Судья Норкина М.В.                                      УИД 38RS0036-01-2024-001037-78

    Судья-докладчик Васильева И.Л.                № 33-9090/2024

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    14 октября 2024 года                                                                            г. Иркутск

    Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

        судьи-председательствующего Коваленко В.В.,

        судей Васильевой И.Л., Сальниковой Н.А.,

    при секретаре Макаровой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                                   № 2-1645/2024 по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области к Филатову А.В. о взыскании убытков

по апелляционной жалобе представителя истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области – Ефимовой И.И.

на решение Усольского городского суда Иркутской области от 4 июля              2024 года,

    УСТАНОВИЛА:

в обоснование заявленных требований истцом указано, что решением Свердловского районного суда Иркутской области от 6 августа 2012 г. Филатов А.В. был признан безвестно отсутствующим. По заявлению Горюновой Л.В. от 20 ноября 2012 г. Филатовой А.А. назначена пенсия по потере кормильца. Решениями пенсионного органа от 20 и 23 ноября 2012 г. Филатовой А.А. установлена социальная пенсия по случаю потери кормильца и федеральная социальная доплата к пенсии на срок с 6 сентября 2012 г. по 3 сентября 2022 г. Решением Свердловского районного суда Иркутской области от 17 октября 2021 г., вступившим в законную силу 19 ноября 2021 г., отменено решение суда от 6 августа 2012 г. Решением пенсионного органа от 28 января 2022 г. Филатовой А.А. выплата пенсии прекращена с 1 февраля 2022 г. Выплата пенсии по потере кормильца после обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим, не может быть признана правомерной, поскольку обстоятельства, с которыми связано назначение таковой, отпали. Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по содержанию ребенка, которую без законных на то оснований понёс пенсионный орган в период с 6 сентября 2012 г. по 28 февраля 2022 г., повлекло расходование средств бюджета пенсионного фонда. Ответственность по возмещению убытков в данном случае возлагается на ответчика.

    Истец просил суд взыскать с Филатова А.В. убытки за период с                             6 сентября 2012 г. по 28 февраля 2022 г. в размере 869 514,94 руб.

    Решением Усольского городского суда Иркутской области от 4 июля              2024 г. в удовлетворении требований истца отказано.

    В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, указав в обоснование следующее.

Выражает несогласие с выводами суда о том, что обстоятельств, подтверждающих наличие причинно-следственной связи между поведением ответчика и наступившими последствиями в виде причинения истцу убытков, не установлено, а также о том, что истцом не представлено доказательств осведомленности Филатова А.В. о решении суда о признании его безвестно отсутствующим и о выплате его ребенку пенсии по случаю потери кормильца.

Обращает внимание на то, что сам факт признания лица безвестно отсутствующим в судебном порядке, не порождает каких-либо последствий для органа пенсионного (социального) фонда представлять в суд сведения о том, что лицо, признанное безвестно отсутствующим, знало о наличие такого решения, равно как и знало о выплате несовершеннолетнему ребенку пенсии по случаю потери кормильца.

Полагает, что вопреки выводу суда Филатов А.В., являясь отцом несовершеннолетней Филатовой А.А., должен нести гражданско-правовую ответственность как лицо, причинившее вред, в связи с его неправомерными действиями, выразившимися в том, что он не ставил в известность о своем месте жительства, самоустранился от выполнения обязанности родителя             по содержанию и воспитанию детей. Учитывая, что в спорный период времени ответчик не нёс обязанности по содержанию своего несовершеннолетнего ребенка, признание ответчика безвестно отсутствующим явилось его поведение, соответственно, ответчик сберегал своё имущество в виде средств на содержание несовершеннолетнего           ребенка, за счет истца. Доказательств обратного ответчиком не представлено и материалы дела не содержат.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не                поступило.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Иркутской области, третье лицо Горюнова Л.В., о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, об отложении дела не просили.

Судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Васильевой И.Л., объяснения ответчика Филатова А.В. и его представителя Федуленко А.Я., возражавших                  против доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327? Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной                 жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В силу подп. 3 п.1, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря               2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию по случаю                    потери кормильца имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г.          № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям                безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена                  семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и              иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую                        пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные                     члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении                            (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние,            повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» регламентировано, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица                 инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо              истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых               ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной              выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за            достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты                        в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной                 выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной               выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и                   (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством                 Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты                      в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации,             или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего             за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка                            (ч. 4 ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Судом установлено, что решением Свердловского районного суда Иркутской области от 6 августа 2012 г. Филатов А.В., "дата" года рождения, уроженец с. Зорино-Быково Уеть-Балейского района Иркутской области, был признан безвестно отсутствующим.

Филатов А.В. является отцом Филатовой А.А., "дата" года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении "номер" от 29 апреля 2009 г.

По заявлению Горюновой Л.В. от 20 ноября 2012 г. на основании ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ Филатовой А.А. назначена пенсия по             потере кормильца, что также подтверждается решениями территориального органа Пенсионного фонда от 20 ноября 2012 г. и 23 ноября 2012 г. Филатовой А.А. установлена социальная пенсия по случаю потери кормильца и федеральная социальная доплата к пенсии на срок с 6 сентября 2012 г. по 3 сентября 2022 г.

Вступившим в законную силу 19 ноября 2021 г. решением Свердловского районного суда Иркутской области от 17 октября 2021 г. отменено решение суда от 6 августа 2012 г. о признании Филатова А.В. безвестно отсутствующим на основании заявления Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.

Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 28 января 2022 г. Филатовой А.А. выплата пенсии прекращена с 1 февраля 2022 г.

В период с 6 сентября 2012 г. (с даты вступления решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим в законную силу) по                  31 января 2022 г. назначение и выплата пенсии несовершеннолетней Филатовой А.А. производились территориальным органом пенсионного фонда на основании вступившего в законную силу решения суда, которым отец ребенка Филатов А.В. был признан безвестно отсутствующим, что подтверждается выписками историй выплаты, выпиской из лицевого счета.

Согласно расчету общий размер выплаченной пенсии за период с                   6 сентября 2012 г. по 28 февраля 2022 г. составил 869 514,94 руб.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований,               суд первой инстанции исходил из того, что назначение и выплата                        пенсии по случаю потери кормильца Филатовой А.А. производилась истцом на основании вступившего в законную силу решения суда, которым отец ребенка – Филатов А.В. был признан безвестно отсутствующим. Доказательств тому, что ответчик совершил умышленные действия с целью получения его ребенком пенсии по случаю потери кормильца, материалы дела не содержат.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах              материального права, регулирующих спорные правоотношения, доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не                    являются.

По общему правилу п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо,                право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно                будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено                    (упущенная выгода).

Согласно п.п. 1, 2 ст. 1064 Граж░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░,              ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░ ░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2011 ░. № 173-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2001 ░. № 166-░░                        «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. № 400-░░, ░░░░░░░░░░                    ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░                     ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░              ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░                           ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░                     ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 42 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░. ░░. 276 - 279 ░░░░░░░░░░░░              ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░             ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░               ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░                 ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░              ░░░░░░ ░░. 1064 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░,                 ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░              ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░              2024 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░           ░.░. ░░░░░░░░░
        ░░░░░                   ░.░. ░░░░░░░░░                ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2024 ░.

33-9090/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области
Ответчики
Филатов Александр Викторович
Другие
Горюнова Любовь Викторовна
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
23.09.2024Передача дела судье
14.10.2024Судебное заседание
23.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2024Передано в экспедицию
14.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее