Решение по делу № 2-78/2017 от 19.04.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

...                         05 июня 2017 года

Павинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Мясникова Н.А., с участием:

исполняющего обязанности прокурора ... Ивашкина С.А.;

директора Муниципального общеобразовательного учреждения ... средняя общеобразовательная школа ... Попова Н.П.;

представителя третьего лица - Администрации ... муниципального района ... по доверенности Коваленко О.Н.,

при секретаре Кокшаровой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к МОУ ... средняя общеобразовательная школа об обязании разработать и согласовать паспорт безопасности объекта,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора ... обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ ... средняя общеобразовательная школа, третье лицо Администрация ... муниципального района ..., ипросил обязать образовательное учреждение, расположенное по адресу: ..., разработать и согласовать паспорт комплексной безопасности объекта и антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 г. № 272, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании исполняющий обязанности прокурора ... Ивашкин С.А. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Попов Н.П. иск не признал.

Представитель администрации ... муниципального района Коваленко О.Н. просила оставить иск без удовлетворения.

В исковом заявлении в обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой ... на основании задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства в деятельности МОУ ... средняя общеобразовательная школа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства. На момент проверки представлен паспорт безопасности МОУ ... средняя общеобразовательная школа, утвержденный директором школы 09.01.2017 г. Форма паспорта безопасности не соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272 (отсутствуют все необходимые разделы паспорта, паспорт не согласован с подразделениями Росгвардии, ФСБ, МЧС, МО МВД России «...»).

«Отсутствие у МОУ ... СОШ рассматриваемого документа снижает уровень антитеррористической защищенности объекта, создает предпосылки для совершения преступлений, предусмотренных ст. 205 УК РФ «Террористический акт», ст. 281 УК РФ «Диверсия» и представляет угрозу безопасности Российской Федерации».

Исполняющий обязанности прокурора в соответствии с поставленными вопросами затруднился пояснить суду, почему паспорт безопасности школы необходимо разработать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272. Причину, по которой требования к антитеррористической защищенности объектов образования до настоящего времени не утверждены Правительством, ему не известны.

Директор МОУ ... средняя общеобразовательная школа Попов Н.П. пояснил, что паспорт комплексной безопасности МОУ ... средняя общеобразовательная школа был утвержден им 09.01.2017 г. В апреле 2017 года было получено письмо от Департамента образования и науки Костромской области, в котором разъяснялось, что по согласованию с Антитеррористической комиссией и Управлением ФСБ по Костромской области до момента принятия Правительством РФ постановления по требованиям к антитеррористической защищенности объектов в сфере образования образовательные организации новые формы паспортов безопасности не разрабатывают, а используют имеющиеся паспорта антитеррористической защищенности. Считает, что Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272, к учреждениям образования не относятся. Новый паспорт безопасности школы практически уже разработан в соответствии с проектом требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства образовании и науки. Он ждет, когда этот проект требований будет утвержден правительством, чтобы скорректировать паспорт безопасности школы, если в проект требований будут внесены изменения. Требования к антитеррористической защищенности объектов образования и науки согласно проекту документа существенно отличаются от требований антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272.

Представитель третьего лица Коваленко О.Н. пояснила, что Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272, не распространяются на объекты сферы образования, о чем прямо указано в нормативном акте. Если эти Требования применить к объектам образования, то МОУ ... средняя общеобразовательная школа будет ненадлежащим ответчиком, поскольку этим нормативным актом обязанность по осуществлению мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей возложена на органы местного самоуправления.

Суд, заслушав участников судебного разбирательства, допросив свидетеля, изучив материалы гражданского дела и нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения, приходит к следующему.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О противодействии терроризму", антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 указанного Закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса);

На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 года N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)" были утверждены «Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)».

Пунктом 2 Постановления от 25.12.2013 года N 1244 федеральным органам исполнительной власти было предписано обеспечить в 6-месячный срок подготовку и внесение в установленном порядке в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением, соответствующих проектов актов Правительства Российской Федерации.

Согласно пп. «а» п. 2 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.12.2013 года N 1244, разработка требований и формы паспорта безопасности и внесение в установленном порядке проектов актов об их утверждении в Правительство Российской Федерации осуществляются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются или которые относятся к сфере их деятельности.

