УИД 23RS0040-01-2021-011763-25
К делу № 2а-1514/2022 (2а-9927/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2022 года Первомайский районный суд
город Краснодар в составе
председательствующей Медоевой Е.Н.
при секретаре Бесчастном А.В.
с участием административного истца Куит В. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
представителя административного ответчика Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО2, действующей на основании доверенности от 28.12.2021г. № 29632/26, имеющей диплом о высшем юридическом образовании № ВСБ 0284202 от 21.06.2003г.,
представителя административного соответчика администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО2, действующей на основании доверенности от 09.12.2021 № 2869/01, имеющей диплом о высшем юридическом образовании № ВСБ 0284202 от 21.06.2003г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Куит В. А. к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Куит В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения от 28.09.2021 №2648-026/21 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №:1193.
В обосновании заявленных административных исковых требований указано, что Киут В.А. на основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с гражданином ФИО3, является арендатором земельного участка с кадастровом номером №:1193 площадью 819 кв.м с видом разрешенного использования «для размещения детской площадки и строительства кафе», расположенного по <адрес> внутригородском округе города Краснодара.
Киут. В.А. обратилась в Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с «для размещения детской площадки и строительства кафе» на «для индивидуального жилищного строительства».
Департаментом в ответе на обращение от 28.09.2021 №2648-026/21 Киут В.А. в изменении вида разрешенного использования земельного участка отказано.
С указанным решением административного ответчика Киут В.А. не согласна, считает, что Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар не были учтены нормы как международного, так и российского права.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация муниципального образования г. Краснодар.
В судебном заседании Куит В.А. административные исковые требования заявленные при образении с иском в суд поддержала, считает их законными и обоснованными, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административных ответчиков ФИО2, действующая на основании доверенностей, с административным иском не согласна, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать, указывая на то, что оспариваемый ответне является отказом, а ответ на обращение администартивного истца, кроме того, истцом выбран не верный способ защиты нарушенного права с учетом вступившего в законную силу решения Прикубанского районного суда города Краснодар от 24.04.2014 года.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Установив юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 59 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ввиду следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 28.09.2016 № 4588 «Об исполнении решения Прикубанского районного суда города Краснодара от 24.04.2015» гражданину ФИО3 предоставлен в аренду сроком на десять лет земельный участок с кадастровым номером №:1193 площадью 819 кв.м. для размещения детской площадки и строительства кафе, расположенный по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, в отношении которого заключён договор аренды земельного участка от 04.10.2016 № 4300022764 сроком действия до 28.09.2026, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 14.02.2017 № 23:43:0117039:1193-23/001/2017-2.
При этом вид разрешенного использования земельного участка установлен вступившим в законную силу решением Прикубанского районного суда города Краснодара от 24.04.2014 года, во исполнение указанное решения вынесенным Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар №4588 от 28.09.2015 года и договором аренды земельного участка от 04.10.2015 года №4300022764.
30 июля 2021 года между ФИО3 и Куит В.А. заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды – предмет договора: земельный участок с кадастровым номером №:1193 площадью 819 кв.м. для размещения детской площадки и строительства кафе, расположенный по <адрес> внутригородском округе города Краснодара.
В установленном законом порядке вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №:1193 площадью 819 кв.м. - для размещения детской площадки и строительства кафе, расположенный по <адрес> внутригородском округе города Краснодара не изменялся.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости новым арендатором земельного участка с кадастровым номером №:1193 является Киут В. А. на основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды от 30.07.2021г., заключенному с гражданином ФИО3
Киут. В.А. обратилась в Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с «для размещения детской площадки и строительства кафе» на «для индивидуального жилищного строительства».
По результатам рассмотрения обращения административного истца вынесен мотивированный ответ о расмотрении обращения от 28.09.2021г. №2648026/2, обжалуемый истицей Киут В.А., которая полагает, что у административного ответчика не было препятствий для изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №:1193 площадью 819 кв.м. - для размещения детской площадки и строительства кафе, расположенный по <адрес> внутригородском округе <адрес> на вид «индивидуальное жилищное строительство».
Указанные доводы Киут В.А. судом исследованы и признаны необоснованными ввиду следующего.
Договор аренды земельного участка - это документ, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору земельный участок на определённый срок и за установленную плату на правах временного пользования.
Предметом договора аренды земельного участка является земельный участок со всеми его индивидуальными характеристиками, к которым в том числе относится и вид разрешённого использования. В силу требований статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предмет договора не может быть изменён в одностороннем порядке, поскольку изменение вида разрешённого использования земельного участка влечёт изменение характеристик предмета договора, изменение вида разрешённого использования арендатором самостоятельно невозможно.
Распоряжением администрации от 22.05.2018 № 329-р в распоряжение администрации от 08.07.2009 № 122-р «О предоставлении полномочий» внесены изменения, в соответствии с которыми департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар предоставлено право принимать решения об изменении основных видов разрешённого использования земельных участков путём издания приказов в отношении земельных участков:
расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, находящихся в собственности муниципального образования город Краснодар и предоставленных на различных видах прав муниципальным предприятиям и учреждениям, или государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами третьих лиц;
по заявлению департамента муниципальной собственности и городских земель администрации, в случае обращения арендатора земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории, за исключением земельного участка, предоставленного по результатам проведения аукциона.
При этом такое изменение вида разрешённого использования земельного участка допускается в случае, если утверждённая документация по планировке территории не противоречит генеральному плану муниципального образования город Краснодар и Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар.
Данным распоряжением определён закрытый перечень случаев изменения вида разрешённого использования земельных участков и орган, уполномоченный на осуществление данных полномочий.
Решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар» утверждён генеральный план муниципального образования город Краснодар, согласно которому земельный участок с кадастровым номером №:1193 расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар», утверждены правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар (в редакции от 22.07.2021 № 17 п. 19), в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером №:1193 также расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), где вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1 классификатора) является основным видом разрешенного использования в данной территориальной зоне.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешённого использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешённого использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с подпунктом 4.1.5 пункта 4.1 Договора арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешённого использования.
Кроме того, нахождение земельного участка, переданного в аренду, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами само по себе не означает, что любое лицо, получившее участок в аренду с одним видом разрешённого использования, может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешённого использования, изменить его и использовать по своему усмотрению.
По общему правилу, закреплённому в статье 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьёй 39.18 ЗК РФ.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 ЗК РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Следовательно, изменение вида разрешённого использования испрашиваемого земельного участка по договору на вид «индивидуальное жилищное строительство» прямо противоречит статье 39.6 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение о рассмотрении обращения от 28.09.2021 года Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар принято в рамках действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов административного истца возникших из догоовра уступки прав и обязанностей по договору аренды от 30.07.2021 года.
При принятии решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, судом также исследован довод Куит В.А. относительно того, что административным ответчиком не исследованы причины обращения Куит с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а именно тот факт, что ранее она, действуя в интересах ребенка-инвалида ФИО6, обращалась в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в рамках ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Указанное заявление административного истца было рассмотрено администрацией и вынесен мотивированный отказ, который был обжалован Куит В.А. в судебном порядке.
По результатам рассмотрения административного искового заявления Куит В.А. Первомайским районным судом г. Краснодар вынесено решение от 03.03.2021г. по делу №2а-2936/2021, которым отказ в предоставлении земельного участка признан законным и обоснованным.
Решение Первомайского райнного суда города Краснодара вступило в законную силу 07.10.2021года.
Согласно ч. 1,2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, указанный довод административного истца не может быть рассмотрен в рамках настоящего гражданского дела, поскольку по данным обстоятельствам уже имеется вступившее в законную силу решение суда.
Кроме того, при принятии решения суд учитывает то обстоятельство, что Куит В.А. фактически просит изменить целевое назначение земельного участка, выделенного первоначально ФИО3 на основании решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 24.04.2015г., которым определен вид разрешенного использования спорного земельного участка.
При этом, указанное решение Прикубанского районного суда г. Краснодар и договор аренды, заключенный с ФИО3 на основании этого решения, не отменены и не оспариваются.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
В нарушение статьи 59 КАС РФ административный истец не привел ни одного доказательства в обоснование доводов и требований, приведенных в рассматриваемом административном исковом заявлении, а также не предоставила доказательств того, что оспариваемый отказ органа местного самоуправления нарушает ее права и законные интересы.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу в удовлетворении административных исковых требований Киут В. А. отказать, так как такие требования являются незаконными и необоснованными.
Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.