2012 г. представлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2015 г. как обучающемуся по очной форме обучения в Саратовской государственной юридической академии, категория годности по состоянию здоровья «Б», показатель предназначения 3. В качестве обоснования принятого решения указано, что с 01.07.2015 г. по 01.10.2017 г. Газбеков Р.Х. подлежал призыву на военную службу. Оповещался почтой. В военный комиссариат не прибыл. В деле имеются справки об обучении с 2015 по 2017 г. по программе магистратуры, с 2017 по 2020 г. по программе аспирантуры. Но для получения отсрочки в военный комиссариат не прибыл. ( л.д. 21-22, 228-229).

Из материалов дела следует, что со времени истечения срока предоставленной Газбекову Р.Х. отсрочки от призыва на военную службу (30.06.2015г.) и до момента достижения им возраста 27 лет на территории Пензенской области организовывались призывные мероприятия, в связи с чем в адрес административного истца (зарегистрированного до 29.01.2019 г. по адресу: <адрес>) военным комиссариатом по Первомайскому и Ленинскому районам г. Пензы направлялись повестки о вызове в военный комиссариат: на 07.10.2015 г. к 08:30 (для прохождения медицинского освидетельствования, указано, что направлено почтой), на 12.04.2016г. к 08:30 (для прохождения медицинского освидетельствования, указано, что направлено почтой), на 31.10.2016 г. к 08:30 (для прохождения медицинского освидетельствования, сведений о направлении (вручении) адресату не содержит), на 10.04.2017 г. к 08:30 (для прохождения медицинского освидетельствования, сведений о направлении (вручении) адресату не содержит), на 02.10.2017 г. к 08:30 (для прохождения медицинского освидетельствования, сведений о направлении (вручении) адресату не содержит), на 30.05.2019 г. к 08:30 (для оформления отсрочки, указано о направлении почтой, отметки о вручении адресату нет), на 13.11.2019 г. к 08:30 час. ( для оформления отсрочки, указано о направлении почтой, отметки о вручении адресату нет). В личном деле призывника имеется рапорт <данные изъяты> от 20.05.2016 г. о том, что в момент оповещения 19.05.2016 г. призывника Газбекова Р.Х. дома не оказалось, повестка оставлена в почтовом ящике, а также рапорт <данные изъяты> от 28.10.2016 г., согласно которого при оповещении призывника Газбекова Р.Х. дома никого не оказалось, по словам соседки он обучается в Москве и по данному адресу не проживает (л.д.193, 194, 195, 204, 206, 207, 208, 209, 210).

При этом сведений о вручении указанных повесток лично Газбекову Р.Х., о его отказе их получить либо об его уклонении в иной форме от их получения, суду не представлено. В личном деле призывника не имеется и суду не представлено сведений о направлении в указанный период поручений военного комиссариата в органы внутренних дел об установлении местонахождения и обеспечения явки призывника на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в связи с невозможностью вручения повесток (в соответствие с Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной совместным приказом МО РФ, МВД РФ, ФМС РФ от 10.09.2007 г. № 366/789/197), в также привлечении Газбекова Р.Х. к установленной действующим законодательством ответственности за нарушения законодательства о воинском учете. Иных доказательств, подтверждающих оповещение Газбекова Р.Х. о необходимости явки в военный комиссариат за указанный период, суду не представлено.

Вместе с тем, вышеприведенными положениями законодательства установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанное в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно являться в военный комиссариат (без повестки) у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

Таким образом, административным ответчиком, а также военным комиссариатом Пензенской области, суду не представлено доказательств надлежащего проведения мероприятий по призыву на военную службу в отношении Газбекова Р.Х., в том числе доказательств направления и получения им повесток для прохождения мероприятий по призыву на военную службу, на призывную комиссию, в связи с чем оспариваемое заключение призывной комиссии не соответствует требованиям закона в части указания на то, что административный истец не проходил военную службу, не имея на то законных оснований.

Судом также учитывается и то обстоятельство, что после истечения предоставленной отсрочки от призыва на военную службу Газбеков Р.Х. проходил и в настоящее время проходит обучение в аккредитованных в установленном порядке государственных высших учебных заведениях по программам магистратуры и аспирантуры, последовательно поступая в соответствующие учебные заведения в год окончания предыдущего, в связи с чем в соответствие с действующим законодательством имел право на отсрочку от призыва. Соответствующими письменными доказательствами располагала и призывная комиссия на момент принятия решения 27.04.2021 г. С учетом изложенного, суд считает, что Газбеков Р.Х. от призыва на военную службу не скрывался, у него отсутствовал умысел на уклонение от призыва на военную службу без уважительных причин.

В документах воинского учета Газбекова Р.Х. не имеется данных о не прохождении им военной службы по его вине без законных оснований в юридически значимый период с момента окончания срока предоставленной административному истцу отсрочки от призыва на военную службу и до достижения им возраста 27 лет.

Доводы административного ответчика, заинтересованного лица, об обоснованности заключения призывной комиссии в связи с тем, что призывником Газбековым Р.Х. были нарушены предусмотренные ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязанности по воинскому учету, связанные с несообщением в военный комиссариат сведений об изменении образования, мест учебы, жительства, пребывания, суд находит не заслуживающими внимания, поскольку нарушение обязанностей призывником по воинскому учету само по себе не является законным основанием для вывода о том, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с учетом того, что обязанности по организации призыва, своевременного вручения под роспись повесток призывниками о явке для проведения мероприятий, связанных с призывом, на призывную комиссию, возложены законом на военные комиссариаты, которые в данном случае надлежащим образом в отношении истца не проводились.

    При таких обстоятельствах суд считает оспариваемое заключение призывной комиссии незаконным, нарушающим права административного истца, в о том числе на доступ к государственной и муниципальной службе, в связи с чем полагает необходимым удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

          Административное исковое заявление Газбекова Р.Х. к призывной комиссии Колышлейского района Пензенской области о признании незаконным решения призывной комиссии Колышлейского района Пензенской области от 27.04.2021 г. и об обязывании призывной комиссии Колышлейского района Пензенской области принять решение в соответствии с действующим законодательством, - удовлетворить.

    Признать незаконным решение призывной комиссии Колышлейского района Пензенской области от 27.04.2021 г. о зачислении Газбекова Р.Х. в запас на основании подпункта «а» пункта 1 ст. 22 и пункта 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и признании Газбекова Р.Х. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Обязать призывную комиссию Колышлейского района Пензенской области принять решение в отношении Газбекова Р.Х. в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области.

    Решение в окончательной форме принято 22.07.2021 г.

Председательствующий

2а-175/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Газбеков Руслан Хусаинович
Ответчики
Призывная комиссия Колышлейского района Пензенской области
Другие
ФКУ "Военный комиссариат Пензенской области"
Чевакина Елена Валентиновна
Суд
Колышлейский районный суд Пензенской области
Судья
Прошкин Сергей Васильевич
Дело на сайте суда
kolishleisky.pnz.sudrf.ru
16.06.2021Регистрация административного искового заявления
16.06.2021Передача материалов судье
17.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2021Подготовка дела (собеседование)
25.06.2021Рассмотрение дела начато с начала
25.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее