Дело № 2а-893/2018
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пенза 10 мая 2018 года
Первомайский районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Шиханцовой Н.К.,
при секретаре Овтовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Агафиловой И.Г. к Администрации г. Пензы о признании незаконным решения об отказе в расформировании вновь созданного земельного участка и понуждении к расформированию земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Агафилова И.Г. обратилась в суд с административным иском, указав, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..., общей площадью 904 кв.м., кадастровый номер ..., что подтверждается Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.09.2017 г., выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области и договором купли-продажи земельного участка от 19.09.2017 г., удостоверенным нотариусом г. Пензы Глуховой Е.Е., зарегистрировано в реестре за № 5-1689, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области произведена государственная регистрация права собственности 20.09.2017 г., номер регистрации: .... 12.02.2018 г. она, как собственник вышеуказанного земельного участка, через своего представителя Осипова А.А., обратилась к административному ответчику с заявлением, в котором просила расформировать вновь созданный земельный участок в с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: .... Ею был предоставлен весь необходимый пакет документов для этого: копия заявления от 12.02.2018 г. в Администрацию г. Пензы, копия акта экспертного исследования № 30/16 от 24.01.2018 г. ООО «ЛСЭ» (г. Пенза, ул. Бекешская, 51), согласно которому отсутствует доступ к её земельному участку, и административным ответчиком нарушены положения СП30-102-99 «Свод правил по проектированию и строительству. Планировка и застройка территории малоэтажного строительства». 07.03.2018 г. она получила решение №3-А-893 в письменном виде с отказом в удовлетворении вышеуказанного заявления от 12.02.2018 г. Администрация г. Пензы является собственником вышеуказанного земельного участка, что ясно из самого обжалуемого решения, который был сформирован для его дальнейшей реализации через открытый аукцион. С учётом выводов акта экспертного исследования № 30/16 от 24.01.2018 г. ООО «ЛСЭ» считает отказ (решение №3-А-893 от 07.03.2018 г.) административного ответчика незаконным и необоснованным, нарушающим её земельные права, как собственника земельного участка, что запрещено действующим законодательством.
Ссылаясь на положения статей 46,48 Конституции РФ, п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. ст. 8-12 ГК РФ, ст. ст. 11.2,64 ЗК РФ просила суд признать незаконным решение №3-А-893 от 07.03.2018 г. Администрации г. Пензы об отказе в расформировании вновь созданного земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., обязав административного ответчика расформировать вышеуказанный земельный участок.
Определениями Первомайского районного суда г. Пензы от 16.04.2018 года и 03 мая 2018 года привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, на стороне ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области, Управление муниципального имущества администрации г. Пензы, Управление Росреестра по Пензенской области.
Представитель административного истца – Осипов А.А. (доверенность в деле) в судебном заседании просил удовлетворить заявленный иск, по изложенным в нём основаниям, заявленное требование поддержал.
Представитель Администрации г. Пензы Купреева Я.В. (доверенность в деле) с иском не согласилась, о чём представила суду письменные возражения на иск, просила в удовлетворении административного иска отказать.
В судебное заседание административный истец Агафилова И.Г., извещённая своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, причина неявки суду неизвестна. Письменым заявлением просит рассмотреть дело в её отсутствие с участием представителя по доверенности Осипова А.А.
Представители заинтересованных лиц: УправленияРосреестра по Пензенской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Пензенской области», Управление муниципального имущества администрации г. Пензы, извещавшиеся своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.
Суд, с учётом мнения представителей сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Выписке из ЕГРН от 20.09.2018 г. Агафилова И.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером ... площадью 904 кв.м., расположенного по адресу: ... на основании договора купли-продажи земельного участка от 19.09.2018 г., заключенным между ...1 и ...2, с одной стороны, и Агафиловой И.Г. – с другой (л.д. 13-14, 15-17).
Как следует из материалов дела постановлением администрации города Пензы № 1695 от 13.09.2017 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ... площадью 768 кв.м. (л.д. 62).
12.02.2018 г. Агафилова И.Г. обратилась в администрацию города Пензы с заявлением о расформировании вновь созданного земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., поскольку формирование данного земельного участка препятствует доступу (проходу и проезду) Агафиловой И.Г. к принадлежащему ей земельному участку, что следует из акта экспертного исследования № 30/16 от 24.01.2018 г. (л.д. 7-9, 18-22).
Согласно ответу администрации города Пензы № 3-а-893 от 07.03.2018 г. решение о формировании земельного участка по адресу: ... (впоследствии КН ...) с целью организации открытого аукциона было принято администрацией города Пензы ранее постановки земельного участка с кадастровым номером ... на кадастровый учёт. На момент формирования земельного участка с кадастровым номером ... на аукцион смежный земельный участок имел кадастровый номер .... Доступ к земельному участку ... осуществлялся с ул. Романовка. Заявителю Агафиловой И.Г. в силу ст. 39.28 ЗК РФ разъяснено право на обращение с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ... с земельным участком с кадастровым номером ... (л.д. 10).
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного производства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации:
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п.1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.3).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа (п.9).
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств (п.10).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.12).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13).
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок (п.14).
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (п.15).
На основании вышеперечисленных норм права постановлением администрации города Пензы № 1695 от 13.09.2017 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ....
Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки (п.3).
На основании ч. 7 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу ч. 2 ст. 8 вышеназванного Закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Согласно ч. 8 ст. 22 указанного выше Закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Как следует из вышеназванной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 58:29:3006002:193 отсутствовали сведения о земельном участке с кадастровым номером 58:29:3006002:191 в государственном кадастре недвижимости, следовательно, данный земельный участок не существовал, как объект.
На момент формирования земельного участка с кадастровым номером ... смежный земельный участок, принадлежавший на тот момент ...1 и ...2 имел кадастровый номер ..., доступ к которому осуществлялся с ул. Романовка. При этом, факт государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., произведенной 12.09.2017 г. ...1 и ...2, не подтверждает нарушение прав административного истца, которая на указанную дату не являлась собственником данного земельного участка.
В рассматриваемом случае, истец просит по существу путем расформирования вновь созданного земельного участка устранить препятствия в пользовании принадлежащим ей земельным участком, ссылаясь на акт экспертного исследования № 30/16 от 24.01.2018 г., подготовленный ООО «ЛСЭ» (г. Пенза, ул. Бекешская, 51), согласно выводам которого: в настоящее время отсутствует техническая возможность доступа (проход, проезд) на земельный участок с кадастровым номером ... с земель общего пользования не через смежные земельные участки, что не соответствует требованиям СП 30-102-99 «Свод правил по проектированию и строительству. Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства». Формирование вновь образованного земельного участка с кадастровым номером ... препятствует доступу к земельному участку с кадастровым номером ... с земель общего пользования. Имелась техническая возможность доступа (проход, проезд) на земельный участок с кадастровым номером ... со стороны его восточной границы до образования вновь сформированного земельного участка с кадастровым номером ....
Вместе с тем, нормы Земельного кодекса Российской Федерации не содержат положений о наличии у органа местного самоуправления полномочий по расформированию земельных участков.
Кроме того, в реестре муниципальных услуг г. Пензы, утвержденном постановлением администрации города Пензы от 16.11.2012 г. № 1422, услуга по расформированию земельных участков также отсутствует.
Согласно ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости или образованием объекта недвижимости (п.п. 1 и 2 ч. 3).
На основании ст. 26 вышеуказанного Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.33 ч.1).
Принимая во внимании вышеназванные нормы закона отсутствует возможность снятия с государственного кадастрового учёта, если он не является преобразуемым и не подлежат снятию с такого учёта в соответствии с положениями закона.
При таких обстоятельствах, ответ административного ответчика, содержащий отказ в расформировании земельного участка с кадастровым номером 58:29:3006002:193 является законным и обоснованным, поскольку он основан на правильном применении и толковании норм материального права, принятым в пределах полномочий администрации г.Пензы.
Довод представителя административного истца о том, что ответ администрации нарушает право Агафиловой И.Г., как его собственника, в пользовании земельным участком, ввиду отсутствия доступа и возможности восстановить своё нарушенное право иным способом, не может быть принят во внимание, по выше приведенным обстоятельствам.
Более того, в обжалуемом ответе администрация города Пензы разъяснила Агафиловой И.Г. о возможности в соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации воспользоваться правом на обращение с заявлением о перераспределении земельного участка, что административным истцом оставлено без внимания.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что административный иск Агафиловой И.Г. следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Агафиловой И.Г. к Администрации г. Пензы о признании незаконным решения об отказе в расформировании вновь созданного земельного участка и понуждении к расформированию земельного участка, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г.Пензы в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2018 года.
Судья: Шиханцова Н.К.