Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2016 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н., при секретаре Мерлиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Олонецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Олонецкого национального муниципального района и министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики Карелия о ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что в ходе проведения прокуратурой Олонецкого района проверки по соблюдению природоохранного законодательства было выявлено наличие несанкционированных свалок отходов: на въезде в .... со стороны трассы ....
Истец с учетом уточненных требований просил возложить на администрацию Олонецкого национального муниципального района и министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики Карелия обязанность по ликвидации несанкционированных свалок. Установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г.. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и министерство по природопользованию и экологии РК.
Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия от 22.09.2016г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК, в качестве третьего лица привлечена администрация Коткозерское сельское поселение, а также приняты уточненные исковые требования.
В судебном заседании заместитель прокурора ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика-администрации Олонецкого национального муниципального района ФИО2, действующая на основании доверенности с иском не согласились, указав, что в соответствии с положениями Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию твердых коммунальных отходов на территории соответствующих районов. Считает ответственным за ликвидацию свалок министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики Карелия, поскольку организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъекта РФ.
Ответчик-министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в суд своего представителя не направило, представило отзыв в котором указало, что согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под сбором понимается прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов, что предполагает организовать (в том числе места) и официальное основание приема и поступления отходов. Несанкционированные свалки появляются стихийно и в нарушение правовых норм (в первую очередь Правил благоустройства) и требуют очистки, а не приема и поступления отходов как в случае со сбором отходов.
Указанные в исковом заявлении и.о. прокурора Олонецкого района полномочия органов государственной власти республики Карелия и Министерства относятся исключительно к сбору твердых коммунальных отходов.
Третьи лица министерство по природопользованию и экологии республики Карелия, администрация Коткозерского сельского поселения в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки по соблюдению природоохранного законодательства прокуратурой .... были обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов: на въезде в .... со стороны трассы ....
Размещение данных свалок осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Органы местного самоуправления муниципального района на территориях сельских поселений решают вопросы местного значения относительно участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.1, п.2.1. ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В силу п. 24 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в полномочия муниципальных районов так же входит осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья граждан.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 указанного Закона к вопросам местного значения сельских поселений решаемых в силу ч. 4 ст. 14 Закона органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию отходов.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проведенной прокурором проверкой установлено, что в районе .... выявлен факт захламления отходами потребления земельных участков входящих в состав земель поселения. Непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, создает угрозу безопасности их жизни и здоровью.
В связи с тем, что наличие свалок влечет угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, создает угрозу засорения окружающей среды, суд исходя из указанных полномочий предусмотренных перечисленными Законами, считает правильным возложить обязанность по ликвидации свалок на администрацию Олонецкого национального муниципального района.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Положения пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами на территориях поселений в части участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.(п.1,2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»)
Довод представителя администрации Олонецкого национального муниципального района относительно того, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям государственных органов республики Карелия, является несостоятельным по следующим основаниями.
Полномочия администрации района по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории сельского поселения, закреплены п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Вышеуказанными нормами Законов на органы местного самоуправления района возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории сельских поселений.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с 01.01.2016года, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождают органы местного самоуправления района от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, объема подлежащих проведению работ по ликвидации свалки, требований разумности, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ...., ░░░░░░░░░░░░░:
░░ ░░░░░░ ░ .... ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░....
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ .... ░ .... (░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ....; ░░░░░░░ ....
░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ .... ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ .... ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░(░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ....; ░░░░░░░ ....).
░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░. 199 ░░░ ░░
░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2016 ░░░░