Дело № 2-310/2024

УИД 11RS0006-01-2024-000273-76

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2024 года г. Усинск, РК

Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Брагиной Т.М.,

при секретаре судебного заседания С.В.И.,

с участием помощника прокурора г. Усинска У.Б.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Н,В. к Администрации МО «Усинск» РК, МКУ «Городское хозяйство» о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

М.Н,В. обратилась в суд с иском к администрации МО «Усинск» РК о взыскании компенсации морального вреда в размере 60 000 рублей.

В обоснование иска указано, что ... в ... М.Н,В. укусила безнадзорная собака без ошейника в , разорвав на ней одежду. Собака набросилась внезапно, без каких-либо причин. М.Н,В. очень испугалась, теперь опасается всех собак. От укуса она испытала сильную физическую боль, остался шрам. К вечеру у неё поднялась температура до 37 градусов, в связи с чем, пришлось обращаться за медицинской помощью в приемный покой ГБУЗ «УЦРБ», после осмотра врачами укушенной раны была назначена вакцинация от бешенства. Более того, М.Н,В. вынуждена была принимать обезболивающие и успокоительные препараты, испытала физические и нравственные страдания. Таким образом, в результате нападения бродячей собаки ей был причинен моральный вред, который она оценивает в 60 000 рублей.

Определением Усинского городского суда Республики Коми от дд.мм.гггг. в порядке подготовки дела к рассмотрению, в качестве соответчика привлечено МКУ «Городское хозяйство», прокурор г. Усинска для дачи заключения.

Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не предоставил. Согласно телефонограмме от 15.04.2024г., истец просит рассмотреть дело в ее отсутствие с присутствии слушателя П.А.Б., собака которая ее покусала была беспородной, имела бело-рыжий цвет.

В судебном заседании старший помощник Прокурора г. Усинска У.Б.О. на требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика МКУ «Городское хозяйство» в судебном заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие. В мотивированном отзыве представитель МКУ «Городское хозяйство» возражал против удовлетворения заявленных истцом требований, указав, что в ноябре-декабре 2023 г. письменные или устные заявки от физических и юридических лиц об отлове бесхозных собак в районе ... в МКУ «Городское хозяйство» не поступали. Кроме того, в исковом заявлении отсутствует описание бродячей собаки, в связи с чем невозможно определить, была ли напавшая собака на самом деле животным без владельца.

Представитель ответчика администрации МО «Усинск» в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие. В мотивированном отзыве администрация МО «Усинск» возражает против удовлетворения заявленных истцом требований.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд, заслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела, следует, что М.Н,В., дд.мм.гггг. во дворе ... РК районе подверглась нападению собаки, не имеющей владельца, получив травму в виде укуса левой ноги.

Как следует из медицинских документов М.Н,В., в результате осмотра врачом травматологом-ортопедом ГБУЗ РК «УЦРБ» у неё была обнаружена укушенная рана , проведена обработка, промывка раны, наложена повязка, в связи с отсутствием сведений относительно заболеваний животного, М.Н,В. назначен курс антирабических вакцин, проведена вакцинация.

Отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии», ст.ст. 3,4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 №54 установлено, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2, 9.5).

На основании ст.19 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п.3 ст.20 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статьями 1,5,10 Закона Республики Коми от 01.01.2015 №115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев, по принятию муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственных полномочий на неограниченный срок.

Кроме того, пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального округа и городского округа.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев, обязаны осуществлять мероприятия по отлову животных без владельцев, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Во исполнение положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Коми от 01.12.2015 №115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» Советом муниципального образования городского округа «Усинск» от 28.04.2016 №41 принято решение осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории муниципального образования городского округа «Усинск», за счет средств бюджета муниципального образования городского округа «Усинск» сверх средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа «Усинск», в виде субвенции из республиканского бюджета Республики Коми на осуществление переданных государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Постановлением Правительства РК от 30.01.2020 № 41 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории МО ГО «Усинск» (далее – Порядок).

Целями настоящего Порядка являются, в том числе предотвращение причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц (п. 2 Порядка).

Кроме того, п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.

Таким образом, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

В соответствии с Положением об УЖКХ администрации муниципального образования городского округа «Усинск», утвержденным решением Совета МО ГО «Усинск» № 236 от 27.09.2018, Уставом МКУ «Городское хозяйство» администрации муниципального образования городского округа «Усинск», в целях реализации требований Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ, постановления Правительства Республики Коми от 30.01.2020 № 41 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Коми» издан приказ УЖКХ администрации МО ГО «Усинск» от 24.01.2022 № 5, согласно которому утвержден Порядок взаимодействия МКУ «Городское хозяйство» и УЖКХ АМО ГО «Усинск» при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования городского округа «Усинск».

Согласно п. 1.2 указанного Порядка деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования городского округа «Усинск» осуществляет МКУ «Городское хозяйство» администрации муниципального образования «Усинск».

В соответствии с п. 2.3 Устава МКУ «Городское хозяйство» осуществляет, в том числе, деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории городского округа.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о бездействии администрации МО «Усинск» в области обеспечения безопасности населения города от нападения безнадзорных животных.

Разрешая возникший спор, суд приходит к выводу, что причинение вреда здоровью М.Н,В. имело место в результате виновного бездействия со стороны администрации МО «Усинск» по невыполнению возложенных на муниципальное образование законом обязанностей в области обеспечения безопасности населения города от нападения безнадзорных животных, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации МО «Усинск» и нападением 18.11.2023 безнадзорной собаки на М.Н,В.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда с МКУ «Городское хозяйство» по данному делу суд не усматривает, в связи с чем отказывает во взыскании с данного ответчика.

В соответствии с п.1 ст.1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Статья 1069 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На правоотношения, возникающие вследствие причинения морального вреда, полностью распространяются общие правила параграфа 1 главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, и для возложения ответственности за причинение морального вреда необходимо установление состава правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 1100 ГК РФ).

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является компенсация морального вреда.

Таким образом, требование о возмещении вреда, в том числе и морального, должно предъявляться и разрешаться с учетом положений ст. ст. 12, 1064, 1069 Гражданского кодекса РФ. Применительно к рассматриваемым правоотношениям возможность возмещения морального вреда в соответствии с приведенными нормами права связывается с необходимостью представления истцом доказательств причинения вреда, а также с наличием причинно - следственной связи между незаконными (виновными) действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов и наступившим вредом.

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из данной правовой нормы следует, что каждый гражданин в случае причинения ему морального вреда имеет право на защиту своих прав и интересов.

Как следует из ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Причинение вреда здоровью истцу имело место в результате ненадлежащего выполнения возложенных на муниципальное образование законом обязанностей по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем, обязанность по возмещению морального вреда истцу должна быть возложена на администрацию МО «Усинск».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» указывает, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, и т.п.).

В данном случае причинение морального вреда связано с нравственными и физическими страданиями истца, вызванными как самим нападением животного, так и последующим получением телесных повреждений, что повлекло физическую боль, опасностью получения смертельного заболевания в результате укуса животного (бешенство), необходимостью прохождения лечения (инъекций).

Согласно ч.ч.1,2 ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Применительно к рассматриваемому спору, с учетом приведенных положений ст. 1101 Гражданского кодекса РФ, суд определяет размер компенсации, подлежащий взысканию – 60 000 рублей, исходя из тяжести полученных повреждений, объема физических и нравственных страданий истца, объема и характера необходимого лечения, степени вины ответчика, фактических обстоятельств, установленным судом, а также требований разумности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░,░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░» ░░, ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ –░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░,░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 60 000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░..

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –                         ░.░.░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-310/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Можарова Наталья Викторовна
Прокурор г. Усинска
Ответчики
МКУ "Городское хозяйство" АМО "Усинск"
Администрация МО "Усинск"
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Брагина Татьяна Михайловна
Дело на сайте суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
15.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2024Передача материалов судье
16.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.04.2024Предварительное судебное заседание
15.04.2024Судебное заседание
16.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2024Дело оформлено
15.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее