ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2а-1366/2020
88а-9458/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 12 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А.,
судей Васляева В.С., Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда города Тулы от 27 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 22 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным уведомления о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий, отказа в государственной регистрации, обязании возобновить регистрационные действия и произвести государственную регистрацию и государственный кадастровый учет.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коновалов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее – Управление Росреестра по Тульской области) о признании незаконными уведомления о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий от 3 марта 2020 года в части истребования правоустанавливающих документов на каждый блок жилого дома блокированной застройки, расположенных по адресу: <адрес>, необходимости сформировать отдельные земельные участки под каждым блоком жилого дома, а также о признании незаконными уведомления об отказе от 11 марта 2020 года в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права принадлежащего ему объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, обязании устранить допущенные нарушения путем возобновления регистрационных действий и осуществления государственного кадастрового учета и проведения государственной регистрации права. В обоснование заявленных требований указал, что, являясь собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, 30 января 2018 года в Управление Росреестра по Тульской области подал заявления о государственной регистрации права и об изменении данных кадастрового учета данного жилого дома. Уведомлением от 8 февраля 2018 года регистрационные действия на указанный объект приостановлены на основании определения Центрального районного суда города Тулы от 5 февраля 2018 года о принятии обеспечительных мер в виде запрета на совершение действий по регистрации права собственности, перехода права и права собственности, а также обременений, в том числе находящихся в нем помещений до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» запрещений. Определением Центрального районного суда города Тулы от 23 января 2020 года обеспечительные меры в отношении жилого дома отменены, определение после вступления законную силу было предоставлено административному ответчику. Коноваловым В.А. 15 июня 2020 года получены уведомления об отказе в возобновлении учетно-регистрационных действий от 3 марта 2020 года и отказе в государственной регистрации и государственном кадастровом учете от 11 марта 2020 года. В отказе от 11 марта 2020 года было указано на непредставление административным истцом документов, перечисленных в уведомлении от 3 марта 2020 года. Административный истец считал, что действия регистратора по отказу в осуществлении регистрации являются незаконными, нарушающими его права, свободы и законные интересы, противоречат нормам Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Решением Советского районного суда города Тулы от 27 августа 2020 года в удовлетворении заявленных административных требований Коновалова В.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 22 декабря 2020 года, решение Советского районного суда города Тулы от 27 августа 2020 года отменено в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным отказа от 11 марта 2020 года в государственной регистрации. В указанной части принято новое решение, которым административные исковые требования Коновалова В.А. о признании незаконным отказа от 11 марта 2020 года в государственной регистрации, удовлетворены. Уведомление Управления Росреестра по Тульской области от 11 марта 2020 года «Об отказе в государственной регистрации и государственном кадастровом учете» признано незаконным. В остальной части решение Советского районного суда города Тулы от 27 августа 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 1 марта 2021 года через Советский районный суд города Тулы, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 12 марта 2021 года, Коновалов В.А. просит отменить решение Советского районного суда города Тулы от 27 августа 2020 года полностью, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 22 декабря 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным отказа от 3 марта 2020 года. В обоснование жалобы указывает, что административный ответчик не обоснованно отказал в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилой дом, поскольку к заявлению о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в действовавшей на тот момент в редакции от 30 августа 2018 года, им был представлен исчерпывающий перечень документов.
В письменном отзыве на кассационную жалобу административный ответчик Управление Росреестра по Тульской области просит решение Советского районного суда города Тулы от 27 августа 2020 года оставить без изменений, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 22 декабря 2020 года отменить в части признания незаконным уведомления об отказе от 11 марта 2020 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами.
Аналогичные положения закреплены в части 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости, Федеральный закон № 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Согласно части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено указанным Законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора установлены статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости.
В частности, пунктом 37 части 1 статьи 26 указанного Закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи, ареста (часть 6 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, Коновалов В.А. на основании договора купли-продажи от 1 июня 2011 года, технического плана здания от 27 ноября 2017 года, соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной собственности от 10 июня 2016 года, соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной собственности от 22 февраля 2017 года, является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Коновалов В.А. 30 января 2018 года обратился в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о прекращении права собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, а также с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении четырех блоков жилого дома блокированной застройки общей площадью <данные изъяты> кв. м каждый.
К заявлению Коноваловым В.А. приложены технический план здания, оптический компакт-диск, размер файла 7 МБ, документы, подтверждающие факт оплаты государственной пошлины за совершение регистрационных действий.
Уведомлением Управления Росреестра по Тульской области от 8 февраля 2018 года № 71/001/030/2018-206, 207, 208, 209 (далее – Уведомление от 8 февраля 2018 года) регистрационные действия приостановлены на основании определения Центрального районного суда города Тулы от 5 февраля 2018 года о принятии обеспечительных мер в виде запрета совершать действия по регистрации права собственности, перехода права и права собственности, а также обременений в отношения строения и находящихся в нем помещений с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии запрещений, предусмотренных пунктом 37 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Определением Центрального районного суда города Тулы от 23 января 2020 года обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по Тульской области совершать действия по регистрации права собственности, перехода права и права собственности, а также обременений в отношения строения и находящихся в нем помещений с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, отменены.
Коновалов В.А. 2 марта 2020 года обратился в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о принятии дополнительных документов к ранее поданному 30 января 2018 года заявлению, к которому приложены, в том числе, технический план здания, оптический компакт-диск, размер файла 7 МБ.
Из уведомления Управления Росреестра по Тульской области от 3 марта 2020 года № 71-0-1-21/3002/2018-185, 71/001/029/2018-370, 71/001/030/2018-206, 207, 208, 209 о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий (далее – Уведомление от 3 марта 2020 года) следует, что процедуру учетно-регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества [жилого дома], площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, невозможно возобновить в связи с не представлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 часть 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости).
При этом Коновалову В.А. рекомендовано: предоставить правоустанавливающий документ на каждый блок жилого дома блокированной застройки, расположенные по адресу: <адрес>; сформировать отдельные земельные участки под каждый блок жилого дома блокированной застройки; представить документы, подтверждающие о погашение обеспечительной меры в виде запрета в отношении заявленного объекта недвижимости.
В Управление Росреестра по Тульской области 6 марта 2020 года представлено вступившее в законную силу определение Центрального районного суда города Тулы от 23 января 2020 года о снятии запрета на совершение регистрационных действий, в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.
Уведомлением Управления Росреестра по Тульской области от 11 марта 2020 года № 71/001/029/2018-206, 207, 208, 209, 370, 71-0-1-21/3002/2018-185 (далее – Уведомление от 11 марта 2020 года) Коновалову В.А. отказано в государственной регистрации и государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, в связи с истечением 11 марта 2020 года срока приостановления, указанного в уведомлении от 3 марта 2020 года, и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации и государственного кадастрового учета.
Не согласившись с уведомлением о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий от 3 марта 2020 года в части истребования правоустанавливающих документов на каждый блок жилого дома блокированной застройки, расположенных по адресу: г.Тула, ул.Лескова, необходимости сформировать отдельные земельные участки на каждый блок жилого дома, а также отказом от 11 марта 2020 года в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, Коновалов В.А. обратился в суд за признанием их незаконными.
В статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации приводятся виды жилых помещений. Так, согласно части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», объектом индивидуального жилищного строительства признается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в упомянутом Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параментры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства указанным Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под жилыми домами блокированной застройки согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Объект индивидуального жилищного строительства, жилой дом блокированной застройки являются видами объектов капитального строительства.
Ошибочным является суждение административного истца о том, что понятие индивидуального жилого дома введено только Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ после его обращения с заявлением о регистрации. В связи с чем, по мнению административного истца, государственный регистратор не вправе был руководствоваться данным определением, поскольку ранее в пункте 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом индивидуального жилищного строительства понимались отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, что не противоречит понятию объекта индивидуального жилищного строительства, приведенного в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ).
В пункте 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из приведенных положений закона следует, что каждый блок жилого дома блокированной застройки должен находиться на самостоятельном земельном участке и иметь выход на территорию общего пользования. Часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной и отвечает требованиям части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предъявляемым к блокам в жилых домах блокированной застройки. При этом, части жилого дома должны являться самостоятельными изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования.
Как следует из выписки из ЕГРН от 29 декабря 2017 года, имеющейся в материалах дела, объект недвижимости с кадастровым номером № имеет назначение «жилой дом», наименование «индивидуальный жилой дом».
Согласно части 5 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу части 2 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме и включает в себя, в том числе реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
Исходя из смысла приведенных правовых норм, сведения ЕГРН, включающие сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, подлежат применению уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, данный объект недвижимости с кадастровым номером 71:30:050305:1360, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРН, создан именно как индивидуальный жилой дом, а не как жилой дом блокированной застройки или блок жилого дома блокированной застройки (часть жилого дома).
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В части 10 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
При этом государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяются понятие разрешения на строительство, основания и порядок его выдачи, а также случаи осуществления строительства, когда разрешение на строительство не требуется.
Согласно части 1 указанной статьи определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующая в редакции на момент обращения Коновалова В.А. в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением от 30 августа 2018 года, выдача разрешения на строительство не требовалась, в том числе, в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества, изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Также согласно пункту 1.1 части 17 указанной статьи, введенному Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ, выдача разрешения на строительство не требуется также в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется понятие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, условия и порядок его выдачи, основания отказа в его выдачи, устанавливает особенности при завершении строительства (или реконструкции) различных объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости (часть 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает либо направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В части 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации недвижимости предусматривается, что орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления (пункт 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Также орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом и прилагаемые к нему документы (в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план, а в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, также заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом) посредством отправления в электронной форме, о чем уведомляет застройщика способом, указанным им в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 1.2 статьи 19 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Согласно части 7 статьи 41 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) не допускаются.
При разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав. Часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.
Тем самым, раздел индивидуального жилого дома на блоки жилого дома блокированной застройки возможно осуществить в результате реконструкции в установленном законом порядке, в результате которой будет создан жилой дом блокированной застройки (блок жилого дома блокированной застройки (часть жилого дома).
Из материалов дела следует, что в техническом плане здания, представленном Коноваловым В.А. в Управление Росреестра по Тульской области, отсутствуют сведения, подтверждающие возникновение права Коновалова В.А. на созданные объекты капительного строительства, кадастровый учет которых и право собственности, на которые он просит зарегистрировать.
Соответственно, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, вопреки доводам административного истца, правоустанавливающим документом применительно к настоящему случаю является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, на основании которого осуществляется государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права согласно части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проверяя самостоятельное основание о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, нижестоящими судами установлено, что административный истец в обоснование заявленных требований настаивал на том, что 2 марта 2020 года им в Управление Росреестра по Тульской области был представлен технический план здания со сформированными земельными участками под каждым блоком жилого дома по состоянию на 2 марта 2020 года. В свою очередь, представители административного ответчика данное обстоятельство отрицали, указывая на то, что Коноваловым В.А. 2 марта 2020 года представлен технический план здания по состоянию на 26 января 2018 года, а не на 2 марта 2020 года.
Суд апелляционной инстанции указал, что проверить приведенные доводы Коновалова В.А. не представляется возможным, поскольку как к заявлению от 30 января 2018 года, так и к заявлению от 2 марта 2020 года приложен технический план здания, оптический компакт-диск, размер файла 7 МБ. Иной информации, позволяющей идентифицировать технический план здания, представленный в Управление Росреестра по Тульской области, и его содержание, не представлено.
Из схемы расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке, содержащейся в представленном в суд апелляционной инстанции административным истцом техническом плане здания от 2 марта 2020 года, усматривается, что каждый образованный блок жилого дома блокированной застройки располагается на самостоятельном земельном участке, а именно на земельных участках с кадастровыми номерами №. Вместе с тем, из технического плана здания от 26 января 2018 года, находящегося в распоряжении Управления Росреестра по Тульской области также представленного в материалы дела, блоки жилого дома блокированной застройки, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами №.
В связи с перераспределением земельных участков с кадастровыми номерами № образованы земельные участки с кадастровыми номерами №, осуществлены их государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности за Коноваловым В.А. на основании заявления последнего от 6 декабря 2019 года, что следует из сведений ЕГРН по состоянию на 10 декабря 2019 года.
Земельные участки с кадастровыми номерами № имеют статус «архивный», который присваивается при принятии решения о снятии с учета объекта недвижимости и в связи с этим регистрации прекращения прав.
Таким образом, суды пришли к правильным выводам о том, что Управление Росреестра по Тульской области, обоснованно в уведомлении от 3 марта 2020 года указало на необходимость формирования отдельных земельных участков под каждым блоком жилого дома блокированной застройки, что прямо предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Соответственно, указанное уведомление от 3 марта 2020 года в части истребования правоустанавливающих документов на каждый блок жилого дома блокированной застройки, расположенных по адресу: г.Тула, ул.Лескова, а также о необходимости сформировать отдельные земельные участки на каждый блок жилого дома является законным.
Вместе с тем, как правильно установила судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда, указанное уведомление от 3 марта 2020 года не содержало конкретных сроков устранения заявителем Коновалова В.А. выявленных Управлением Росреестра по тульской области недостатков. В связи с чем, не согласилась с выводами суда первой инстанции о законности уведомления об отказе в государственной регистрации и государственном кадастровом учете от 11 марта 2020 года № 71/001/029/2018-206, 207, 208, 209, 370, 71-0-1-21/3002/2018-185, отмена в этой части решение суда первой инстанции, признав указанное уведомление Управления Росреестра по Тульской области от 11 марта 2020 года «Об отказе в государственной регистрации и государственном кадастровом учете» незаконным.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным в материалы дела доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о незаконности действий административного ответчика в остальной части оспариваемых действий не подтверждаются материалами дела, опровергнуты при рассмотрении дела.
Все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки нижестоящих судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. В остальном доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой и в суде апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Тулы от 27 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 22 декабря 2020 года без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи