Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 сентября 2024 года адрес
Лефортовский районный суд адрес
в составе председательствующего судьи Федюниной С.В.,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-804/2024 (УИД 77RS0014-02-2024-006964-92) по административному иску ООО «Протон» к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВАШ № 3 ГУФССП России по адрес Воронову И.А., МОСП по ВАШ № 3 ГУФССП России по адрес, ГУФССП России по адрес о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ООО «Протон» обратилось в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просит:
-признать недействительным постановление административного ответчика судебного пристава-исполнителя МОСП по ВАШ № 3 ГУФССП России по адрес от 15.10.2022 года по делу об административном правонарушении № 05-0713/13/2021 от 10.08.2021 года о взыскании с административного истца ООО «Протон» исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 330148/21/77047-ИП от 17.08.2021 года в размере сумма.
-освободить административного истца ООО «Протон» от взыскания исполнительского сбора в размере сумма в рамках исполнительного производства № 330148/21/77047-ИП от 17.08.2021 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что административный истец является должником по исполнительному производству о взыскании исполнительского сбора на основании исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя от 15.10.2022 года МОСП по ВАШ № 3 ГУФССП России по адрес по делу об административном правонарушении № 05-0713/13/2021 от 10.08.2021 года, выданного судебным участком № 13 адрес, предмет исполнения: ООО «Протон» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КОАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере сумма по делу № 1721-ЗУ/9082960-20 административного органа Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес от 27.02.2020 года о привлечении к административной ответственности ООО «Протон», постановлением МОСП по ВАШ № 3 ГУФССП России по адрес от 15.10.2022 года с ООО «Протон» взыскан исполнительский сбор в сумме сумма в рамках исполнительного производства № 330148/21/77047-ИП от 17.08.2021 года, вышеуказанное исполнительное производство от 17.08.2021 года в последствии было прекращено. Административный истец считает незаконным и необоснованным взыскание с должника исполнительского сбора, поскольку 18.01.2022 года Арбитражный суд адрес принял постановление по делу № А40-112213/2021 о признании незаконным постановление Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес от 27.02.2020 года по делу № 1721-ЗУ/9082960-20 о привлечении к административной ответственности по части 1.1. ст. 6.7 КОАП РФ ООО «Протон».
Представитель административного истца ООО «Протон» по доверенности фио в судебное заседание явился, настаивал на заявленных административных исковых требованиях в полном объеме.
Административный ответчик-судебный пристав-исполнитель МОСП по ВАШ № 3 ГУФССП России по адрес Воронов И.А. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Представители административных ответчиков МОСП по ВАШ № 3 ГУФССП России по адрес, ГУФССП России по адрес в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица ФССП России в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица Департамент по обеспечению деятельности мировых судей адрес в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
На основании вышеизложенного, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены задачи исполнительного производства, коими являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 названного Федерального закона также установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах:
1) законности;
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 15.10.2022 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ВАШ № 3 ГУФССП России по адрес Вороновым И.А. вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере сумма по исполнительному производству № 330148/21/77047-ИП от 17.08.2021 года, возбужденного судебным приставом-исполнителем фио на основании исполнительного документа-постановления по делу об административном правонарушении № 05-0713/13/2021#1 от 10.08.2021 года, выданного судебным участком № 13 адрес, в отношении должника ООО «Протон», предмет исполнения: ООО «Протон» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.25 КОАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере сумма.
18.01.2022 года Арбитражным судом адрес принято постановление по делу № А40-112213/2021 о признании незаконным постановления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес от 27.02.2020 года по делу № 1721-ЗУ/9082960-20.
Как указывает представитель административного истца в административном исковом заявлении, постановление МОСП по ВАШ № 3 ГУФССП России по адрес от 15.10.2022 года о взыскании исполнительского сбора с ООО «Протон» в размере сумма было принято после признания незаконным постановление Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес от 27.02.2020 года по делу № 1721-ЗУ/9082960-20.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным постановления от 15.10.2022 года о взыскании исполнительского сбора, поскольку у судебного пристава-исполнителя не имелось сведений о принятом Арбитражным судом адрес постановлении от 18.01.2022 года, в связи с чем, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Между тем, суд усматривает наличие оснований для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора ввиду нижеследующего.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу части 7 этой же статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно пункту 74 названного постановления суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При этом, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Суд, оценив представленные административным истцом доказательства, учитывая, что 18.01.2022 года Арбитражным судом адрес принято постановление по делу № А40-112213/2021 о признании незаконным постановления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес от 27.02.2020 года по делу № 1721-ЗУ/9082960-20, как следует из материалов дела, постановление МОСП по ВАШ № 3 ГУФССП России по адрес от 15.10.2022 года о взыскании исполнительского сбора с ООО «Протон» в размере сумма было принято после признания незаконным постановления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес от 27.02.2020 года по делу № 1721-ЗУ/9082960-20, однако у судебного пристава-исполнителя не имелось сведений о вынесенном постановлении от 18.01.2022 года, приходит к выводу, освободить ООО «Протон» от взыскания исполнительского сбора в сумме сумма в рамках исполнительного производства № 330148/21/77047-ИП от 17.08.2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174 -177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить частично.
Освободить ООО «Протон» от взыскания исполнительского сбора в сумме сумма в рамках исполнительного производства № 330148/21/77047-ИП от 17.08.2021 года, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Лефортовский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Федюнина С.В.
Решение принято в окончательной форме 20 сентября 2024 года.
Судья: Федюнина С.В.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 сентября 2024 года адрес
Лефортовский районный суд адрес
в составе председательствующего судьи Федюниной С.В.,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-804/2024 (УИД 77RS0014-02-2024-006964-92) по административному иску ООО «Протон» к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВАШ № 3 ГУФССП России по адрес Воронову И.А., МОСП по ВАШ № 3 ГУФССП России по адрес, ГУФССП России по адрес о признании недействительным постановления,
руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить частично.
Освободить ООО «Протон» от взыскания исполнительского сбора в сумме сумма в рамках исполнительного производства № 330148/21/77047-ИП от 17.08.2021 года, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Лефортовский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Федюнина С.В.