№12-114/2015
РЕШЕНИЕ
г. Сургут, ХМАО-Югра 10.06.2015 года
Судья Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Фадеев Михаил Евгеньевич (местонахождение суда: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Юности, дом 6А), с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - открытого акционерного общества «Обьнефтегазгеология» Вуколова И.Л., действующего на основании доверенности от 15.04.2015 года, а также с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Комушева Г.Н., действующего на основании доверенности №01 от 24.12.2014 года, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества «Обьнефтегазгеология» на постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ФИО1 от 20.03.2015 года №194-ГК/34 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
открытого акционерного общества «Обьнефтегазгеология», <данные изъяты>, имеющего местонахождение: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Росприроднадзора по ХМАО-Югре ФИО1 от 20.03.2015 года №194-ГК/34 юридическое лицо - ОАО «Обьнефтегазгеология», было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.10 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 800000 рублей в связи с тем, что в период с 01.01.2014 года по 30.11.2014 года осуществляло нерациональное использование недр в пределах <адрес>, что в свою очередь привело к сверхнормативным потерям при добыче попутного нефтяного газа.
Не оспаривая своей виновности в совершении вышеуказанного административного правонарушения, ОАО «Обьнефтегазгеология» обратилось в Сургутский районный суд ХМАО-Югры с жалобой, в которой просит в соответствии с положениями ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного административного штрафа до 400000 рублей, мотивируя тем, что юридическое лицо предпринимало все зависящие от него меры по обеспечению надлежащего уровня утилизации добываемого попутного нефтяного газа, при этом не могло снизить уровень добычи углеводородного сырья с целью увеличения процента утилизации попутного нефтяного газа, поскольку данный факт привел бы к нарушению проектных уровней добычи нефти; с целью урегулирования данного вопроса в 2014 году ОАО «Обьнефтегазгеология» обратилось в <данные изъяты> для внесения изменений в действующий проект разработки <данные изъяты> лицензионного участка и в соответствии с протоколом №6173 от 25.12.2014 года было утверждено Дополнение к технологической схеме разработки <данные изъяты> месторождения, установившее уровень утилизации газа на 2014 год в размере 70%, при этом с декабря 2014 года и по настоящее время объем утилизации газа составляет 96,4%, в то время как проектным документом на 2015 год установлено не менее 85%, в связи с чем, общество предприняло все зависящие от него меры, направленные на добросовестное выполнение принятых на себя условий лицензии и устранило правонарушение самостоятельно до проведения проверки и вынесения обжалуемого постановления.
В судебном заседании представитель ОАО «Обьнефтегазгеология» Вуколов И.Л. полностью поддержал доводы жалобы, просил снизить размер назначенного ОАО «Обьнефтегазгеология» административного штрафа до 400000 рублей, пояснив, что юридическое лицо вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.10 КоАП РФ признает полностью, добавив, что в настоящее время юридическое лицо вместе с получением прибыли, также терпит и убытки, при этом в настоящее время ОАО «Обьнефтегазгелогия» запущен завод по утилизации попутного газа, в связи с чем, уровень утилизации в 2015 году составил 96,6 %, при этом отсрочка запуска соответствующего завода была связана как с финансовыми расходами, так и с человеческим фактором.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре Комушев Г.Н. возражал против удовлетворения жалобы юридического лица, пояснил, что административное наказание ОАО «Обьнефтегазгеология» было назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.10 КоАП РФ и с учетом обстоятельств, отягчающих административную ответственность в виде повторного совершения однородного административного правонарушения, за которое ОАО «Обьнефтегазгеология» было привлечено к административной ответственности по постановлению от 10.02.2014 года, добавив, что юридическое лицо при производстве по делу об административном правонарушении каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность ввода соответствующих мощностей по утилизации попутного нефтяного газа не представляло, знало о необходимости проведения мероприятий по утилизации попутного нефтяного газа с 2006 года и до последнего времени не предпринимало никаких действий, направленных на недопущение нарушений, при этом, каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено не было, тогда как последствия выявленного нарушения причинили вред окружающей природной среде в виде выбросов при сжигании попутного нефтяного газа, а также в виде недополучения государством пользы от использования данного газа.
Выслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре, изучив доводы, приведенные в жалобе и исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему:
Частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
Санкция части 1 статьи 8.10 КоАП РФ предусматривает административное наказание в отношении юридических лиц в виде административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно представленных материалов дела об административном правонарушении в ходе проводимой Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки было установлено, что ОАО «Обьнефтегазгеология» является владельцем лицензии на добычу нефти и газа в пределах <данные изъяты> лицензионного участка в <адрес>, по которому процент использования попутного нефтяного газа должен составлять 95%.
Вместе с тем, по сведениям Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры процент использования попутного нефтяного газа на <данные изъяты> лицензионном участке составляет 74,7%, в связи с чем, юридическому лицу было поручено дополнительно представить в Ханты-Мансийскую межрайонную природоохранную прокуратуру справку о проценте утилизации попутного газа за 2014 год, а также предписано явиться 29.01.2015 года в вышеуказанную прокуратуру для участия при возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.10 КоАП РФ.
Выявленные в ходе документальной проверки сведения о допущенном ОАО «Обьнефтегазгеология» нарушении были подтверждены представленной последним справкой и объяснениями должностного лица ФИО2 от 29.01.2015 года, в связи с чем, постановлением Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора от 29.01.2015 года в отношении ОАО «Обьнефтегазгеология» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.10 КоАП РФ по факту нерационального использования недр, влекущих к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых, выразившееся в сверхнормативных потерях при добыче полезного ископаемого (попутного газа) в период с 01.01.2014 года по 30.11.2014 года, при этом в соответствии со ст.23.22 КоАП РФ вышеуказанное постановление было направлено для рассмотрения в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре.
Судья полагает, что исследованные в судебном заседании доказательства указывают на то, что в постановлении по делу об административном правонарушении от 20.03.2015 года старшим государственным инспектором Росприроднадзора по ХМАО-Югре действия ОАО «Обьнефтегазгеология» были правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ, правильно сделан вывод о виновности последнего, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доказательства вины ОАО «Обьнефтегазгеология» получены с соблюдением требований КоАП РФ, противоречий не содержат, согласуются между собой и оснований подвергать их сомнению у судьи не имеется.
Наказание в виде административного штрафа в размере 800000 рублей было назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.10 КоАП РФ, при этом в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств были признаны содействие лицу, ведущему производство по делу об административном правонарушении, принятие юридическим лицом мер по обеспечению установленного уровня утилизации, достижение с 01.12.2014 года уровня утилизации попутного нефтяного газа более 95%, внесение дополнений в технологическую схему разработки Тайлаковского месторождения.
В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, было признано повторное совершение ОАО «Обьнефтегазгеология» однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, что подтверждается копией постановления о назначении административного наказания №49-ГК/24 от 10.02.2014 года и копией платежного поручения ОАО «Обьнефтегазгеорлогия» о оплате штрафа №863 от 27.03.2014 года.
При этом старший государственный инспектор Росприроднадзора по ХМАО-Югре ФИО1 в вынесенном постановлении от 20.03.2015 года указал, что исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением ОАО «Обьнефтегазгеология», установлено не было.
Судья считает, что оснований снижения административного наказания в виде штрафа в отношении ОАО «Обьнефтегазгеология» не имеется, поскольку обществом не было предпринято достаточного количества мер, направленных на избежание нарушений в процессе производственной деятельности, поскольку юридическим лицом в процессе производства уровень добычи углеводородного сырья снижен не был по причине уменьшения доходности предприятия, каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие вины в отсрочке ввода в эксплуатацию завода по утилизации попутного нефтяного газа представлено не было, юридическое лицо не является банкротом и получает прибыль при использовании <данные изъяты> месторождения нефти.
Таким образом, судья не находит каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в связи с чем, считает постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре ФИО1 от 20.03.2015 года №194-ГК/34 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.10 КоАП РФ в отношении ОАО «Обьнефтегазгеология» законным и обоснованным, а жалобу последнего - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ФИО1 от 20.03.2015 года №194-ГК/34 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «Обьнефтегазгеология» оставить без изменения, а жалобу открытого акционерного общества «Обьнефтегазгеология» - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в суд Ханты-Мансийского автономного округа Югры.
Судья Сургутского
районного суда ХМАО-Югры подпись М.Е. Фадеев
Копия верна:
Судья Сургутского
районного суда ХМАО-Югры М.Е. Фадеев