Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
уникальный идентификатор дела№ 92RS0002-01-2021-004533-82производство № 2-1541/2022 |
27 сентября 2022 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания ГАЕВСКОЙ Т.И.,
с участием:
представителя истца Смирнова А.В.,
представителя ответчика Михайловой Н.В.,
представителя третьего лица Орловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гагаринского района-1" о возложении обязанности совершить определенные действия;
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Кравченко Елена Витальевна,
у с т а н о в и л:
В августе 2021 года истец Главное управление государственного жилищного надзора г. Севастополя в котором с учетом заявления об изменении исковых требований от 26.07.2022 года просил возложить обязанность на ООО «Управляющая компания Гагаринского района-1» выполнить требования предписания Госжилнадзора Севастополя от 25.06.2019 года № 20.10-10-ВЗ/19/53 8-ПР, а именно – предоставить схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения многоквартирного <адрес> в г. Севастополе.
В обоснование иска указано на факт выявления в деятельности управляющей компании нарушений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, выразившегося в отсутствии указанной выше технической документации на многоквартирный дом, а также предоставления сведений об исполнении предписания органа государственного жилищного надзора.
В судебном заседании представитель истца Смирнов А.В. требования иска просил удовлетворить по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика Михайлова Н.В. против иска возражала, указав на наличие в распоряжении управляющей компании необходимой технической документации, позволяющей осуществлять управления многоквартирным домом и обеспечение ресурсами.
Представитель третьего лица Орлова Н.А. доводы иска органа государственного жилищного надзора считала обоснованными.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно пунктов 1, 3 Положения о Главном управлении государственного жилищного надзора города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 05.06.2014 № 39, Госжилнадзор Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, основными задачами которого являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 27 Правил №491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Пунктом 24 Правил № 491 определен перечень технической документации на многоквартирный дом, который включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Исходя из содержания п. 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила № 416), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Подпунктом «а» пункта 4 Правил № 416 установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе, следующего стандарта: прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно- коммунальному комплексу России от 27.09.2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила № 170), в силу пункта 1.5.1 которых в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10, Правила № 170 являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 года N 17074/09, нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую Документацию (п. 27 Правил N 491). Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Управляющая организация обязана располагать всей необходимой технической документацией на многоквартирный дом, а в случае ее отсутствия - предпринять меры по истребованию ее у предыдущей управляющей организации (иных лиц) или по восстановлению за свой счет. Отсутствие у управляющей организации технической документации долговременного хранения является нарушением установленных правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Установлено, что ООО «Управляющая компания Гагаринского района-1» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в городе Севастополе на основании лицензии от 14.02.2018 года № 141, в том числе многоквартирным домом № по <адрес>.
При проверке обращения собственника <адрес> многоквартирного <адрес> (вх. №1632 от 28.05.2019 года) по вопросу отсутствия технической документации на указанный многоквартирный дом, распоряжением Госжилнадзора Севастополя от 24.06.2019 №20.10-10-B3/19/538 в рамках осуществления лицензионного контроля назначена внеплановая выездная проверка, по итогам которой выявлены нарушения требований пунктов 1.5.1, 1.5.2, 1.5.3 Правил №170, пунктов 24-27 Правил № 491, подпункта «а» пункта 4, пункта 18 Правил №416, выразившихся в отсутствии у общества технической документации долговременного хранения, в том числе схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-газо-, электроснабжения.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 25.06.2019 года № 20.10-10- ВЗ/19/538-П.
В связи с выявленными при проведении внеплановой выездной проверки нарушений лицензионных (обязательных) требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом № по <адрес>, в отношении ООО «УК Гагаринского района-1» составлен протокол от 03.07.2019 года № 210 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением Госжилнадзора Севастополя от 09.07.2019 года ООО «УК Гагаринского района-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 17.10.2019 года по делу № А84-3686/2019 постановление Госжилнадзора Севастополя от 09.07.20219 признано законным, в удовлетворении требований ООО «УК Гагаринского района-1» отказано.
С целью устранения выявленных нарушений 25.06.2019 года Госжилнадзором Севастополя ООО «УК Гагаринского района-1» выдано предписание №20.10-10-ВЗ/19/538-ПР с требованием в срок до 25.07.2019 года организовать мероприятия по восстановлению и надлежащему хранению технической документации на многоквартирный <адрес> в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Данное предписание установленным порядком не обжаловалось и незаконным не признано, Госжилнадзором Севастополя не отзывалось, сроки для его исполнения были достаточными, с ходатайством о продлении срока исполнения предписания ООО «УК Гагаринского района-1» в Госжилнадзор Севастополя не обращалось.
В целях проверки исполнения указанного предписания Госжилнадзором Севастополя 06.09.2019 года проведена внеплановая выездная проверка, которой установлено, что требования предписания ООО «УК Гагаринского района-1» не исполнены, а именно - не организованы мероприятия по восстановлению и надлежащему хранению технической документации на многоквартирный <адрес> в установленном законодательством РФ порядке.
09.09.2019 года Госжилнадзором Севастополя в отношении ООО «УК Гагаринского района-1» составлен протокол № 294 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, т.е. за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, который направлен для рассмотрения мировому судье.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Гагаринского судебного района города Севастополя от 25.10.2019 года управляющая компания признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа.
Доказательств, свидетельствующий об исполнении ООО «УК Гагаринского района-1» требований, указанных в предписании от 25.06.2019 года № 20.10-10-ВЗ/19/538-ПР, в порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не предоставлено.
В соответствии с п. 6 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ Госжилнадзор Севастополя, как орган государственного жилищного надзора, вправе обратиться в суд с заявлениями о понуждении к исполнению предписания.
Уклонение ООО «УК Гагаринского района-1» от исполнения законного предписания нарушает права Госжилнадзора Севастополя, как органа регионального государственного жилищного надзора, препятствует реализации возложенных на него законодательством задач и исполнению входящих в его компетенцию полномочий. Для реализации задач Госжилнадзора Севастополя как органа государственного контроля, устранения имеющихся нарушений жилищного законодательства необходимо обеспечить принудительное исполнение предписания Госжилнадзора Севастополя.
При изложенных обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы настоящего иска Госжилнадзора Севастополя.
В порядке ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежат взысканию судебные расходы по делу в размере 6000,00 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гагаринского района-1" о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Гагаринского района-1» выполнить требования предписания Госжилнадзора Севастополя от 25.06.2019 № 20.10-10-ВЗ/19/53 8-ПР, а именно – предоставить схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения многоквартирного <адрес> в г. Севастополе.
Установить Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Гагаринского района-1» срок по исполнению требований предписания Госжилнадзора Севастополя от 25.06.2019 №20.10-10-ВЗ/19/538-ПР в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Гагаринского района-1» в счет возмещения судебных расходов по делу 6 000,00 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 02.10.2022 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦подпись судьи _____________________ ¦
¦Наименование должности ¦
¦уполномоченного работника аппарата суда ¦
¦помощник судьи ФИО7 ¦
¦ (инициалы,фамилия) ¦
¦"__" _____________ 20__ г. ¦
L-----------------------------------------