...
...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"23" декабря 2019 г. город Ноябрьск
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Авдеенко Ю.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мицкевич А.С.,
с участием:
административного истца Верхотурова Д.В.,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица Смердовой Л.А., действующего на основании доверенности от 2 октября 2018 г. № 2 (сроком на три года) и доверенности от 3 декабря 2019 г. № 3818 (сроком на один год),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2529/2019 по административному иску Верхотурова Д.В. к призывной комиссии муниципального образования город Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа о признании решения незаконным,
установил:
административный истец Верхотуров Д.В. обратился в суд к призывной комиссии о признании незаконным решения о призыве на военную службу.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
Решением призывной комиссии он признан годным к военной службе. Однако, по мнению истца, данное решение не соответствует требованиям закона и подлежит отмене на том основании, что во время прохождения медицинского освидетельствования и призывной комиссии он высказывал жалобы относительно .... Полагает, что данные симптомы могут свидетельствовать о наличии такого заболевания как ... что является основанием для определения категории годности "В" – ограниченно годен к военной службе. Врачами-специалистами его жалобы не были приняты во внимание, он не был осмотрен, не были изучены имеющиеся у него медицинские документы, вследствие чего в отношении него неверно определена категория годности к военной службе.
В судебном заседании административный истец Верхотуров Д.В. на иске настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Также пояснил, что физические нагрузки вызывают у него дискомфорт. Проблемы со здоровьем впервые появились летом текущего года, однако за медицинской помощью не обращался, ввиду отсутствия времени, в медицинских организациях на учетах не состоял и не состоит. О проведении контрольного медицинского освидетельствования не заявлял. Полагает, что его состояние здоровья не позволяет ему проходить военную службу.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Смердова Л.А. в судебном заседании полагала иск не подлежащим удовлетворению, указывая на то, что при проведении медицинского освидетельствования врачами-специалистами обследование призывника Верхотурова Д.В. проведено должным образом, установлен ряд заболеваний, определены диагнозы, с учетом которых ему была определена категория годности к военной службе "Б" показатель предназначения "4" – годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как следует изстатьи 59 (части 1и2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несениявоенной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральныйзаконот 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности ивоенной службе" (далее по тексту - Закон № 53-ФЗ).
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождениевоенной службе по призыву, которому согласно названному Федеральномузаконуподлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе(подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 указанного Закона).
В силу положенийпункта 1 статьи 26,пункта 1 статьи 28Закона № 53-ФЗ призыв на военную службу организуют военныекомиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах внутригородских и на территориях городов федерального значения. При призыве на военную службуграждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно статье 5.1 Закона № 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья, в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Верхотуров Д.В. состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Ноябрьск с 5 февраля 2016 г., при первоначальной постановке на учет ему определена категория годности – "Г".
В целях определения годности к военной службе, заболеваний у граждан, призванных на военные сборы проводится военно-врачебная экспертиза, Положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 (далее – Положение о военно-врачебной комиссии).
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения о военно-врачебной комиссии военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
При этом призывник направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности его к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов.
9 октября 2019 г. Верхотуров Д.В. при призыве на военную службу проходил медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию, сделано заключение о наличии у призывника следующих диагнозов: ... и о его годности к военной службе с незначительными ограничениями (Б-4). Вынесенное в отношении Верхотурова Д.В. заключение военно-врачебной комиссии последним не обжаловалось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, которое определяет порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (далее – Положение о призыве на военную службу).
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование.
1 ноября 2019 г. призывной комиссией принято решение о призыве Верхотуров Д.В. на военную службу с направлением в части связи.
Из личного дела призывника Верхотурова Д.В. следует, что при прохождении медицинского освидетельствования он был осмотрен следующими врачами-специалистами: хирург, терапевт, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, невропатолог, дерматовенеролог. При этом предъявлял жалобы .... В соответствующем листе освидетельствования содержатся данные его анамнеза и объективного исследования. При проведении осмотра врачом-терапевтом Верхотуров Д.В. жалоб активно не имел, что следует из листа медицинского освидетельствования, специалистом изложены данные его анамнеза, а также данные осмотра. В связи с чем, доводы истца в данной части не могут быть приняты во внимание, ввиду отсутствия тому доказательств.
Каких-либо иных жалоб, равно как и медицинских документов ни при прохождении медицинского освидетельствования, ни во время прохождения призывной комиссии истец, вопреки доводам иска, не предъявлял.
В ходе судебного разбирательства административный истец пояснил, что проблемы со здоровьем впервые он обнаружил в мае-июне 2019 г. Однако за медицинской помощью вплоть до начала призывной кампании не обращался, на диспансерных учетах не состоит, обращения в медицинскую организацию последовало только после принятия соответствующего решения призывной комиссией.
Довод о возможном проявлении у него такого заболевания как ... носит предположительный характер, объективной ничем не подтвержден. При том, что наличие ... у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением .... В каждом случае ... проводится дифференциальная диагностика с .... Освидетельствование лиц с ... проводится по основному заболеванию (статья ... Расписания болезней).
Между тем, медицинских документов о наличии у истца заболевания, относящегося к статье ... Расписания болезней, ни на момент прохождения медицинского освидетельствования, ни на момент заседания призывной комиссии не имелось, равно как и показаний для проведения дополнительного обследования.
У врачей-специалистов имелась возможность вынесения медицинского заключения о годности Верхотурова Д.В. к военной службе с учетом его состояния здоровья, без направления призывника в медицинскую организацию на обследование в амбулаторных или стационарных условиях, поскольку врачи-специалисты, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, располагали объективными данными о фактическом состоянии здоровья административного истца, которые являлись достаточными для принятия решения о призыве, и установленные диагнозы заболевания не требовали их уточнения.
Доводы иска об обратном объективно ничем не подтверждены.
Установленные диагнозы позволяют определить Верхотурову Д.В. категорию годности "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями, показатель предназначения – 4.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Верхотуров Д.В. прошел медицинское освидетельствование без нарушения установленного порядка, по результатам которого был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, а призывная комиссия обоснованно приняла решение о призыве его на военную службу.
Поскольку на день принятия оспариваемого решения заболеваний, препятствующих прохождению Верхотуровым В.Д. военной службы не выявлено, документов, подтверждающих наличие у него заболеваний, делающих невозможной службу в вооруженных силах, и ставящих под угрозу состояние его здоровья, суду не представлено, решение призывной комиссии от 1 ноября 2019 г., оформленное протоколом № 1, не может быть признано незаконным.
Кроме того, согласно пункту 27 Приказа Министра обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 23 мая 2001 года "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 574.
Согласно пункту 7 указанного Положения независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем).
Таким образом, инициатива прохождения контрольного освидетельствования и независимой экспертизы должны исходить от призывника.
Вместе с тем, Верхотуров Д.В. таких заявлений не делал, правом на проведение независимой экспертизы не воспользовался.
Медицинские документы, представленные административным истцом в обоснование своих доводов, к таковым не могут быть отнесены, и отклоняются судом, поскольку все действия, связанные с обращением за медицинской помощью, были предприняты истом уже после проведения медицинского освидетельствования и принятии решения о его годности. Более того, сведений о выявлении у административного истца уже после решения призывной комиссии заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, либо влияющих на категорию его годности к военной службе, данные медицинские документы не содержат.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Верхотурову Д.В. в удовлетворении исковых требований к призывной комиссии муниципального образования город Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа о признании решения о призыве на военную службу незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: ...
...
...