Судья Давыдова А.А. дело № 21-1748/2019
РЕШЕНИЕ
г. Самара 24 декабря 2019 года
Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ГБУК «Самарская государственная филармония» Козловой Е.А. на решение судьи Самарского районного суда г.Самары от 12 ноября 2019 года, которым
оставлено без изменения постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Терёхиной О.И. № 63/7-4759-19-ОБ/12-13676-И/53-168 от 18.09.2019г. о привлечении юридического лица ГБУК «Самарская государственная филармония» к административной ответственности по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Терёхиной О.И. № 63/7-4759-19-ОБ/12-13676-И/53-168 от 18.09.2019г. юридическое лицо- государственное бюджетное учреждение культуры «Самарская государственная филармония» (далее ГБУК «Самарская государственная филармония» или Учреждение) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, директор ГБУК «Самарская государственная филармония» Козлова Е.А. обратилась в суд с соответствующей жалобой.
По результатам рассмотрения жалобы, 12 ноября 2019 года судьей Самарского районного суда г.Самары вынесено указанное выше решение.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, Козлова Е.А. ссылается на незаконность и необоснованность привлечения Учреждения к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. При этом в обоснование своей жалобы указывает, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку у руководства Учреждения не было оснований для составления акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1, так как сам факт несчастного случая на производстве с гр.ФИО7 во время осуществления ею своих трудовых обязанностей в здании ГБУК «Самарская государственная филармония» не установлен. Кроме того, полагает, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Просит состоявшееся по делу постановление административного органа и решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы административного дела, заслушав доводы защитника Торопыгина А.А. в поддержание жалобы, возражения представителя Государственной инспекции труда в Самарской области Терёхиной О.И., прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно ст. 1 ТК РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствие со ст. 22 ТК РФ, работодатель, обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;, обеспечить безопасность и условий труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечить работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для выполнения ими трудовых обязанностей.
В соответствии со ст. 212 расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
В соответствии со ст. 228 ТК РФ при несчастных случаях, указанных в ст.227 настоящего Кодекса, работодатель (его представитель) обязан: немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию; принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц; сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия); немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего; принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой.
Согласно ст. 229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек.
В соответствии со ст.229.1 ТК РФ расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней.
В соответствии со ст. 229.2 ТК РФ на основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю, в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном Трудовым Кодексом другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, по заявлению пострадавшего или доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.
В соответствии со ст.230 ТК РФ по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве.
Работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из представленных материалов дела, на основании распоряжения от 01.08.2019 года должностными лицами Государственной инспекции труда в Самарской области в отношении ГБУК «Самарская государственная филармония» была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, основанием для которой послужило поступившее обращение гр. ФИО7, в ходе которой были выявлены следующие нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а именно: нарушены положения статей 212, 227, 228, 229, 229.1, 229.2, 230 ТК РФ в части организации и проведения расследования, извещения исполнительного органа страховщика, оформления результатов расследования соответствующим Актом формы Н-1.
По результатам проведенной проверки составлен акт, согласно которому административным органом было установлено, что несчастный случай с ФИО7 не был расследован в установленном порядке, акт формы Н-1 не составлен и не вручен пострадавшей. Заведующим хозяйством ФИО5 не приняты меры к установлению обстоятельств и причин несчастного случая, руководство филармонии не поставлено в известность о происшедшем несчастном случае в здании филармонии.
29.08.2019 в адрес ГБУК «Самарская государственная филармония» выдано Предписание № 63/7-5329-19-ОБ/10-8021-И/53-168, об устранении выявленных в результате проверки нарушений. Кроме того, 12.09.2019г. начальником отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Терехиной О.И. в отношении ГБУК «Самарская филармония» был составлен Протокол № 63/7-4759-19-ОБ/12-13480-И/53-168 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а 18.09.2019 года вынесено постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения ГБУК «Самарская государственная филармония» подтверждаются совокупностью доказательств: обращением ФИО7 к руководству филармонии, Руководителю государственной инспекции труда, и иные органы по обстоятельствах получения травмы на работе от 02.07.2019 года; актом проверки № 63/7-4759-19-ОБ/12-13676-И/53-168 от 29.08.2019г.; протоколом опроса заведующей хозяйством ГБУК «Самарская государственная филармония» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО7 она видела в помещении раздевалки для уборщиков в здании филармонии, сидящей на стуле, на лбу была кровь. После чего, она отвезла ее в больницу, где она жаловалась на боль в плече, провела с ней в больнице более 4 часов; протоколом №-ОБ/12-13676-И/53-168 об административном правонарушении от 12.09.2019г.; предписанием №-ОБ/12-13676-И/53-168 от 29.08.2019г.; распоряжением (приказом) от 01.08.2019г. №-И о проведении проверки; заключением государственного инспектора труда и другими материалами дела.
Представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности юридического лица- ГБУК «Самарская государственная филармония» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Привлекая ГБУК «Самарская государственная филармония» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ государственный инспектор труда в Самарской области пришел к правильному выводу о нарушении указанным юридическим лицом законодательства о труде, поскольку выявленные при проведении проверки нарушения напрямую влияют на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников.
Доводы заявителя о том, что сам факт несчастного случая на производстве с гр.ФИО7 во время осуществления ею своих трудовых обязанностей в здании ГБУК «Самарская государственная филармония» не установлен, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ.
Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу судебного решения, поскольку апелляционная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
В целом доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Постановление о привлечении ГБУК «Самарская государственная филармония» к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание ГБУК «Самарская государственная филармония» назначено в пределах санкции ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения судьи, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Терёхиной О.И. № 63/7-4759-19-ОБ/12-13676-И/53-168 от 18.09.2019г. о привлечении юридического лица ГБУК «Самарская государственная филармония» к административной ответственности по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей и решение судьи Самарского районного суда г.Самары от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, а жалобу директора ГБУК «Самарская государственная филармония» Козловой Е.А.- без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков