УИД91RS0009-01-2021-005252-04
Дело № 1-25/2022 /№ 1-539/2021/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 апреля 2022 года г. Евпатория
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Ротко Т.Д.,
при секретаре - Черниковой У.И.,
с участием:
государственного обвинителя
старшего помощника прокурора г. Евпатория - Панарина М.В.,
потерпевшей - ФИО39
представителя потерпевшего - ФИО49
защитника подсудимой - адвоката Жуковой А.И.,
подсудимой - Шалагиной А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Евпатории уголовное дело по обвинению
Шалагиной Анастасии Николаевны, <данные изъяты>,
в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В производстве Евпаторийского городского суда Республики Крым находится уголовное дело по обвинению Шалагиной Анастасии Николаевны в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ.
Шалагиной А.Н. предъявлено обвинение в том, что она совершила халатность, то есть неисполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах.
Распоряжением главы администрации города Евпатории Республики Крым ФИО50 от ДД.ММ.ГГГГ № № Шалагина А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность муниципальной службы главного специалиста жилищного отдела администрации города Евпатории Республики Крым.
Распоряжением главы администрации города Евпатории Республики Крым ФИО51 от ДД.ММ.ГГГГ № № Шалагина А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность муниципальной службы начальника жилищного отдела администрации города Евпатории Республики Крым.
Распоряжением главы администрации города Евпатории Республики Крым ФИО52 от ДД.ММ.ГГГГ № № Шалагина А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность муниципальной службы начальника жилищного отдела департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым (далее по тексту – начальник жилищного отдела ДГХ администрации г. Евпатории).
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Из положений п.п. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007
№ 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 25 от 02.03.2007), а также п.п. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона Республики Крым от 16.09.2014 № 76-ЗРК (ред. от 01.04.2019) «О муниципальной службе в Республике Крым» (далее по тексту – ЗРК № 76 от 16.09.2014) следует, что муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций; соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией.
Согласно п.п. 1.1, 1,6 должностной инструкции, утвержденной 09 января 2017 года заместителем главы администрации - начальником департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым Серобабой С.Н. (далее по тексту – Должностная инструкция), должность начальника жилищного отдела ДГХ администрации г. Евпатории относится к группе «ведущие должности муниципальной службы» в соответствии со ст. 7 Закона Республики Крым от 16.09.2014 №76-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Крым». В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Республики Крым о муниципальной службе, Уставом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, муниципальными правовыми актами администрации города Евпатории Республики Крым, Положением о департаменте городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым, правилами внутреннего трудового распорядка.
В соответствии с п.п. 3.1, 5.1, 5.6 Должностной инструкции начальник жилищного отдела ДГХ администрации г. Евпатории осуществляет руководство деятельностью жилищного отдела департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым в пределах полномочий, делегированных ему заместителем главы администрации – начальником департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым, распределяет обязанности в отделе, возглавляет и контролирует работу отдела; несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за действие или бездействие, повлекшие нарушение прав и законных интересов граждан, организаций или охраняемых законом интересов общества, государства.
Таким образом, начальник жилищного отдела ДГХ администрации г.Евпатории Шалагина А.Н. постоянно выполняла организационно-распорядительные функции в органе местного самоуправления, т.е. являлась должностным лицом.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 02 августа 2019 года) (далее по тексту – Бюджетный кодекс РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств.
Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса РФ.
Из положенийп.п. 1 и 2 ч. 1, ч.ч. 2, 3 ст. 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ (ред. от 27 июня 2019 года) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44 от 05 апреля 2013 года) следует, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Ч. 6 ст. 94 ФЗ № 44 от 05.04.2013 предусмотрено, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из положений ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (ред. от 25 декабря 2018 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 года) следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 11 ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 годадолжностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 года, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями ч. 7 ст. 8 ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 года предусмотрено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 ст. 8 ФЗ № 159 от21 декабря1996 года, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (ред. от 26 июля 2019 года) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (ред. от 21 августа 2019 года) (далее по тексту – Положение), устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
В соответствии с п. 5 Положения жилым помещением признается квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Закон Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» (далее по тексту - ЗРК № 46 от 18 декабря 2014 года) регулирует отношения, связанные с организацией предоставления и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, жилых помещений, а также в части сохранения права пользования жилым помещением и сохранения ранее занимаемых жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 ЗРК № 46 от 18 декабря 2014 года жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нормами ч. 1 ст. 9 ЗРК № 46 от 18 декабря 2014 года предусмотрено, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:
1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении;
2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
6) по обеспечению условий доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Согласно п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 10 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, принятого решением Евпаторийского городского совета Республики Крым № 1-4/14 от 07 ноября 2014 года, к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 2 Положения об администрации города Евпатории Республики Крым (далее по тексту – Положение), администрация города Евпатории Республики Крым наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета Евпаторийского городского совета № № ФИО40, ДД.ММ.ГГГГ рождения, принята на квартирный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ребенок-сирота.
Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым№ № от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в муниципальном образовании городской округ Евпатория Республики Крым» администрация города Евпатории Республики Крым наделена полномочиями в части приобретения жилых помещений (квартир) на первичном и вторичном рынках в муниципальную собственность для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании Соглашения о предоставлении субвенции бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ № № (далее по тексту – Соглашение) в ДД.ММ.ГГГГ бюджету муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым из бюджета Республики Крым предоставлена субвенция в сумме 4 243 389,51 рублей на предоставление жилых помещений ФИО53, ФИО55 и ФИО56, по договору найма специализированного жилого помещения.
Дополнительным соглашением № № от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению в ДД.ММ.ГГГГ бюджету муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым из бюджета Республики Крым предоставлена субвенция в сумме 4 243 389,51 рублей на предоставление жилых помещений ФИО54, ФИО41 и ФИО57, по договору найма специализированного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ на основании проведенного в соответствии с ФЗ № 44 от 05.04.2013 электронного аукциона администрацией города Евпатории Республики Крым, в лице первого заместителя главы администрации города Евпатории Республики Крым ФИО58, и ООО «<данные изъяты>», в лице генерального директора Трухиной Е.Л., действующей на основании агентского договора по продаже объекта недвижимости от 12 апреля 2019 года, заключенного с ФИО60 и ФИО62, заключен муниципальный контракт № № на приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда с целью дальнейшего предоставления по договорам найма специальных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из их числа (далее по тексту – Муниципальный контракт № №).
В соответствии с п. 1.2 Муниципального контракта № № ФИО61, ФИО63 и ООО «<данные изъяты>» обязуются передать в собственность администрации города Евпатории Республики Крым, а администрация города Евпатории Республики Крым принять и оплатить в соответствии с условиями контракта и техническим заданием (приложение № 1 к Муниципальному контракту № №) жилое помещение, однокомнатную квартиру, общей площадью 38,4 кв. м, этаж 5, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно п. п. 2.2, 2.2.1 Муниципального контракта № № цена контракта составляет 1 446 609,47 рублей за счет средств субвенции Федерального Бюджета.
Пунктом 5.2.2 технического задания, являющегося приложением № 1 к Муниципальному контракту № №, предусмотрено, что жилое помещение не должно относиться к ветхому и аварийному жилому фонду. Жилое помещение должно быть изолированное, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, готовое к постоянному проживанию, не требующее капитального и текущего ремонта, в том числе косметического ремонта, быть пригодным для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства.
Из положений п. 5.2.4 технического задания к Муниципальному контракту № №, следует, что в жилом помещении (квартире) должны быть выполнены следующие работы: штукатурные работы, чистовая отделка стен и потолков; устройство полов; устройство дверных и оконных блоков; устройство исправной внутренней электрической разводки, подключенных исправных электрических розеток, выключателей и патронов; устройство исправного сантехнического оборудования; устройство исправных отопительных приборов.
Пунктом 5.2.5 технического задания к Муниципальному контракту №№, установлено, что жилое помещение обеспечено исправными (не требующими замены) инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, центральное (автономное) отопление и вентиляция), оборудованием и механизмами, находящимися в жилом помещении (квартире), а также входящими в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, газовой (электрической) плитой.
В соответствии с ч. 1.1 технического задания к Муниципальному контракту № №, при заключении муниципального контракта осуществляется комиссионный выезд для осмотра жилых помещений на предмет пригодности для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Согласно п. 3.2 Муниципального контракта № № администрация города Евпатории Республики Крым обязана осуществить приемку жилого помещения в случае соответствия требованиям к техническому состоянию, в соответствии с условиями контракта. После предоставления акта о соответствии предполагаемого к приобретению жилого помещения администрация города Евпатории Республики Крым по акту приема-передачи обязана принять жилое помещение у Поставщика в течение трех дней со дня подписания контракта.
В соответствии с п. 4.1 Муниципального контракта № № акт приема-передачи жилого помещения подписывается сторонами в день приемки жилого помещения, жилое помещение, не соответствующее требованиям, указанным в техническом задании (Приложение №1), считается не поставленным.
Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения об экспертной комиссии для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактами, заключенных на приобретение однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений) для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» утверждены положение и состав экспертной комиссии для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактами, заключенных на приобретение однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений) для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту – Положение об экспертной комиссии и Состав экспертной комиссии соответственно). Членами экспертной комиссии назначены начальник жилищного отдела ДГХ администрации г. Евпатории Шалагина А.Н., ведущий инженер по надзору за строительством муниципального казённого учреждения «Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым» ФИО69, начальник отдела городского строительства администрации города Евпатории Республики Крым ФИО74, главный специалист отдела эксплуатации жилого фонда департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым ФИО67, председателем экспертной комиссии назначена заместитель начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым ФИО64
Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым№ № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города Евпатории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении положения об экспертной комиссии для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактами, заключенных на приобретение однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений) для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» в состав экспертной комиссии включен специалист расчетно-сметного отдела муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» ФИО76 и начальник отдела организации строительства, реконструкции, капитального ремонта и материально-технического обеспечения муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым» ФИО70
Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым№ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о приемочной комиссии для приемки однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений) приобретаемых для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» утверждены положение и состав приемочной комиссии для приемки однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений) приобретаемых для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту – Положение о приемочной комиссии и Состав приемочной комиссии соответственно). Членами приемочной комиссии назначены начальник жилищного отдела ДГХ администрации г. Евпатории Шалагина А.Н., ведущий инженер по надзору за строительством муниципального казённого учреждения «Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым» ФИО71, заместитель начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым ФИО65, главный специалист отдела эксплуатации жилого фонда департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым ФИО68, председателем приемочной комиссии назначен начальник отдела городского строительства администрации города Евпатории Республики Крым ФИО75
Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым № № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города Евпатории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении положения о приемочной комиссии для приёмки однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений), приобретаемых для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» в состав приёмочной комиссии включен специалист расчетно-сметного отдела муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» ФИО77 и начальник отдела организации строительства, реконструкции, капитального ремонта и материально-технического обеспечения муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым» ФИО72
В соответствии с п.п. 1.2, 1.3 Положения об экспертной комиссии в своей деятельности экспертная комиссия руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», иными нормативными правовыми актами, условиями муниципального контракта (договора) и данным положением. В целях проведения экспертизы постановлением администрации города Евпатории Республики Крым утверждается состав экспертной комиссии из числа работников, обладающих соответствующими знаниями, опытом, квалификацией для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям и требованиям контракта.
Согласно п.п. 1.10, 1.12, 1.13 Положения об экспертной комиссии члены экспертной комиссии осуществляют свои полномочия лично, передача полномочий члена экспертной комиссии другим лицам не допускается. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается всеми членами экспертной комиссии и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приёмке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
В соответствии с п. 1.2 Положения о приемочной комиссии в своей деятельности приемочная комиссия руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», иными нормативными правовыми актами, условиями муниципального контракта (договора) и данным положением.
Согласно п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 Положения о приемочной комиссии основными задачами приемочной комиссии являются: установление соответствия приобретенных по итогам проведения аукционом в электронной форме однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений) для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений условиям и требованиям заключенного муниципального контракта (договора); подтверждение факта исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по муниципальному контракту (договору); подготовка отчетных материалов о работе приемочной комиссии.
В силу п.п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 и 2.2.4 Положения о приемочной комиссии приемочная комиссия проводит анализ документов, подтверждающих факт исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по муниципальному контракту (договору); проводит анализ представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) отчетных документов и материалов, а также устанавливает наличие предусмотренного условиями муниципального контракта (договора) количества экземпляров и копий отчетных документов и материалов; при необходимости запрашивает у поставщика (подрядчика, исполнителя) недостающие отчетные документы и материалы, а также получает разъяснения по представленным документам и материалам; выносит заключение по результатам проведенной приемки товаров (работ, услуг) и в случае их соответствия условиям муниципального контракта (договора) составляет документ о приемке (акт приемки товаров (работ, услуг)).
В соответствии с п. 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.4 и 4.5 Положения о приемочной комиссии по итогам проведения приемки приемочной комиссией принимается одно из следующих решений: объект закупки полностью соответствует условиям муниципального контракта (договора) и (или) предусмотренной им нормативной и технической документации, и подлежит приемке; по итогам приемки объекта закупки выявлены замечания, которые поставщику (подрядчику, исполнителю) следует устранить в согласованные с администрацией города Евпатории Республики Крым сроки; объект закупки не соответствует условиям муниципального контракта (договора) и (или) предусмотренной им нормативной и технической документации и не подлежит приемке. Решения приемочной комиссии оформляются документом о приемке (актом, протоколом и др.), который подписывается членами приемочной комиссии, участвующими в приемке товаров (работ, услуг) и согласными с соответствующими решениями приемочной комиссии. Если по итогам приемки объекта закупки будет принято решение о невозможности осуществления приемки, то документ о приемке приемочной комиссии составляется не менее чем в двух экземплярах и незамедлительно передается (направляется) администрации города Евпатории Республики Крым и поставщику (подрядчику, исполнителю).
ДД.ММ.ГГГГ период с ДД.ММ.ГГГГ члены приемочной и экспертной комиссий администрации города Евпатории Республики Крым ФИО73 и ФИО66 прибыли и в отсутствие ФИО78, Шалагиной А.Н. и ФИО79 осмотрели квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на предмет её соответствия условиям Муниципального контракта № № и техническому заданию, предусмотренной нормативной и технической документацией, а также на предмет её пригодности для проживания в ней детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
После осмотра членами комиссии вышеуказанной квартиры, ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, заведующая сектором муниципальных закупок департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым ФИО80, неосведомленная о техническом состоянии вышеуказанной квартиры и о преступном характере действий Шалагиной А.Н., изготовила проект заключения о проверке (экспертизе) однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений), приобретаемых для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставленных исполнителем результатов, предусмотренных муниципальным контрактом в части их соответствия условиям муниципального контракта №№ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Заключение), согласно которому, предоставленные исполнителем результаты соответствуют условиям контракта, предоставленные документы для принятия и оплаты товара (работы, услуги) проверены, соответствуют данным контракта (в т.ч. правильность наименований и реквизитов сторон, наличие и правильность заполнения предусмотренных документами данных), при проведении экспертизы не выявлены факты ненадлежащего исполнения условий контракта поставщиком и рекомендовано принять результаты исполнения по контракту, а также проект протокола № № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по приемке однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений), приобретаемых для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту – Протокол), согласно которому следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, соответствует условиям Муниципального контракта№ № и техническому заданию, и подлежит приемке. После чего, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ФИО81 прибыла в здание администрации города Евпатории Республики Крым, расположенное по адресу: <адрес>, где предоставила для подписи Шалагиной А.Н. Протокол и Заключение.
В вышеуказанное время, в вышеуказанном месте, Шалагина А.Н., проявляя преступную небрежность, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своего бездействия в виде нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на предоставление благоустроенного жилого помещения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должна была и могла предвидеть эти последствия, из иной личной заинтересованности, выраженной в минимизировании своей работы и нежелании исполнять свои должностные обязанности надлежащим образом, в нарушение:
- ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;
- п.п. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 25 от 02.03.2007, согласно которым, муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций; соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
-п.п. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 13 ЗРК № 76 от 16.09.2014, согласно которым, муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Крым, законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций; соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
- п. 1.6 Должностной инструкции, согласно которому, начальник жилищного отдела ДГХ администрации г. Евпатории в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Республики Крым о муниципальной службе, Уставом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, муниципальными правовыми актами администрации города Евпатории Республики Крым, Положением о департаменте городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым, правилами внутреннего трудового распорядка;
- п. 2.2 Должностной инструкции, согласно которому, начальник жилищного отдела ДГХ администрации г. Евпатории обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Крым, законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым, Устав муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
- п. 1.2 Положения о приемочной комиссии, согласно которому, в своей деятельности приемочная комиссия руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», иными нормативными правовыми актами, условиями муниципального контракта (договора);
- п.п. 2.2.1, 2.2.2 Положения о приемочной комиссии, согласно которым, для выполнения задач по установлению соответствия приобретенных по итогам проведения аукционом в электронной форме однокомнатных благоустроенных квартир (жилых помещений) для формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений условиям и требованиям заключенного муниципального контракта (договора), подтверждению факта исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по муниципальному контракту (договору), подготовке отчетных материалов о работе приемочной комиссии приемочная комиссия проводит анализ документов, подтверждающих факт исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по муниципальному контракту, проводит анализ представленных (подрядчиком, исполнителем) отчетных документов и материалов, а также устанавливает наличие предусмотренного условиями муниципального контракта (договора) количества экземпляров и копий отчетных документов и материалов;
- п. 1.2 Положения об экспертной комиссии, согласно которому, в своей деятельности экспертная комиссия руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», иными нормативными правовыми актами, условиями муниципального контракта (договора);
- п.п. 1.10, 1.12, Положения об экспертной комиссии, согласно которым, члены экспертной комиссии осуществляют свои полномочия лично, передача полномочий члена экспертной комиссии другим лицам не допускается. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается всеми членами экспертной комиссии и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации;
- ч. 1.1 технического задания к Муниципальному контракту №№, согласно которому, при заключении муниципального контракта осуществляется комиссионный выезд для осмотра жилых помещений на предмет пригодности для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа;
не исполнила свои должностные обязанности вследствие недобросовестного отношения к службе, не осуществила выезд и не осмотрела квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на предмет её соответствия требованиям, изложенным в техническом задании к Муниципальному контракту № №, и подписала Заключение, а также Протокол.
При этом, согласно заключению эксперта № № от ДД.ММ.ГГГГ функциональные и технические характеристики квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, фактически не соответствовали условиям Муниципального контракта № № и п.п. 5.2.2, 5.2.3 и п. 5.2.5 технического задания, поскольку: отсутствует часть ограждающей конструкции балкона; конструкция бойлера имела дефекты (нарушена целостность крышки и оголены внутренние элементы бойлера, отсутствовала индикаторная лампочка), что свидетельствует об отклонении параметров водонагревателя от исправного состояния; в помещении санузла установлено наличие следов течи на стыке унитаза и канализационной трубы, что свидетельствует об утечках воды из инженерных систем; в помещении санузла имеются деформации (вздутия) линолеума; в помещениях санузла, прихожей, кухни отделка стен имеет отслоения и сколы, в помещениях санузла и прихожей техническим заданием предусмотрена оклейка обоями; в помещениях санузла и кухни отдела потолков (побелка) имеет повреждения; в помещении прихожей часть отделки потолка представляет собой побелку, часть – облицовку плитками из пенополистирола, в то время как положениями технического задания предусмотрена побелка потолков во всех помещениях исследуемой квартиры; дверные блоки в помещениях кухни, санузла, дверной блок, установленный между помещением жилой комнаты и балконом, имеют деформации, не позволяющие закрывать двери; запорные устройства дверей в жилой комнате и в помещении встроенного шкафа не функционируют; стальной радиатор отопления в жилой комнате не закреплен надлежащим образом, не имеет защитно-декоративного покрытия, что не соответствует требованиям п. 5.5, п. 10.1 ГОСТ 31311-2005; газовая кухонная плита с духовым шкафом имеет признаки коррозии и повреждения; в помещении санузла установлен один смеситель горячего и холодного водоснабжения, в то время как положениями технического задания предусмотрено наличие раковины со смесителем горячего и холодного водоснабжения и ванной со смесителем горячего и холодного водоснабжения; имеющийся смеситель имеет признаки коррозии; ванная, раковина, унитаз в помещении санузла имеют дефекты; розетка в помещении жилой комнаты на дату осмотра не функционирует; выключатель в помещении санузла не закреплен, имеет дефекты; отсутствует крышка на электромонтажной коробке; отсутствует прибор учета потребления газа; не произведен монтаж вентиляционной решетки в помещении кухни; кроме того, вышеуказанная квартира частично не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам, установленным ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10».
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на момент подписания Протокола и Заключения квартира, расположенная по адресу: <адрес>, не соответствовала требованиям, изложенным в техническом задании к Муниципальному контракту № №, в связи с чем, не могла быть приобретена для муниципальных нужд для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель главы администрации города Евпатории Республики Крым ФИО83, будучи неосведомленным о преступном характере халатных действий Шалагиной А.Н., подписал акт приема-передачи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, тем самым приняв указанное жилое помещение в собственность муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
На основании вышеуказанных документов, ДД.ММ.ГГГГ с расчетного счета № №, открытого администрации города Евпатории Республики Крым в УФК по Республике Крым, на расчетный счет ООО «<данные изъяты>» №№, открытый в Симферопольском филиале АБ «<данные изъяты>», перечислены денежные средства в общей сумме 1 446 609,47рублей, в качестве оплаты по Муниципальному контракту №№ за жилое помещение специализированного жилищного фонда с целью дальнейшего предоставления по договорам найма специальных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из их числа.
Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым № № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО85 жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО42 предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Евпатории Республики Крым, в лице первого заместителя главы администрации города Евпатории Республики Крым ФИО59, и ФИО43 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № №, согласно которому, ФИО44 передано за плату во владение и пользование жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства.
Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым№ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении ФИО86, ДД.ММ.ГГГГ рождения из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» ФИО45 исключена из числа детей, оставшихся без попечения родителей из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в связи с предоставлением жилого помещения.
Таким образом, неисполнение своих обязанностей начальником жилищного отдела ДГХ администрации г. Евпатории Шалагиной А.Н. вследствие недобросовестного отношения к службе повлекло:
- существенное нарушение прав и законных интересов ФИО46 на однократное предоставление ей жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и отвечающего установленным требованиям, гарантированных ст. 40 Конституцией Российской Федерации, ст. 8 ФЗ №159 от 21.12.1996, ст. 8 ЗРК № 46 от 18.12.2014, при этом право на получение жилого помещения у лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, является однократным и повторной реализации не подлежит, выраженное внеисполнении государственной обязанности перед ФИО47 по обеспечению её жильем, отвечающим санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, несмотря на выделение бюджетом денежных средств на указанные цели;
- существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в дискредитации и подрыве авторитета органов местного самоуправления – администрации города Евпатории Республики Крым, в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формировании у граждан мнения о неспособности государства обеспечивать гарантированные социальные права.
При совершении преступного деяния Шалагина А.Н. не предвидела возможности наступления общественно опасных последствий своего бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должна была и могла предвидеть эти последствия.
В судебном заседании подсудимая Шалагина А.Н., выразила несогласие с предъявленным обвинением, вместе с тем заявила ходатайство о прекращении производства по делув связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности. Пояснила, что правовые последствия прекращения уголовного дела, в том числе, что данное основание не относится к числу реабилитирующих, ей известны. Кроме того, известно, что в случае удовлетворения ходатайства и прекращения уголовного дела, соответствующее постановление не будет подменять собой приговор суда и, следовательно, не будет является актом, устанавливающим невиновность, что она вправе настаивать на рассмотрении дела по существу. Указав на осведомленность относительно изложенного, Шалагина А.Н. просила о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении нее в связи с истечением сроков давности.
Защитник подсудимой - адвокат Жукова А.И. также поддержала ходатайство.
Государственный обвинитель – старший помощник прокурора г.Евпатории – Панарин М.А. не возражал против прекращения уголовного дела по заявленным основаниям, с учетом того, что подсудимой даны все соответствующие разъяснения и она просит прекратить производство по делу.
Представитель потерпевшего - Администрации г.Евпатории - ФИО87, потерпевшая ФИО48 в судебное заседание не явились, просили о продолжении рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив ходатайство, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для прекращения уголовного дела, учитывая следующее.
Согласно п.3 ч.1, ч.3 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям: истечение сроков давности уголовного преследования; прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования.
В силу п. «а» ч.1 ст.78 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: два года после совершения преступления небольшой тяжести.
В соответствии с ч.2 ст.15 Уголовного кодекса Российской Федерации, преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, не превышает трех лет лишения свободы.
Судом установлено, что предусмотренное ч.1 ст.293 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, в котором обвиняется Шалагина А.Н., имело место в период, обозначенный не позднее ДД.ММ.ГГГГ, и относится к категории небольшой тяжести. Таким образом, срок давности привлечения Шалагиной А.Н. к уголовной ответственности за преступление небольшой тяжести истек. В указанный период Шалагина А.Н. не уклонялась от следствия и суда.
В соответствии с п. 1 ст. 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном п. 3 ч. 1 ст. 24 настоящего Кодекса выносится постановление о прекращении уголовного дела.
Согласно ч.2 ст.27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в п.3 ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает.
В данном случае Шалагина А.Н. не просто не возражает, но и непосредственно ходатайствует о прекращении в отношении нее уголовного дела по п.3 ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, при этом правовые последствия прекращения уголовного дела, в том числе, что данное основание не относится к числу реабилитирующих, ей известны и понятны. Подсудимой разъяснено право доказать свою невиновность в ходе продолженного судебного разбирательства. Однако, от данного права последняя отказалась, настаивая на прекращении уголовного дела по срокам давности.
При принятии решения о прекращении уголовного дела права потерпевшего, предусмотренные ст.42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
В Постановлении от 24 апреля 2003 года №7-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что вытекающая из Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 52, обязанность государства обеспечивать восстановление прав потерпевшего от преступления не предполагает наделение потерпевшего правом предопределять необходимость осуществления уголовного преследования в отношении того или иного лица, а также пределы возлагаемой на это лицо уголовной ответственности. Такое право в силу публичного характера уголовно-правовых отношений может принадлежать только государству в лице его законодательных и правоприменительных органов. Соответственно, федеральный законодатель был вправе установить в федеральном законе основания прекращения уголовного преследования, в том числе относящиеся к так называемым нереабилитирующим, в частности истечение срока давности уголовного преследования. Вместе с тем при установлении таких оснований и порядка прекращения уголовного дела (преследования) федеральный законодатель не освобождается от необходимости гарантировать защиту прав и свобод других лиц, в том числе обеспечить потерпевшим от преступлений доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
В Определении от 3 ноября 2009 года №1416-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционные права заявителя на доступ к правосудию и компенсацию причиненного преступлением ущерба не могут считаться нарушенными нормой п.1 ст.254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку существует иной установленный федеральным законом порядок защиты прав потерпевших.
По смыслу ч.2 ст.27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прекращение дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования не допускается, если подсудимый против этого возражает, то есть только в этом случае производство по делу продолжается и на основании ч.8 ст.302 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации завершается, при наличии к тому оснований, постановлением обвинительного приговора с освобождением осужденного от наказания.
Ни уголовный, ни уголовно-процессуальный законы не ставят разрешение вопроса о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования в зависимость от позиции государственного обвинителя или потерпевшего.
Установление в уголовном и уголовно-процессуальном законах оснований, позволяющих отказываться от уголовного преследования определенной категории лиц и прекращать в отношении них уголовные дела, относится к правомочиям государства. В качестве одного из таких оснований закон (статья 78 УК Российской Федерации, пункт 3 части первой статьи 24 УПК Российской Федерации) признает истечение сроков давности, что обусловлено как нецелесообразностью применения мер уголовной ответственности ввиду значительного уменьшения общественной опасности преступления по прошествии значительного времени с момента его совершения, так и осуществлением в уголовном судопроизводстве принципа гуманизма (определения Конституционного Суда Российской Федерации от19 июня 2007 года N 591-О-О и от 21 апреля 2011 года N 591-О-О).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение в связи с освобождением лица от уголовной ответственности и наказания по не реабилитирующему основанию не влекут признание этого лица виновным или невиновным в совершении преступления; принимаемое в таких случаях процессуальное решение не подменяет собой приговор суда и по своему содержанию и правовым последствиям не является актом, которым устанавливается виновность подозреваемого (обвиняемого) в том смысле, как это предусмотрено статьей 49 Конституции Российской Федерации (постановления от 28 октября 1996 года N 18-П и от 14 июля 2011 года N 16-П; Определение от 15 января 2008 года N 292-О-О).
В случае, когда подсудимый не возражает против прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации предписывает суду прекращать уголовное дело.
При этом, суд должен своим постановлением освободить лицо от уголовной ответственности за истечением срока давности и прекратить, в связи с этим уголовное дело. По смыслу указанной нормы закона, постановление о прекращении такого дела может быть вынесено судом в любой момент судебного заседания, как только выявлены достаточные для этого основания.
При изложенных выше обстоятельствах суд считает необходимым освободить Шалагину А.Н. от уголовной ответственности, а уголовное дело в отношении последней прекратить в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Гражданские иски по делу не заявлены.
Вещественными доказательствами по делу следует распорядиться согласно ст. 81 УПК РФ.
Избранная в отношении Шалагиной А.Н. мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении подлежит отмене, как такая, в которой отпадает необходимость.
Руководствуясь ст.ст. 254, 256 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить уголовное дело и освободить от уголовной ответственности Шалагину Анастасию Николаевну, обвиняемую в совершении преступления, предусмотренного ч.1ст.293 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п.3 ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Меру пресечения Шалагиной А.Н. - подписку о невыезде и надлежащем поведении отменить.
Вещественные доказательства по делу: оптические диски с информацией о соединениях, содержащиеся в двух пакетах, также содержащиеся в одном пакете документы согласно пояснительной надписи на упаковке, а именно: об аукционе в электронной форме; муниципальный контракт; заключение о проверке квартиры ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи и иные документы - хранить при материалах уголовного дела.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение 10 (десяти) суток со дня его вынесения.
Судья Т.Д.Ротко