Дело № 2-503/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2016 года |
г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Чернявского А.В.,
при секретаре судебного заседания Дашдамировой С.И.,
с участием
помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Сазонова А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края Конжеровского А.Е., поданному в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Строитель» о возложении обязанности предоставить отчетность по страховым взносам и индивидуальному (персонифицированному) учету за отчетный период – 9 месяцев 2015 года в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО),
установил:
И.о. прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровский А.Е., в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском, в котором просил обязать общество с ограниченной ответственностью «Строитель» (далее ООО «Строитель», ответчик) в срок до 15 апреля 2016 года предоставить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) отчетность по страховым взносам и индивидуальному (персонифицированному) учету за отчетный период – 9 месяцев 2015 года по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16 января 2014 года №2п «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка её заполнения».
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края проведена проверка соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении. В результате проверки было установлено, что ответчик, являясь юридическим лицом, в нарушение требований федерального законодательства о пенсионном обеспечении не предоставил отчетность по страховым взносам и индивидуальному (персонифицированному) учету за отчетный период – 9 месяцев 2015 года, что, по мнению прокурора, препятствует созданию информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов и оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате трудовых пенсий, что в свою очередь нарушает интересы Российской Федерации в сфере выполнения государственных обязательств по социальной защите граждан.
Истец Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) (далее по тексту ПФ РФ в г. Вилючинске Камчатского края) о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направил, в представленном суду заявлении начальник Управления Прижекоп Л.П. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, требования прокурора поддержала в полном объеме, при этом просила обязать ООО «Строитель» представить отчетность по страховым взносам и индивидуальные сведения о работниках, сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 9 месяцев 2015 года по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Постановлением правления ПФ РФ от 16.01.2014г. № 2п, зарегистрированного в Минюсте России 18.02.2014г. № 31344, в соответствии с требованиями Федеральных законов от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Сазонов А.Ф. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил обязать ООО «Строитель» предоставить в срок до 15 апреля 2016 года в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) отчетность по страховым взносам и индивидуальные сведения о работниках, сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Постановлением правления ПФ РФ от 16.01.2014г. № 2п, зарегистрированного в Минюсте России 18.02.2014г. № 31344, за отчетный период – 9 месяцев 2015 года. Пояснил, что, ответчик является действующим юридическим лицом, его деятельность не прекращена, из Единого государственного реестра юридических лиц он не исключен, в связи с чем, в соответствии с требованиями Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» он обязан за каждый отчетный период предоставлять истцу расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, индивидуальные сведения о работниках, сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету. Вместе с тем до настоящего времени ответчик указанную отчетность за 9 месяцев 2015 года не представил, что было выявлено в рамках прокурорской проверки исполнения пенсионного законодательства. Полагая, что бездействие ответчика нарушает права Российской Федерации, в лице Управления ПФ РФ в г. Вилючинске Камчатского края, просила исковые требования удовлетворить.
Ответчик ООО «Строитель» о дате и времени рассмотрения дела извещался в установленном законом порядке по адресу, указанному как в исковом заявлении, так и при регистрации в качестве юридического лица, судебное извещение возвращено в адрес суда. Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, письменное мнение по иску не представил, рассмотреть дело в отсутствие представителя не просил.
На основании ст.ст.167, 233 ГПК РФ, учитывая мнение помощника прокурора, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке заочного производства.
Выслушав помощника прокурора, исследовав и проанализировав обстоятельства и материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Одним из способов защиты гражданских прав согласно ст. 12 ГК РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу положений ч. 1 ст. 5 указанного выше Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с п.1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 г. № 406-ФЗ) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ст. 11 ФЗ от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений (ст. 3 Федерального закона № 27-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 г. № 216-ФЗ).
В соответствии с положениями ст.ст. 16 и 17 Федерального закона Российской Федерации № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее – Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ) - средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет, в том числе: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования.
Согласно ст. 18 указанного Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной пенсии; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Из анализа приведенного законодательства следует, что своевременное предоставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования направлены на обеспечение своевременности и полноты перечисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, который формируется, в том числе, и за счет доходов от инвестирования полученных своевременно страховых взносов. Не предоставление указанных сведений влечет, в итоге, неисполнение доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого направляются на выплату страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
В силу ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Как следует из материалов дела, и подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию 29 марта 2016 года, полученной с официального сайта ФНС России, ответчик ООО «Строитель» 22 октября 2007 года зарегистрировано в качестве юридического лица и 26 октября 2007 года в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО).
18 декабря 2015 года принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
В силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Пунктом 9 ст. 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Так как правоспособность ООО «Строитель», исходя из приведенных выше положений закона, не прекратилась, сведения о ликвидации общества в ЕГРЮЛ до настоящего времени не внесены, оно в силу ст. 36 ГПК РФ продолжает обладать процессуальной правоспособностью, следовательно, являться стороной по делу.
Следовательно, ответчик как действующий в настоящее время и в заявленный период (9 месяцев 2015 года) юридическое лицо – страхователь в силу действующего пенсионного законодательства обязан предоставить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета ежеквартальные отчеты по страховым взносам и индивидуальные сведения о работниках, сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету.
Обязанность плательщиков страховых взносов по предоставлению в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, установлена п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), утверждена Постановлением правления ПФ РФ от 16.01.2014 г. № 2п, зарегистрированного в Минюсте России 18.02.2014 г. № 31344.
Обязанность страхователя по представлению сведений о каждом работающем у страхователя застрахованном лице, ежеквартально, на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом установлена ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 г. № 406-ФЗ). Дополнительно к сведениям, указанным в ч.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 16 января 2014 года № 2п (в ред. постановления Правления ПФ РФ от 04 июня 2015 № 194п). «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка её заполнения» (форма РСВ-1 ПФР, приложение 1).
При этом в силу ст. 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ отчетными периодами, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета и сведения по страховым взносам признаются полугодие, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком ООО «Строитель» в Пенсионный Фонд не предоставлена отчетность по страховым взносам и индивидуальные сведения о работниках, индивидуальному персонифицированному учету за отчетный период – 9 месяцев 2015 года, что подтверждается материалами дела, пояснениями помощника прокурора.
Согласно статье 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми предоставленными им процессуальными правами.
Вместе с тем, ответчиком, возражений относительно заявленных требований, а также каких-либо документов, подтверждающих выполнение обязанностей, определенных действующим пенсионным законодательством, не представлено.
В этой связи суд полагает возможным исходить из тех доказательств, которые представлены в материалах дела, поскольку в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В судебном заседании нашел свое подтверждение факт нарушения ответчиком пенсионного законодательства, о наличии каких-либо уважительных причин не предоставления в Государственное учреждение – Управление ПФ РФ в г. Вилючинске Камчатского края отчетности по страховым взносам и индивидуальному (персонифицированному) учету за вышеуказанный отчетный период в установленные законом сроки, ответчиком суду не представлено.
Таким образом, суд находит исковые требования и.о. прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Конжеровского А.Е. к ООО «Строитель» о возложении обязанности предоставить отчетность по страховым взносам и индивидуальному (персонифицированному) учету за отчетный период – 9 месяцев 2015 года в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, удовлетворяя заявленные требования, считает необходимым установить в решение определенный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При установлении срока суд учитывает требования разумности, и находит целесообразным установить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ, включительно.
В силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) прокурор от уплаты государственной пошлины освобожден.
Поскольку иск подан прокурором в интересах Российской Федерации, в лице ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вилючинске Камчатского края, то на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235, 237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края Конжеровского А.Е., поданные в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Строитель» о возложении обязанности предоставить отчетность по страховым взносам и индивидуальному (персонифицированному) учету за отчетный период – 9 месяцев 2015 года в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Строитель» в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предоставить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Вилючинске Камчатского края (ЗАТО), отчетность по страховым взносам и индивидуальные сведения о работниках, сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 9 месяцев 2015 года по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Постановлением правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №п, зарегистрированного в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строитель» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья |
А.В. Чернявский |