УИД 11RS0002-01-2023-004870-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 17 января 2024 года
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Засориной С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-522/2024 по исковому заявлению Елфимовой Дарьи Владимировны к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» об установлении тарифной ставки, перерасчете заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Истец Елфимова Д.В. обратилась к МБУ «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее МБУ «СДУ») с требованиями об обязании установить тарифную ставку (оклад) с 01.11.2022 в размере ... руб., с 01.01.2023 – ... руб.; обязании произвести перерасчет заработной платы, оплаты отпуска, выдать расчетные листы за каждый месяц произведенного перерасчета с указанием начисления по каждой составной части заработной платы; обязании выплатить неполученные суммы заработной платы, с компенсацией, предусмотренной ст.236 Трудового кодекса РФ, а также о взыскании компенсации морального вреда в сумме 10000 руб.
В обоснование требований истец указала, что работает в МБУ «СДУ» на основании трудового договора от <дата> в должности .... 11.12.2019 подписано отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы. Согласно указанному ОТС, минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, то есть, тарифная ставка истцу должна быть установлена с учетом данного Соглашения, что работодатель не учитывал и оклад в соответствии с ФОТС не устанавливал. Следовательно, работодатель обязан производить начисление и выплату заработной платы, исходя из размера тарифной ставки рабочего 1 разряда, определенной п.3.1 ФОТС х 1,15. Также истец полагает, что с истечением срока действия Федерального соглашения, с 01.01.2023 его оклад должен быть рассчитан с применением Отраслевого тарифного соглашения по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023, то есть, тарифной ставки рабочего 1 разряда, определенной п.3.1 РОТС в размере не ниже 1,15 величины МРОТ.
Ответчик в отзыве в исковых требованиях истцу просит отказать, поскольку МБУ «СДУ» производит выплату истцу заработной платы в соответствии с положением о системе оплаты труда Учреждения, разработанного в соответствии с постановлениями администрации МО ГО «Воркута» и в соответствии с трудовым законодательством.
Третье лицо - Администрация МО ГО «Воркута» в отзыве против удовлетворения исковых требований возражает, указывает, что МБУ «СДУ» не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Учредителем МБУ «СДУ» является МОГО «Воркута» в лице администрации. МБУ «СДУ» и администрация МО ГО «Воркута» не являются членами объединения работодателей, подписавших Соглашение. Система оплаты труда работников МБУ «СДУ» регулируется Положением о системе оплаты труда МБУ «СДУ», которое принято на основании постановления администрации МО ГО «Воркута» от 30.07.2018 № 1103 с учетом ЕТКС.
Истец заявил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ответчик, третьи лица - Администрация МО ГО «Воркута», МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» о судебном разбирательстве извещены, в суд представителей не направили. При таких обстоятельствах, суд считает возможным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.
Таким образом, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учётом условий труда и особенностей трудовой деятельности.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий; тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты; тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда.
Согласно ст. 45 ТК РФ соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли. Отраслевое соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнёрства.
В соответствии с ч. 1-3 ст. 48 ТК РФ, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трёх лет. Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса) (часть четвертая).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
Судом установлено, что Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР" от 11 декабря 2019г. утверждено "Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы», которое действует с 1 января 2020 г.
Из пунктов 1.1, 1.5 Раздела 1 ОТС следует, что оно устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности; является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется (на работников и работодателей подрядных организаций, на работников и работодателей организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не относящихся к государственной службе, в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, работников и работодателей проектных и изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников.
Пунктом 3.1 Раздела III Соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020г. в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Введение размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда, указанной в абзаце первом пункта 3.1. настоящего соглашения, в территориальных органах управления автомобильными дорогами осуществляется с участием соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации.
В дорожных организациях, расположенных в субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, рекомендуется в региональных отраслевых соглашениях предусматривать дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учетом прожиточного минимума каждого района.
Указанный в пункте 3.1 настоящего Соглашения размер базовой (минимальной) тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие районные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах. При этом разница между межтарифным коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2
Конкретные размеры минимальных тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже, чем предусмотрено в пункте 3.1 настоящего Соглашения.
Примерная, тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1 к настоящему Соглашению. В федеральных государственных унитарных предприятиях дорожного хозяйства приведенная в приложении № 1 тарифная сетка по оплате труда работников обязательна для применения при определении конкретных размеров тарифных ставок (окладов) работников (пункт 3.3 Раздела III Соглашения).
Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абзац 2 пункта 3.5 Раздела III Соглашения).
Согласно пункту 1.2 раздела 1 Устава МБУ «СДУ» ответчик является муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута».
Как следует из Устава МБУ «СДУ», выписки из ЕГРЮЛ ФНС России ответчик осуществляет деятельность в отрасли, на которую распространяется действие Федерального отраслевого соглашения.
Согласно ч. 8 ст. 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Как следует из представленных документов, ни МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», ни учредитель – администрация МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке установленном части 9 статьи 48 ТК РФ не направляли.
С учётом письма Минтруда России от 11 марта 2020 №14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022» опубликованного в Российской газете, 24 марта 2020г., в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, в отношении МБУ «СДУ»» действует ОТС, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 г., регистрационный № 17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru).
Условий относительно организационно-правовой формы предприятий либо источнике их финансирования ни Трудовой кодекс, ни Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы не содержат, ввиду чего доводы работодателя и учредителя о невозможности распространить действие ОТС на ответчика несостоятельны.
Судом также установлено, что Министерством строительства и жилищно-коммунального строительства Республик Коми, Республиканской организацией профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Ассоциацией дорожных организаций Республики Коми 24 марта 2021г. утверждено "Отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021 - 2023 годы», которое размещено на сайте сетевого издания "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru, 08.04.2021, и в "Бюллетень органов государственной власти Республики Коми", 23.04.2021, № 14, ст. 278
В соответствии с п. 3.1. Соглашения Республики Коми минимальная тарифная ставка рабочих I разряда дорожной отрасли устанавливается в размере, равном минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом Российской Федерации, с применением коэффициента 1,15.
Применяемый коэффициент учитывает все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные законодательством, за исключением выплат, предусмотренных в пункте 1.6 настоящего Соглашения.
Таким образом, в региональном соглашении основанием для определения размера базовой (минимальной) тарифной ставки служит минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом Российской Федерации, в то время как в ОТС размер базовой (минимальной) тарифной ставки зависит от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации
В соответствии с пунктом 1.5 Соглашения в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Поскольку величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Коми больше минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом Российской Федерации, то применению подлежит ОТС.
Следует также учесть, что положения ст.48 Трудового кодекса РФ устанавливают порядок присоединения к отраслевым соглашениям, заключенным на федеральном уровне, а не к региональным соглашениям.
С учётом изложенного, обязательными при формировании оплаты труда работников МБУ «СДУ» являлись положения п. 3.1. ОТС.
Как установлено в судебном заседании, Елфимова Д.В. осуществляет трудовую деятельность в МБУ «СДУ» в должности ... на основании трудового договора от <дата> ... и дополнительных соглашений к нему, а также приказа о приеме на работу от <дата> ...-к с <дата>. Дополнительным соглашением от <дата> с <дата> Елфимовой Д.В. установлен оклад по занимаемой должности ... руб.
Согласно расчетным листам, с ноября 2022 (по требованиям) расчет оплаты труда Елфимовой Д.В. осуществлялся в соответствии с указанным выше окладом.
Основными правовыми актами, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» и работодателем является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ», утвержденный постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15 октября 2018г. №1449 и Положение об оплате труда МБУ «СДУ», утвержденное приказом от 01 июня 2022г. №95 руководителем МБУ «СДУ».
Разделом 2 Положения об оплате труда МБУ «СДУ» установлено формирование фонда оплаты труда в соответствии с постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15 октября 2018г. №1449.
Согласно п.3.6.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии о штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями №№1,2,3,4 постановления главы администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 30 июля 2018г. №1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования городского округа «Воркута».
Таким образом, размер должностного оклада (тарифной ставки) работника МБУ «СДУ» включает в себя тарифные ставки (оклады), тарифные коэффициенты.
Постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15 октября 2018г. №1449 утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений и тарифные ставки, оклады (должностные оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений согласно приложению №3.
В соответствии с п.3.1 ОТС первоначальный размер минимальной тарифной ставки рабочих I разряда дорожной отрасли определен с 1 января 2020 года.
Постановлениями Правительства Республики Коми утверждены величины прожиточного минимума на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми.
На 01.01.2020 размер прожиточного минимума составлял 13791 руб. (постановлением Правительства Республики Коми от 3 февраля 2020 г. №45).
Согласно п.3.2 ОТС пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Таким образом, работодатель не ограничен в количестве пересмотров тарифной ставки, однако обязан к этому только единожды в год. Оснований для возложения обязанности увеличивать тарифную ставку чаще при рассмотрении дела не установлено, и доводы администрации МО ГО «Воркута» в данной части обоснованы.
Поскольку иного стороны не заявляли, при определении даты, с которой надлежит произвести такое увеличение, суд принимает во внимание рекомендации п.3.2 ОТС – с 01 января каждого года.
Кроме того, как следует из того же пункта, при определении размера повышения следует принимать во внимание не текущий размер прожиточного минимума, а его размер за второй квартал предыдущего года.
Так, за второй квартал 2020 размер прожиточного минимума по Республике Коми для трудоспособного населения составил - 15568 руб. (постановление Правительства РК от 28.07.2020 № 377). Соответственно, размер тарифной ставки рабочего первого разряда с 01.01.2021 составит: ... руб.
В 2021 размер прожиточного минимума - 15715 руб. (постановление Правительства Республики Коми от 21 января 2021г. №15), действовал весь год, соответственно и на второй квартал года.
Тарифная ставка (оклад) Елфимовой Д.В. в таком случае с 01.11.2022 составит: ... руб.
Поскольку заработная плата Елфимовой Д.В. с указанной ею даты выплачивалась исходя из окладов, значение которых не соответствовало ФОТС, исковые требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчёт по заработной плате, отпускным и выплатить задолженность по ним подлежат удовлетворению с 01.11.2022, исходя из полученных значений.
27.02.2023 Министерством труда и социальной защиты РФ зарегистрирован отказ МБУ «СДУ» от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2023-2025. Истец, не оспаривая данное обстоятельство, полагает, что с 01.01.2023 тарифная ставка (оклад) должна быть установлена ему в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021 – 2023, действующим по 31.12.2023.
Однако, как указано выше, судом установлены основания применения Федерального отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 гг., а не Отраслевого тарифного соглашения по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021 – 2023, соответственно, истечение срока действия ФОТС не влечет автоматического применения Регионального соглашения. Поскольку МБУ «СДУ» выразило отказ от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на следующий период, оснований для установления тарифной ставки в соответствии с иными Соглашениями не имеется.
Ответчик заявил о пропуске истцом срока на обращение в суд. В соответствии с ч.2 ст.392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Пунктом 3.4 Положения об оплате труда МБУ «СДУ» установлены сроки выплаты заработной платы: 30-го числа текущего месяца (за первую половину месяца) и 15-го числа следующего месяца (за вторую половину).
Истец обратился в суд с иском 12.12.2023 (по почтовому штемпелю). Таким образом, учитывая сроки выплаты заработной платы, срок исковой давности по заявленным требованиям (с ноября 2022) Елфимовой Д.В. не пропущен.
Решение по делу принято 17.01.2024, когда срок выплаты заработной платы за январь 2024 не наступил, соответственно, сумма недоплаты рассчитана за период с 1 ноября 2022 г. по 31 декабря 2023 г.
МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» произведен расчет заработной платы, исходя из оклада 18072,25 руб. с 01.12.2022. Учитывая разницу между фактически выплаченными суммами, и суммами, подлежащими начислению, размер недоплаты заработной платы, отпускных и иных выплат, причитающихся выплате истцу в период с 1 ноября 2022 г. по декабрь 2023 г. составит:
за ноябрь 2022: 50605,68 – 34272,34 = 16333,34 руб.
за декабрь 2022: 57998,68 – 37677,48 = 20321,20 руб.
за январь 2023: 71126,95 – 45941,13 = 25185,82 руб.
за февраль 2023: 50846,32 – 37744,70 = 13101,62 руб.
за март 2023: 66344,92 – 44399,19 = 21945,73 руб.
за апрель 2023: 51929,60 – 38248,35 = 13681,25 руб.
за май 2023: 57871,37 – 40661,57 = 17209,80 руб.
за июнь 2023: 150444,85 – 111547,81 = 38897,04 руб.
за июль 2023: 4982,49 – 3659,81 = 1322,68 руб.
за август 2023: 12053,98 – 8830,25 = 3223,23 руб.
за сентябрь 2023: 59467,51 – 41466,00 = 18001,51 руб.
за октябрь 2023: 52140,44 – 38346,36 = 13794,08 руб.
за ноябрь 2023: 53069,47 – 38673,66 = 14395,81 руб.
за декабрь 2023: 77409,67 – 49310,85 = 28098,82 руб.
Всего размер недоплаты составит: 245511,93 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) российские организации в результате отношений, с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй.
Поскольку суд не является налоговым агентом, а в ТК РФ и НК РФ не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании налога с гражданина по его иску о взыскании заработной платы, сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога должно производиться при исполнении решения суда.
В силу статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2023 года № 16-П часть первая статьи 236 ТК РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации и постановлено, что впредь до внесения изменений в правовое регулирование предусмотренные частью первой статьи 236 ТК РФ проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днём, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчёта включительно.
При таких обстоятельствах, компенсация по ст. 236 ТК РФ подлежит исчислению со дня, следующего за днём, в котором истец должен был получить причитающиеся ему суммы заработной платы, то есть с 16 числа следующего месяца.
Компенсация по ст. 236 ТК РФ рассчитывается на суммы, причитающиеся к выплате работнику, то есть за вычетом сумм НДФЛ:
за ноябрь 2022 – 14210,01 руб.
за декабрь 2022 – 17679,44 руб.
за январь 2023 – 21911,66 руб.
за февраль 2023 – 11398,40 руб.
март 2023 – 19092,79 руб.
за апрель 2023 – 11902,69 руб.
за май 2023 – 14972,53 руб.
за июнь 2023 – 33840,43 руб.
за июль 2023 – 1150,73 руб.
за август 2023 – 2804,21 руб.
за сентябрь 2023 – 15661,31 руб.
за октябрь 2023 – 12000,85 руб.
за ноябрь 2023 – 12524,35 руб.
за декабрь 2023 – 24445,97 руб.
по формуле: компенсация = сумма заработка* 1/150 ключевой ставки Банка России в период задержки * количество дней задержки выплат. В силу абз. 8 ст.236 Трудового кодекса РФ при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня, что учтено при определении периода расчета.
Сумма 14 210,01
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация |
16.12.2022 – 23.07.2023 |
7,5 |
220 |
1 563,10 |
24.07.2023 – 14.08.2023 |
8,5 |
22 |
177,15 |
15.08.2023 – 17.09.2023 |
12 |
34 |
386,51 |
18.09.2023 – 29.10.2023 |
13 |
42 |
517,24 |
30.10.2023 – 17.12.2023 |
15 |
49 |
696,29 |
18.12.2023 – 17.01.2024 |
16 |
31 |
469,88 |
Сумма 17 679,44
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация |
14.01.2023 – 23.07.2023 |
7,5 |
191 |
1 688,39 |
24.07.2023 – 14.08.2023 |
8,5 |
22 |
220,40 |
15.08.2023 – 17.09.2023 |
12 |
34 |
480,88 |
18.09.2023 – 29.10.2023 |
13 |
42 |
643,53 |
30.10.2023 – 17.12.2023 |
15 |
49 |
866,29 |
18.12.2023 – 17.01.2024 |
16 |
31 |
584,60 |
Сумма 21 911,66
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация |
16.02.2023 – 23.07.2023 |
7,5 |
158 |
1 731,02 |
24.07.2023 – 14.08.2023 |
8,5 |
22 |
273,17 |
15.08.2023 – 17.09.2023 |
12 |
34 |
596,00 |
18.09.2023 – 29.10.2023 |
13 |
42 |
797,58 |
30.10.2023 – 17.12.2023 |
15 |
49 |
1 073,67 |
18.12.2023 – 17.01.2024 |
16 |
31 |
724,55 |
Сумма 11 398,40
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация |
16.03.2023 – 23.07.2023 |
7,5 |
130 |
740,90 |
24.07.2023 – 14.08.2023 |
8,5 |
22 |
142,10 |
15.08.2023 – 17.09.2023 |
12 |
34 |
310,04 |
18.09.2023 – 29.10.2023 |
13 |
42 |
414,90 |
30.10.2023 – 17.12.2023 |
15 |
49 |
558,52 |
18.12.2023 – 17.01.2024 |
16 |
31 |
376,91 |
Сумма 19 092,79
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация |
15.04.2023 – 23.07.2023 |
7,5 |
100 |
954,64 |
24.07.2023 – 14.08.2023 |
8,5 |
22 |
238,02 |
15.08.2023 – 17.09.2023 |
12 |
34 |
519,32 |
18.09.2023 – 29.10.2023 |
13 |
42 |
694,98 |
30.10.2023 – 17.12.2023 |
15 |
49 |
935,55 |
18.12.2023 – 17.01.2024 |
16 |
31 |
631,33 |
Сумма 11 902,69
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация |
16.05.2023 – 23.07.2023 |
7,5 |
69 |
410,64 |
24.07.2023 – 14.08.2023 |
8,5 |
22 |
148,39 |
15.08.2023 – 17.09.2023 |
12 |
34 |
323,75 |
18.09.2023 – 29.10.2023 |
13 |
42 |
433,26 |
30.10.2023 – 17.12.2023 |
15 |
49 |
583,23 |
18.12.2023 – 17.01.2024 |
16 |
31 |
393,58 |
Сумма 14 972,53
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация |
16.06.2023 – 23.07.2023 |
7,5 |
38 |
284,48 |
24.07.2023 – 14.08.2023 |
8,5 |
22 |
186,66 |
15.08.2023 – 17.09.2023 |
12 |
34 |
407,25 |
18.09.2023 – 29.10.2023 |
13 |
42 |
545,00 |
30.10.2023 – 17.12.2023 |
15 |
49 |
733,65 |
18.12.2023 – 17.01.2024 |
16 |
31 |
495,09 |
Сумма 33 840,43
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация |
15.07.2023 – 23.07.2023 |
7,5 |
9 |
152,28 |
24.07.2023 – 14.08.2023 |
8,5 |
22 |
421,88 |
15.08.2023 – 17.09.2023 |
12 |
34 |
920,46 |
18.09.2023 – 29.10.2023 |
13 |
42 |
1 231,79 |
30.10.2023 – 17.12.2023 |
15 |
49 |
1 658,18 |
18.12.2023 – 17.01.2024 |
16 |
31 |
1 118,99 |
Сумма 1 150,73
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация |
16.08.2023 – 17.09.2023 |
12 |
33 |
30,38 |
18.09.2023 – 29.10.2023 |
13 |
42 |
41,89 |
30.10.2023 – 17.12.2023 |
15 |
49 |
56,39 |
18.12.2023 – 17.01.2024 |
16 |
31 |
38,05 |
Сумма 2 804,21
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация |
16.09.2023 – 17.09.2023 |
12 |
2 |
4,49 |
18.09.2023 – 29.10.2023 |
13 |
42 |
102,07 |
30.10.2023 – 17.12.2023 |
15 |
49 |
137,41 |
18.12.2023 – 17.01.2024 |
16 |
31 |
92,73 |
Сумма 15 661,31
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация |
14.10.2023 – 29.10.2023 |
13 |
16 |
217,17 |
30.10.2023 – 17.12.2023 |
15 |
49 |
767,40 |
18.12.2023 – 17.01.2024 |
16 |
31 |
517,87 |
Сумма 12 000,85
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация |
16.11.2023 – 17.12.2023 |
15 |
32 |
384,03 |
18.12.2023 – 17.01.2024 |
16 |
31 |
396,83 |
Сумма 12 524,35
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация |
16.12.2023 – 17.12.2023 |
15 |
2 |
25,05 |
18.12.2023 – 17.01.2024 |
16 |
31 |
414,14 |
Сумма 24 445,97
Период |
Ставка, % |
Дней |
Компенсация |
16.01.2024 – 17.01.2024 |
16 |
2 |
52,15 |
Всего сумма компенсации 33734,07 руб.
Статья 136 Трудового кодекса РФ предусматривает обязанность работодателя извещать в письменной форме каждого работника:
о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Учитывая, что составляющие заработной платы и общая сумма к выплате Елфимовой Д.В. претерпели изменения, требование о выдаче расчетных листков с новыми значениями подлежат удовлетворению.
Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1). В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2).
Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 предусмотрено, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что ответчиком нарушены трудовые права истца, в том числе право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Также судом учитывается длительность допущенных нарушений, в связи с чем, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 5000 руб., как соответствующей требованиям разумности и справедливости.
Согласно п. 8 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. Исходя из удовлетворённых требований, с ответчика в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5992,46 руб., исходя из полученных сумм взыскания.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Елфимовой Дарьи Владимировны к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Елфимовой Дарье Владимировне тарифную ставку (оклад) с 01 декабря 2022г. - ... руб.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Елфимовой Дарьи Владимировны недополученные в результате занижения тарифной ставки (оклада) заработную плату, отпускные и иные выплаты за период с 01 ноября 2022г. по 31 декабря 2023г. включительно в размере 245511,93 руб. денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы, отпускных и иных выплат в размере 33734,07 руб.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» произвести расчёт и выплатить Елфимовой Дарье Владимировне денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы, отпускных и иных выплат в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная с 18 января 2024 г. по день фактического расчёта включительно.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» выдать Елфимовой Дарье Владимировне расчетные листки с 01.11.2022 с указанием составляющих и сумм заработной платы, исходя из установленного оклада ... руб.
В требованиях об установлении тарифной ставки ... руб. с 01.01.2023 Елфимовой Дарье Владимировне отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Елфимовой Дарьи Владимировны компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 5992,46 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Солодилова Е.Ю.