УИД47RS0001-01-2022-000441-69
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 2-444/2022
Именем Российской Федерации
24 июня 2022 года г. Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гусаровой И.М.,
при секретаре Журавлевой К.С.,
с участием:
представителя истца- помощника Бокситогорского городского прокурора Мурашева П.А.,
представителя ответчика- директора МБУ «Большедворский КЦ» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Большедворский культурный центр» и Администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании обеспечить финансирование и обеспечить охрану объекта,-
У С Т А Н О В И Л:
Истец Бокситогорский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском (с учетом уточненного иска от 11.05.2022) к Муниципальному бюджетному учреждению «Большедворский культурный центр» (далее по тексту МБУ «Большедворский КЦ») и Администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в течение 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБУ «Большедворский КЦ» в целях обеспечения охраны объекта, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях); а также об обязании МБУ «Большедворский КЦ» в течение 2 лет с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
В обоснование иска указано, что городской прокуратурой проведен анализ исполнения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности организаций культуры <адрес>, по результатам которого в деятельности МБУ «Большедворский КЦ» выявлены нарушения.
В рамках проведенного анализа установлено, что 12.07.2019 проведено комиссионное обследование состояния антитеррористической защищенности и категорирование объекта культуры – Большедворского культурно центра, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого вышеуказанному объекту присвоена 2 категория.
В нарушение требований п.п. «з» п. 25 Требований, здание вышеуказанного объекта культуры не оборудовано системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В нарушение п. 26 Требований, не обеспечена охрана объекта сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
В связи с выявленными нарушениями, 14.10.2021 в адрес МБУ «Большедворский КЦ» городской прокуратурой внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако достаточных мер к устранению нарушений не принято ввиду отсутствия финансирования со стороны учредителя- администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района.
В соответствии с п. 1.4 Устава МБУ «Большедворский КЦ», функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет является администрация Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области.
Вместе с тем, действующее законодательство не ставит выполнение обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов культуры в зависимость от наличия или отсутствия финансирования.
Таким образом, необходимость обязать МБУ «Большедворский КЦ» исполнить в интересах неопределенного круга лиц, нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением.
В судебном заседании помощник Бокситогорского городского прокурора Мурашев П.А. уточненные исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить в полном объеме, по основаниям указанным в иске.
Ответчик- представитель Администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении заказного почтового отправления, иск не оспорил.
В судебном заседании Ответчик- директор МБУ «Большедворский КЦ» ФИО4 не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы прокурора и представителя ответчика директора МБУ «Большедворский КЦ» ФИО4, суд находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено судом и не оспаривается ответчиками, городской прокуратурой проведен анализ исполнения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности организаций культуры Бокситогорского района, по результатам которого в деятельности МБУ «Большедворский КЦ» выявлены нарушения.
В рамках проведенного анализа установлено, что ДД.ММ.ГГГГ проведено комиссионное обследование состояния антитеррористической защищенности и категорирование объекта культуры – Большедворского культурно центра, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого вышеуказанному объекту присвоена 2 категория в соответствии с Требованиями.
В нарушение требований п.п. «з» п. 25 Требований, вышеуказанные объекты культуры не оборудованы системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В нарушение п. 26 Требований, не обеспечена охрана вышеуказанных объектов культуры сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
В связи с выявленными нарушениями, 14.10.2021 в адрес МБУ «Большедворский КЦ» городской прокуратурой внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако достаточных мер к устранению нарушений не принято ввиду отсутствия финансирования со стороны учредителя- администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района.
Вышеуказанное обстоятельство полностью нашло свое подтверждение, в том числе, и в представленных в материалы дела Акте комиссионного обследования состояния антитеррористической защищенности и категорирования объекта культуры от 12.07.2019.
Положениями Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применяемой на всей территории Российской Федерации, гарантировано, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей (ст.7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), детство находится под защитой государства (ст.38).
В соответствии с требованиями п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории)– состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Нормой п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В соответствии с ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов территорий) (далее – Требования).
В соответствии с п. 25 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;
б) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) с периодичностью не реже 1 раза в год для объектов (территорий) второй и третьей категорий опасности, не менее 2 раз в год - для объектов (территорий) первой категории опасности;
в) организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях);
г) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) по вопросам противодействия терроризму;
д) обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий);
е) осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
ж) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях);
з) оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 26 Требований, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Таким образом, в нарушение требований п. 26 Требований, здание, расположенное по адресу: <адрес>, не обеспечено охраной сотрудников (работников) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Нарушение вышеперечисленных положений законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности МБУ «Большедворский КЦ» невыполнение в полной мере мероприятий антитеррористической защищенности создают потенциальную угрозу для жизни и здоровья посетителей и работников, непосредственно находящихся на территории учреждения.
Также одной из основных целей учреждения, согласно Устава МБУ «Большедворский КЦ» является организация досуга и приобщение жителей муниципального образования к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам ( п. 2.1. Устава).
Анализ вышеуказанных требований закона, а также положений Устава учреждения культуры позволяет сделать вывод о том, что обязанность провести оборудование здания МБУ «Большедворский КЦ», расположенного по адресу: <адрес>, охраной сотрудников (работников) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях) - лежит именно на учреждении- МБУ «Большедворский КЦ».
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что со стороны ответчика МБУ «Большедворский КЦ» нарушаются установленные законом правила и нормы, ненадлежащим образом исполняются обязанности по по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создания ведомственной охраны, что не обеспечивает безопасности посетителей и работников учреждения и создает реальную угрозу жизни и здоровью посетителей и работников учреждения, что нарушает их права и законные интересы на защиту жизни и здоровья, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, а потому заявленные истцом Бокситогорским городским прокурором требования к МБУ «Большедворский КЦ» об обязании обеспечить здание, расположенное по адресу: <адрес>, охраной сотрудников (работников) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях)- подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем ответчик МБУ «Большедворский КЦ» является муниципальным учреждением его учредителем и собственником имущества является Большедворское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области. Функции и полномочия исполняет администрация Большедворского сельского поселения.
При этом в соответствии с требованиями п.3 ст.123.21 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п.5 ст.123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
В связи с вышеуказанными требованиями закона, суд считает необходимым, в случае отсутствия или недостаточности денежных средств у ответчика МБУ «Большедворский КЦ» для устранения выявленных Бокситогорским городским прокурором нарушений законодательства, возложить на ответчика Администрацию Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района <адрес>, являющегося учредителем и собственником имущества учреждения, обязанность обеспечить финансирование МБУ «Большедворский КЦ» в целях обеспечения охраны объекта, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Согласно ст.206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения. В связи с изложенным суд находит, что испрашиваемый истцом срок для устранения нарушений- в течение 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу для обеспечения финансирования учреждения и в течение 2 лет с даты вступления решения суда в законную силу для обеспечения охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях), соответствует принципу разумности, направлен на скорейшее устранение нарушений действующего законодательства.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с ответчика МБУ «Большедворский КЦ» государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бокситогорского городского прокурора- удовлетворить.
Обязать Администрацию Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в течение 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Муниципального бюджетного учреждения «Большедворский культурный центр» в целях обеспечения охраны объекта, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Большедворский культурный центр» в течение 2 (двух) лет с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Большедворский культурный центр» в доход бюджета Бокситогорского муниципального района государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 24.06.2022 года.
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>