В период с 2014 года по апрель 2017 года различными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации разработано более двух десятков проектов требований к антитеррористической защищенности подведомственных им объектов (территорий) и форм паспортов безопасности, которые утверждены постановлениями Правительства РФ, в том числе: от 14.04.2017 N 447 в отношении гостиниц; от 28.02.2017 N 239 - объектов (территорий) Федерального агентства научных организаций; от 11.02.2017 N 176 - объектов (территорий) в сфере культуры; от 13.01.2017 N 8 - объектов (территорий) Министерства здравоохранения РФ; от 23.12.2016 N 1467 - объектов водоснабжения и водоотведения; от 17.12.2016 N 1398 - объектов (территорий) Федеральной службы по финансовому мониторингу; от 15.11.2016 N 1196 - объектов (территорий) Министерства экономического развития РФ; от 17.10.2016 N 1055 - объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ; от 17.10.2016 N 1054 - Министерства природных ресурсов и экологии РФ; от 01.07.2016 N 617 - объектов (территорий) Министерства финансов РФ; от 13.05.2016 N 410 объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты РФ, и другие.

МОУ ... средняя общеобразовательная школа находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

В настоящее время нет разработанных Минобрнауки России, утвержденных Правительством РФ и опубликованных в средствах массовой информации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), которые относятся к сфере деятельности Минобрнауки России, и формы паспорта безопасности объектов.

Министерством внутренних дел Российской Федерации были разработаны и Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей» (далее - Требования) и «Форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей».

Согласно п. 2 Требований перечень мест массового пребывания людей определяется органами местного самоуправления в пределах муниципальных образований по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В перечень мест массового пребывания людей включаются места массового пребывания людей, собственниками которых или лицами, использующими места массового пребывания людей на ином законном основании (далее - правообладатели мест массового пребывания людей), не являются федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и которые не относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование места массового пребывания людей, а также не подлежат обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с приведенными правовыми нормами требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и формы паспортов безопасности обязаны разрабатывать федеральные органы исполнительной власти в отношении подведомственных им объектов (территорий), с учетом их специфики. Требования, разработанные МВД РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, не распространяются на объекты, которые относятся к сфере деятельности других федеральных органов исполнительной власти, в том числе, к сфере деятельности Минобрнауки России, о чем прямо указано в Требованиях.

Указом Президента РФ от 26.12.2015 № 664 утверждено «Положение о Национальном антитеррористическом комитете». Согласно п. 1 этого Положения Национальный антитеррористический комитет (далее - Комитет) является коллегиальным органом, образованным в целях организации и координации деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах).

Решения Комитета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. (п. 15 Положения)

Председателем Национального антитеррористического комитета 17.06.2016 было утверждено «Положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации».

На совместном заседании Антитеррористической комиссии и Оперативного штаба в Костромской области решением от 24.04.2017 г. № 2/116 были утверждены «Методические рекомендации по вопросам применения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, иных объектов, находящихся в сфере деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправлении» (далее - Рекомендации).

Согласно Рекомендациям места (объекты) с массовым пребыванием людей, которые относятся к сфере деятельности федеральных органов исполнительной власти, не должны включаться в перечень мест массового пребывания людей в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272, т.к. в отношении таких территорий (мест) действуют положения иных нормативных актов.

В связи с тем, что в настоящее время постановление Правительства РФ по утверждению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере образования и научной деятельности не принято, руководителям объектов, подведомственных Министерству образования РФ или находящихся в сфере их ведения, имеющих ранее разработанные и в установленном порядке актуализированные паспорта антитеррористической защищенности объектов, руководствоваться данными документами до особого указания или принятия соответствующего постановления Правительством РФ. (л.д. 30)

Аналогичные разъяснения были даны Департаментом образования и науки Костромской области (л.д. 32)

Министерством внутренних дел РФ были даны Разъяснения по вопросам применения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272, согласно которым, в перечень мест массового пребывания людей не включаются такие территории (места), на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек, но правообладателями которых являются Федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация атомной энергии «Росатом» или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование территории (места), подлежащего антитеррористической защите (например школы, поликлиники, больницы, дошкольные детские учреждения, объекты спорта, театры, концертные залы), а также территории (объекты) подлежащие обязательной охране полицией. (л.д. 39)

Свидетель ФИО показал, что он является секретарем Антитеррористической комиссии по ... муниципальному району .... Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272, на школу не распространяются. В настоящее время нет утвержденных Правительством РФ требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства образования. До принятия такого нормативного акта школа должна пользоваться имеющимся актуализированным паспортом комплексной безопасности школы.

К исковому заявлению приложена копия Паспорта комплексной безопасности МОУ ... средняя общеобразовательная школа, утвержденного директором школы 09.01.2017 г. (л.д....)

Изложенное позволяет прийти к выводу, что Требования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, на МОУ ... средняя общеобразовательная школа не распространяются.

Кроме того, Требования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, в отношении объектов, подпадающих под действие этого нормативного акта, предусматривают разработку паспортов безопасности комиссией, создаваемой главой муниципального образования.

Пунктом 3 Требований установлено, что организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.

Для проведения категорирования места массового пребывания людей и оценки состояния его антитеррористической защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей (далее - комиссия).

Комиссия создается в течение 30 дней со дня включения места массового пребывания людей в соответствующий перечень мест массового пребывания людей. (п. 8 Требований)

Комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо. (п. 9 Требований)

Результаты работы комиссии в 10-дневный срок со дня обследования оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей. (п. 13 Требований)

На каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.

Паспорт безопасности составляется в 6 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главой муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей. (п. 14 Требований)

Согласование паспорта безопасности осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки. (п. 15 Требований)

Распространение Требований на школу, как того просил и.о. прокурора, в соответствии с п. 3 Требований предполагает, что организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов в этом случае должна осуществляться администрацией Пыщугского муниципального района.

Кроме того, заявленные исковые требования не корректны.

Установленные Требованиями сроки разработки и согласования паспорта безопасности превышают трехмесячный срок. Начало срока связано с включением объекта в перечень мест массового пребывания людей, а не с моментом вступления решения суда в законную силу, как это указано в исковом заявлении.

Порядок разработки и согласования паспорта безопасности мест массового пребывания людей установлен не Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 г. № 272, как указано в исковом заявлении, а «Требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей» и «Формой паспорта безопасности мест массового пребывания людей», утвержденных этим Постановлением. В исковом заявлении наименование паспорта «паспорт комплексной безопасности объекта и антитеррористической защищенности» не соответствует «Форме паспорта безопасности мест массового пребывания людей».

В порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 года N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)", и утвержденными этим Постановлением «Правилами разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)» требования к антитеррористической защищенности объектов, относящихся к сфере образования, должны быть разработаны Минобрнауки России и утверждены Правительством Российской Федерации.

Исковые требования о применении в отношении объекта, относящегося к сфере образования, нормативного акта, разработанного МВД РФ для других объектов, противоречат указанным Постановлению Правительства РФ от 25.12.2013 года N 1244 и Правилам.

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора ... не соответствуют закону и не могут быть удовлетворены судом.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск исполняющего обязанности прокурора ... к МОУ ... средняя общеобразовательная школа об обязании образовательное учреждение, расположенное по адресу: ..., разработать и согласовать паспорт комплексной безопасности объекта и антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 г. № 272, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оставить без удовлетворения.

Участники вправе с 31.05.2017 г. в канцелярии Павинского районного суда с. Пыщуг ознакомиться с мотивированным решением по делу и в течение месяца обжаловать решение в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Павинский районный суд с. Пыщуг.

Председательствующий судья              Н.А. Мясников

2-78/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор Пыщугского района Костромской области
Ответчики
МОУ Пыщугская средняя общеобразовательная школа
Другие
администрация Пыщугского муниципального района Костромской области
Суд
Павинский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
pavinsky.kst.sudrf.ru
19.04.2017Передача материалов судье
19.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.04.2017Предварительное судебное заседание
17.05.2017Судебное заседание
29.05.2017Судебное заседание
05.06.2017Судебное заседание
08.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее