Дело № 2-25/2021
55RS0013-01-2020-001432-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Исилькульский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи Хоренко О.В.,
при секретаре Скок О.А.,
с участием прокурора ФИО7, представителя Правительства Омской области – ФИО8, представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области – ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Исилькуле
02 февраля 2021 года
дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора, в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Правительству Омской области, Главному управлению ветеринарии Омской области о возложении обязанности принять меры к ликвидации скотомогильников, расположенных на территории Исилькульского муниципального района Омской области,
У С Т А Н О В И Л:
Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с названным иском к Правительству Омской области, в обоснование требований указав, что Исилькульской межрайонной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ. проведена проверка исполнения федерального законодательства о ветеринарии, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных при содержании мест захоронения биологических отходов. По результатам проверки выявлено ненадлежащее устройство, оборудование и санитарное состояние скотомогильника, образованного в 2008г. и расположенного на территории <адрес> Омской области, <адрес> <адрес> Омской области, а также скотомогильника, образованного в 1997. и расположенного на территории <адрес> Омской области, <адрес> <адрес> Омской области.
В ходе проверки установлено, что вышеуказанные скотомогильники не соответствуют требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным и ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995г. №13-7-2-/469.
Согласно акту обследования скотомогильника (от ДД.ММ.ГГГГ.), расположенного на территории Исилькульского муниципального района Омской области, в юго-восточном направлении на <адрес> <адрес> Омской области, составленного заведующим отделом организации противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий БУ «<адрес>» и помощником Исилькульского межрайонного прокурора, установлено, что на территории указанного скотомогильника, площадью около <данные изъяты> кв.м, имеется яма длиной <данные изъяты>, шириной <данные изъяты> и глубиной до <данные изъяты>. В яме скотомогильника имеется незначительное количество останков животных. Отсутствуют указатели с надписью «Скотомогильник». Отсутствуют оканавливание по всему периметру скотомогильника, ограждение данного объекта, ворота на въезде-выезде, площадка с навесом для вскрытия трупов. Землеотводные документы на данный скотомогильник не оформлены.
Согласно акту обследования скотомогильника (от ДД.ММ.ГГГГ.), расположенного на территории <адрес> Омской области в северо-западном направлении от д. <адрес> Омской области, составленного заведующим отделом организации противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий БУ «<данные изъяты>» и помощником Исилькульского межрайонного прокурора, установлено, что на территории указанного скотомогильника, площадью <данные изъяты> кв.м, имеется обвалившаяся железобетонная яма, перекрытая железобетонными плитами с отверстием. Отсутствуют указатели с надписью «Скотомогильник». Отсутствуют оканавливание по всему периметру скотомогильника, ограждение данного объекта, ворота на въезде-выезде, площадка с навесом для вскрытия трупов. Землеотводные документы на данный скотомогильник не оформлены. На пути к скотомогильнику, а также вокруг последнего имеются останки трупов животных.
Указывает, что вышеуказанные скотомогильники в собственность или ведение органов местного самоуправления не передавались, на их балансе не состоят, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников, а также финансовые ресурсы на их содержание не передавались.
Прокуратурой Омской области в Правительство Омской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ. № по фактам не соблюдения требований федерального законодательства об обращении с биологическими отходами, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также при организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе, при содержании и эксплуатации расположенных на территории Омской области скотомогильников. Между тем, до настоящего времени Правительством Омской области не принято каких-либо действий по принятию указанных выше скотомогильников в государственную собственность Омской области и приведению их в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние, что приводит к невозможности реализации полномочий по предупреждению эпидемий, ставит под угрозу эпизоотическое и эпидемиологическое благополучие муниципального образования и области в целом, жизнь и здоровье людей и животных, проживающих рядом со скотомогильниками, поскольку невозможно проконтролировать оказываемое ими негативное воздействие.
На основании вышеизложенного, с учетом уточнения заявленных требований, просит суд обязать Правительство Омской области принять меры к ликвидации скотомогильника, расположенного на территории <адрес> Омской области, в юго-восточном направлении на расстоянии <адрес> Омской области, а также скотомогильника, расположенного на территории <адрес> Омской области.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Главное управление ветеринарии Омской области.
В судебном заседании прокурор ФИО9 поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что спорные скотомогильники в настоящее время используются бесконтрольно, их содержимое не исследовано, что представляет угрозу эпизоотическому и эпидемиологическому благополучию муниципальных образований и Омской области в целом.
Представитель Правительства Омской области ФИО10, действующая на основании доверенности, участвующая в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, заявленные требования не признала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что Правительство Омской области не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Статус Правительства Омской области и его полномочия определены Уставом (Основным Законом) Омской области, а также Законом Омской области от 05.12.2003г. №483-ОЗ «О Правительстве Омской области». К числу полномочий Правительства Омской области, согласно п.п. 4 п.1 ст. 10 Закона о Правительстве относится организация исполнения федерального и областного законодательства на территории Омской области. В соответствии с п.3 ст. 9 Закона о Правительстве, реализацию полномочий Правительства Омской области обеспечивают органы исполнительной власти Омской области в соответствии со своей компетенцией. В соответствии с п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечение, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ. В рамках реализации вышеназванных функций Правительством Омской области утвержден Порядок ликвидации скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Омской области (Постановление Правительства Омской области от 22.07.2020г. №288-п). В п.3 Порядка определен орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный на организацию проведения на территории Омской области мероприятий по ликвидации скотомогильников (биотермических ям), не соответствующих Правилам. Согласно названному пункту указанные выше мероприятия осуществляются Главным управлением ветеринарии Омской области и учреждениями, подведомственными ему. Финансирование мероприятий осуществляется в соответствии с бюджетной росписью Главного управления ветеринарии Омской области в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Главному управлению ветеринарии Омской области на эти мероприятия в соответствии с законодательством. Кроме того, Главное управление ветеринарии Омской области организует прогнозирование, разработку программ и планов мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных на территории Омской области. В настоящее время в рамках реализации Порядка Главным управлением ветеринарии Омской области определен перечень мероприятий по ликвидации скотомогильников (биотермических ям), не соответствующих Правилам, произведен расчет их стоимости, определено подведомственное учреждение, которое в дальнейшем будет осуществлять эти мероприятия. Не оспаривала факт того, что спорные скотомогильники должны относиться к собственности субъекта РФ – Омской области, управление и распоряжение имуществом Омской области осуществляет Министерство имущественных отношений Омской области.
Представитель Главного управления ветеринарии Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела. Представил в суд возражения на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что в исковом заявлении прокурор ссылается на положения нормативных правовых актов, которые в настоящее время отменены либо признаны утратившими силу. Так, с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 27.07.2020г. №1122 отменены «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденные Минсельхозпродом РФ 04.12.1995г. С 01.01.2021г. вступили в силу Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, не содержащие требований к скотомогильникам, в связи с чем доводы о несоответствии указанных в иске скотомогильников ветеринарно-санитарным правилам не являются основанием для их ликвидации.
Представитель ФИО12 ФИО11, действующий на основании доверенности, участвующий в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, считал необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований. Дополнительно суду пояснил, что Правила, на которых истец основывает исковые требования, утратили силу с 01.01.2021г. В настоящее время действуют новые ветеринарные правила, в которых не идет речь о скотомогильниках, требования к обустройству скотомогильников данными правилами не установлены. Постановлением Правительства Омской области №288-п определен порядок ликвидации скотомогильников, не соответствующих ветеринарным требованиям и орган, уполномоченный на организацию проведения на территории Омской области мероприятий по ликвидации скотомогильников. Данным органом является Главное управление ветеринарии Омской области. Вместе с тем, принятый порядок требует доработки, в него необходимо вносить изменения. Кроме того, для осуществления мероприятий по ликвидации скотомогильников требуется дополнительное финансирование, что в настоящее время отсутствует.
Представитель ФИО13 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил в материалы дела заявление, в котором указал, что считает заявленные требования законными и обоснованными, поддерживает их в полном объеме.
Представители ФИО14 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения иска.
Представители ФИО15 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. «з» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
В соответствии с ч.2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993г. №4979-1 «О ветеринарии», к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее – Федеральный закон №184-ФЗ), к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно п.п. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона №184-ФЗ, для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
Поскольку действующим законодательством предусмотрено, что скотомогильники могут находиться в собственности субъектов РФ, на которые возложена обязанность проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных, следовательно, скотомогильники, расположенные на территории Боевого и Кухаревского сельского поседения Исилькульского муниципального района Омской области должны относиться к собственности субъекта РФ – Омской области. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г.№68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами.
Пункт 2 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020г. №626, относит к биологическим отходам трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.
Согласно п.3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018г. №27, скотомогильник представляет собой определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. заведующей отделом организации противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий БУ «<данные изъяты>» с участием помощника Исилькульского межрайонного прокурора проведено комиссионное обследование скотомогильников, расположенных на территории <адрес> Омской области.
По результатам обследования установлено, что на территории Исилькульского муниципального района Омской области на расстоянии <адрес> направлении находится скотомогильник. На территории скотомогильника имеется обвалившаяся железобетонная яма, перекрытая железобетонными плитами с отверстием. На всем пути к скотомогильнику и возле него отсутствуют указатели с надписью «Скотомогильник». Также отсутствуют оканавливание по всему периметру скотомогильника, полностью отсутствует ограждение данного объекта, отсутствуют ворота на въезде-выезде, отсутствует площадка с навесом для вскрытия трупов. Землеотводные документы на скотомогильник отсутствуют, скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Скотомогильник, расположенный на территории <адрес> также не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. На территории скотомогильника имеется вырытая яма длиной <данные изъяты>, шириной <данные изъяты> и глубиной до <данные изъяты> (старая яма заполнена и завалена землей). В яме скотомогильника имеется незначительное количество останков животных. На всем пути к скотомогильнику и возле него отсутствуют указатели с надписью «Скотомогильник». Также отсутствуют оканавливание по всему периметру скотомогильника, полностью отсутствует ограждение данного объекта, отсутствуют ворота на въезде-выезде, отсутствует площадка с навесом для вскрытия трупов. Землеотводные документы на скотомогильник отсутствуют.
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник, расположенный на расстоянии <адрес>, объект представляет собой яму <данные изъяты> м из железобетона, перекрытую железобетонными плитами. На объекте отсутствуют ворота, оканавливание, площадка и навес для вскрытия трупов животных.
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник, расположенный на расстоянии 2500 м в юго-восточном направлении от пос.Боевой Боевого сельского поселения, объект представляет собой яму <данные изъяты> м, перекрытую железобетонными плитами. На объекте отсутствуют ворота, оканавливание, площадка и навес для вскрытия трупов животных.
Таким образом, имеющееся обустройство вышеуказанных скотомогильников не соответствует Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), не исключает угрозу заражения территории инфекциями, влекущими болезни животных, отравление населения и возникновение чрезвычайной ситуации. На протяжении длительного периода времени скотомогильники используются бесконтрольно, их содержимое не исследовано, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
В соответствии со ст. 51 Устава Омской области, принятого Постановлением законодательного собрания Омской области от 26.12.1995г. №193, правительство Омской области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области.
Согласно п.п. 18 п.1 ст. 10 Закона Омской области от 05.12.2003г. №483-ОЗ «О правительстве Омской области» (далее – Закон Омской области №483-ОЗ), Правительство Омской области принимает меры по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий и иных чрезвычайных ситуаций.
В силу п.п. 6-6.1 п.1 ст. 10 Закона Омской области №483-ОЗ, Правительство Омской области обеспечивает составление проекта областного бюджета, вносит проект закона Омской области об областном бюджете с соответствующими документами и материалами на рассмотрение в Законодательное Собрание Омской области, а также обеспечивает исполнение областного бюджета.
Постановлением Правительства Омской области от 22.07.2020г. №288-п утвержден Порядок ликвидации скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Омской области (далее - Порядок). Указанный порядок устанавливает последовательность проводимых на территории Омской области мероприятий по ликвидации скотомогильников (биотермических ям), не соответствующих ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, предотвращения распространения возбудителей заразных болезней животных, предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения и обеспечения благополучной эпизоотической ситуации на территории Омской области.
Согласно п. 3 Порядка, организация проведения на территории Омской области мероприятий осуществляется Главным управлением ветеринарии Омской области и учреждениями, подведомственными уполномоченному органу. Финансирование мероприятий осуществляется в соответствии с бюджетной росписью уполномоченного органа в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных уполномоченному органу на эти мероприятия в соответствии с законодательством.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении на Главное управление ветеринарии Омской области обязанности принять меры по ликвидации скотомогильников, расположенных на территории Исилькульского района Омской области.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом установленных обстоятельств дела и тех действий, которые ответчик должен произвести для устранения установленных нарушений законодательства, суд полагает для ответчика достаточным сроком для исполнения решения суда будет являться срок до 31.12.2021г.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Главное управление ветеринарии Омской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ. принять меры к ликвидации следующих объектов:
- скотомогильника, расположенного на <адрес> Омской области;
- скотомогильника, расположенного на <адрес> района Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд Омской области.
Судья О.В. Хоренко
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.02.2021г.