Дело № 2а-1578/2017
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
30 ноября 2017 года город Тверь
Пролетарский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Шульги Н.Е.,
при секретаре Аракчеевой Д.Н.,
с участием административного истца Смирнова А.А.,
представителя административного истца адвоката Прокудиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирнова Александра Александровича к призывной комиссии г.Твери, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» об оспаривании решения о призыве на военную службу,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Смирнов А.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии г.Твери от 19 октября 2017 года о призыве его на военную службу, обязать призывную комиссию предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу до окончания обучения в ФГБУ ПОО «СГУОР» по очной форме обучения.
В обоснование заявленного требования истец указал, что он в 2017 году поступил на учебу в ФГОБУ «Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва» по очной форме обучения. Несмотря на представленные документы, подтверждающие право на отсрочку от призыва на военную службу, призывная комиссия отсрочку не предоставила.
Поалагает, что имеет право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «а» п.2 ст.24 Закона «О воинской обязанности и военной службе».
Впоследствии административный истец заявил о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 15000 руб.
В ходе судебного заседания административный истец Смирнов А.А., его представитель адвокат Прокудина О.П. исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным выше.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено ФКУ «Военный комиссариат Тверской области».
Представители административных ответчиков, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, возражений не представили.
Выслушав административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 ст.59).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Так, в силу положения п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон № 53-Ф3) право на отсрочку от призыва па военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в: организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением ряда случаев.
Федеральным законом от 28.07.2011 № 167-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в указанную статью Закона внесено дополнение, согласно которому право на отсрочку имеют лица, получившие удовлетворительные результаты на обязательной государственной (итоговой) аттестации по завершении освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (п. «г»).
Внесенные изменения позволяют всем выпускникам одиннадцатых классов, которые достигли к периоду весеннего призыва с 1 апреля по 15 июля призывного возраста (то есть 18 лет) и получили аттестат, реализовать конституционное право на образование.
Судом установлено, что Смирнов Александр Александрович ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете в Военном комиссариате г.Твери с 25.01.2014. Достиг 18-летнего возраста в период получения среднего общего образования. Общее среднее образование получил в 2016 году. В 2017 году Смирнов А.А. поступил на обучение по очной форме по специальности «49.02.01 Физическая культура. Педагог по физической культуре и спорту» в ФГБУ ПОО «Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва», имеющее государственную аккредитацию.
Решением Призывной комиссии г.Твери от 25.12.2015 Смирнову А.А. предоставлена отсрочка по абз.2 п.п.а п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до 30.06.2016 (в период получения общего среднего образования).
Решением Призывной комиссии г.Твери от 19.10.2017 Смирнову А.А. в предоставлении отсрочки от призыва отказано, он призван на воинскую службу.
По мнению суда, оспариваемым решением административный ответчик ограничил право Смирнова А.А. на получение образования, что свидетельствует о незаконности данного решения.
В соответствии со ст. 19 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, когда придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции.
Обязанность суда при разрешении конкретного дела применить непосредственно положения Конституции Российской Федерации и отказать в применении противоречащего им федерального закона или иного нормативного правового акта вытекает также из пункта 3 статьи 5 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, Конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
В силу п. 10.1 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 18910.1, оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Таким образом, дети одной возрастной группы, начавшие обучение в общеобразовательной организации в конкретном учебном году, достигнут возраста 18 лет, с которого они могут призываться для службы в армии по призыву, как до окончания учебного заведения (средней школы), так и после таковой.
В зависимости от данного обстоятельства будет определяться предоставление одной группе выпускников отсрочки от службы по призыву по пп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-Ф3 до окончания среднего общего образования, а другой подобная отсрочка предоставляться не будет.
Соответственно лица, которым предоставлена отсрочка в средней школе, считаются реализовавшими данное право по пп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-Ф3 и будут лишены возможности продолжить обучение в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования лишь по тому обстоятельству, что дата их совершеннолетия наступила до окончания обучения в среднем образовательном учреждении (школе).
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, так как ставят право лиц одного года рождения на обучение по программам среднего профессионального образования в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе, то есть наступления событий, объективно не зависящих от участников данных правоотношений.
Кроме того, основной формой реализации указанной выше конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пп. «а» п. 1 ст. 22 Закона № 53-Ф3), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва па военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п. 2 ст. 22 ст.ст. 23 и 24 Закона № 53-Ф3).
Лица, состоящие на учете, могут быть призваны на военную службу в любой момент в указанный промежуток времени.
По окончанию обучения Смирнова А.А. в ФГБУ ПОО «СГУОР», в отношении последнего могут быть проведены все необходимые мероприятия, связанные с призывом, в полном объеме до достижения возраста 27 лет.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемое административным истцом решение принято органом, обладающим полномочиями на принятие указанного решения; порядок принятия оспариваемого решения соблюден; содержание оспариваемого решения не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; оспариваемое решение, нарушает права и законные интересы административного истца.
Учитывая изложенное, исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов, представленных доказательств, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Согласно ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Судом установлено, что истец с целью защиты его интересов при разрешении настоящего спора заключил соглашение об оказании юридической помощи с адвокатом Прокудиной О.П., цена оказанных услуг составила 15000 рублей. Выполненная по договору работа оплачена истцом полностью (л.д.56, 57).
Заявленный размер расходов на представителя, по мнению суда, является завышенным, исходя из уровня сложности настоящего дела, объема работы, выполненной представителем, среднего уровня цен на юридические услуги в регионе и сложившейся судебной практики по подобного рода спорам. Учитывая изложенное, требованиям разумности в данном случае отвечает сумма 10000 рублей.
Согласно пункту 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата, при содействии местной администрации.
Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" именно на военный комиссариат возлагается обязанность по осуществлению организации работы призывных комиссий и решения всех финансовых вопросов по их деятельности, из чего можно сделать вывод, что обязанность по возмещению судебных расходов должна быть возложена на Военный комиссариат Тверской области.
РР· Положения Рѕ Военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Р Р¤ РѕС‚ 07 декабря 2012 РіРѕРґР° N 1609, следует, что Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р Р¤, юридическими лицами.
Таким образом, расходы административного истца, понесенные в связи с оплатой услуг представителя, а также расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей (л.д.5), подлежат возмещению за счет ФКУ «Военный комиссариат Тверской области».
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Александра Александровича Рє Призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РіРѕСЂРѕРґР° Твери, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» удовлетворить.
Решение Призывной комиссии г.Твери от 19 октября 2017 года о призыве Смирнова Александра Александровича на военную службу признать незаконным и отменить.
Обязать Призывную комиссию города Твери предоставить Смирнову Александру Александровичу отсрочку от призыва на военную службу на период обучения по очной форме по направлению подготовки (специальности) «49.02.01 Физическая культура. Педагог по физической культуре и спорту» в Федеральном государственном бюджетном учреждении профессиональной образовательной организации «Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва», но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Заявление Смирнова Александра Александровича о возмещении судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тверской области» в пользу Смирнова Александра Александровича в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей, в возмещение расходов на оплату услуг представителя 10000 рублей, а всего 10300 (десять тысяч триста) рублей.
В остальной части заявление Смирнова Александра Александровича о возмещении расходов на оплату услуг представителя оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Н.Е. Шульга
Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2017 года.