Решение по делу № 2а-46/2017 (2а-521/2016;) от 19.12.2016

Дело № 2а-46/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Мордово 01 февраля 2017 года.

Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной О.А.,

при секретаре судебного заседания Воронина Е.К.,

с участием заместителя прокурора Мордовского района Тамбовской области Костик А.А.,

представителя административного истца Худяков Р.И. – Москалев С.Ю.,

представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области Шеина Е.В,

представителя административных ответчиков территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 316 Плужников А.В.,

представителя избирательной комиссии Тамбовской области и административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 316 Черкасов А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административного истца Худяков Р.И. к административным ответчикам территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 316 об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 316 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей,

У С Т А Н О В И Л:

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016г. № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» на 18 сентября 2016г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 1 августа 2016г. № 12/26 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» зарегистрирован Худяков Р.И., выдвинутый Всероссийской политической партией «Родина».

Худяков Р.И., зарегистрированный кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, обратился в Мордовский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 316, оформленного протоколом №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей.

В обоснование заявленных требований административный истец Худяков Р.И. указал в административном исковом заявлении, что 18 сентября 2016г. в единый день голосования состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, но участковой избирательной комиссией избирательного участка № 316 при подсчете голосов избирателей были допущены существенные нарушения действующего законодательства о выборах, которые повлияли на определение результатов выборов. Процедура подсчета неиспользованных бюллетеней участковой избирательной комиссией избирательного участка № 316 была нарушена. Полистной подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц не проводился. Осуществленный подсчет неиспользованных бюллетеней пачками, сформированными накануне выборов, либо путем загибания их уголков, противоречил основополагающему принципу подсчета голосов избирателей и фактически лишил других членов избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц возможности убедиться в достоверности действий, производимых с неиспользованными бюллетенями. Рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов) бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии. При этом подсчет ими производился не путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую, как это указано в законе, а путем загибания уголков избирательных бюллетеней, что недопустимо. При данном порядке подсчета голосов присутствовавшие лица не могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, равно как у них не было возможности визуально наблюдать правильность подсчета голосов.

По мнению административного истца, указанные нарушения подсчета бюллетеней по смыслу закона не допускаются и являются существенными. При таких обстоятельствах выявить действительную волю избирателей невозможно. Протокол и соответствующее решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 316 об итогах голосования подлежат отмене. Суд, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей.

По мнению административного истца, указанные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Следствием нарушений стало неправильные итоги голосования на указанном избирательном участке. Просит суд отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 316 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принять решение о повторном подсчете голосов избирателей.

Представитель административного истца по доверенности в порядке передоверия от ДД.ММ.ГГГГг., бланк <данные изъяты>, Москалев С.Ю. требования административного истца Худяков Р.И. в судебном заседании поддержал полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и пояснил суду, что члены участковой избирательной комиссии (УИК) избирательного участка № 316 были плохо подготовлены к выборам. Требования Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не исполняли. Подсчет бюллетеней осуществлялся за уголки вместо перекладывания. При таком подсчете присутствовавшие при подсчете лица не могли видеть отметку избирателей. Поэтому действительная воля избирателей не была установлена. Избирательная комиссия Тамбовской области и территориальная избирательная комиссия Мордовского района по отношению к УИК являются контролирующими органами, но ведут себя как адвокаты, их позиция – УИК всё делала правильно. Но сам факт, что они не хотят допустить повторного подсчета голосов избирателей, говорит о том, что нарушения были. Просит суд отменить решение УИК избирательного участка № 316, оформленное протоколом №1 УИК об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область- Рассказовский одномандатный избирательный округ», и принять решение о повторном подсчете голосов избирателей.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии (УИК) избирательного участка № 316 председатель УИК избирательного участка № 316 Кузин В.А. в судебном заседании 19 января 2017г. требования административного истца Худяков Р.И. не признал и пояснил суду, что подсчет неиспользованных бюллетеней, собранных со стола у членов УИК с правом решающего голоса, и тех, что достали из сейфа, производился полистно путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую. Никакого подсчета неиспользованных бюллетеней пачками не было. Полистной подсчет неиспользованных бюллетеней проводился в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса, проводился одним человеком. Подсчитывал неиспользованные бюллетени он, перекладывая по одному. При этом все присутствующие хорошо видели, что это бюллетени, в которых нет отметок о голосовании, и слышали как осуществляется их подсчет. ФИО, член УИК с правом совещательного голоса, наблюдатель от партии «Родина» и Худяков Р.И., сказал, что ему что-то непонятно. Тогда он пересчитал неиспользованные бюллетени ещё раз. Эти бюллетени погасили, отрезав ножницами нижний левый угол. Сведения о количестве занесли в протокол и в большой протокол. Бюллетени зеленого цвета по выборам депутатов в Государственную Думу раскладывал он. Он брал бюллетень из стопки, называл фамилию кандидата, всем показывал, где стоит «галочка», и что эта отметка сделана именно за этого кандидата, и передавал бюллетень тому члену УИК, который собирал бюллетени этого кандидата. После того как разложили бюллетени по кандидатам, начали подсчет голосов за каждого кандидата. Начали с того, кто первый идет по форме. Подсчитывали не одновременно, а пошагово за каждого кандидата. Сначала подсчитали за одного, огласили, записали, потом подсчитали за второго, огласили, записали, и так подсчитали за всеми. ФИО захотелось пересчитать голоса избирателей за кандидата в депутаты Государственной Думы Худяков Р.И. Р.И. ещё раз. Этому никто не препятствовал. Он пересчитал, всё сошлось с тем, что было занесено в протокол и в увеличенную форму протокола. Никакого подсчета бюллетеней одновременно всеми членами УИК не было. Сведения в протокол и в увеличенную форму протокола вносились поочередно, после подсчета голосов за конкретного кандидата. Копию протокола об итогах голосования всем, и в том числе ФИО, выдали сразу, как только подписали протокол. На избирательном участке весь день осуществлялась видеосъемка, при подсчете голосов тоже велась видеосъемка. В день проведения выборов жалоб и заявлений о нарушениях избирательных прав от избирателей и наблюдателей, и в том числе от наблюдателей и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса от партии «Родина» и Худяков Р.И. не поступало. Действия членов УИК полностью соответствовали требованиям закона. В конце наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса поблагодарили УИК избирательного участка № 316, что выборы прошли честно и достойно. Ему непонятно, почему вдруг появился этот иск, и появились какие-то необоснованные претензии к УИК избирательного участка № 316. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области председатель территориальной избирательной комиссии Мордовского района Шеина Е.В в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признала и пояснила суду, что подсчет неиспользованных бюллетеней и подсчет проголосовавших бюллетеней на избирательном участке № 316 производился полистно, поочередно, в соответствии с требованиями закона, в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц, все действия УИК были законны и видны всем присутствующим. Никаких жалоб ни от кого из присутствующих, и в том числе представителей партии «Родина» и Худяков Р.И., в день проведения выборов не поступало. Никаких обращений на нарушение избирательных прав не было. Просит суд отказать административному истцу в удовлетворении иска.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 316 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. и представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. Плужников А.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признал и пояснил суду, что факты, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, административным истцом не доказаны и не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Подсчет бюллетеней осуществлялся правильно, в точном соответствии с процедурой, прописанной в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Правильность подсчета подтверждается материалами дела и показаниями свидетелей. Просит суд отказать административному истцу в удовлетворении иска.

Представитель избирательной комиссии Тамбовской области, проинформированной в соответствии с ч.1 ст.243 КАС РФ о принятии к производству суда данного административного искового заявления, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг., являясь также представителем ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 316 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. Черкасов А.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признал и пояснил суду, что требования административного истца необоснованны, не доказаны. Непонятно, почему административный истец вообще решил, что на избирательном участке № 316 были какие-то нарушения. Никаких доказательств в пользу доводов, изложенных в административном исковом заявлении, административным истцом не представлено, но, несмотря на это, истец полагает, что эти нарушения были. Просит отказать административному истцу в удовлетворении иска.

Свидетель Свидетель №1 показала в судебном заседании, что она была секретарем УИК избирательного участка № 316. Подсчет неиспользованных бюллетеней, собранных со стола у членов УИК с правом решающего голоса, и тех, что достали из сейфа, производился полистно путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую, одним человеком. Никакого подсчета неиспользованных бюллетеней пачками и всеми членами УИК не было. После их подсчета озвучили цифру. Один из наблюдателей не расслышал её и попросил пересчитать вновь. Так же полистно неиспользованные бюллетени пересчитали вновь, цифру озвучили, записали в протокол и в увеличенную форму протокола. Неиспользованные бюллетени погасили. Бюллетени зеленого цвета по выборам депутатов в Государственную Думу раскладывал председатель УИК. Он брал бюллетень из стопки, называл фамилию кандидата, показывал всем этот бюллетень, показывал, где стоит отметка, и что эта отметка сделана именно за этого кандидата, и отдавал бюллетень тому члену УИК, который собирал бюллетени за этого кандидата. После того как разложили бюллетени по кандидатам, председатель начал подсчет голосов за каждого кандидата. Сначала подсчитали за одного, огласили, записали, потом подсчитали за второго, огласили, записали, и так подсчитали за всеми. После окончания подсчета голосов председатель УИК Кузин В.А. спросил, есть ли жалобы, замечания, предложения. Их не было. Копии протокола об итогах голосования она по реестру выдала тем, кто просил. На избирательном участке осуществлялась видеосъемка. Видеосъемка проводилась представителем партии «Родина».

Свидетель Свидетель №2 показала в судебном заседании, что на избирательном участке № 316 она была членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса от политической партии «Единая Россия». Подсчет неиспользованных бюллетеней осуществлял председатель УИК Кузин В.А. Он полистно перекладывал неиспользованные бюллетени. Всем было хорошо видно, что это неиспользованные бюллетени, и было хорошо слышно как они считаются. Потом у неиспользованных бюллетеней ножницами отрезали уголок. Когда подсчитывали голоса за кандидатов в депутаты Государственной Думы, то за каждым членом УИК закрепили кандидата в депутаты. Председатель УИК Кузин В.А. брал бюллетень из стопки, называл фамилию кандидата, показывал всем этот бюллетень, показывал, где стоит отметка, и что эта отметка сделана именно за этого кандидата, и отдавал бюллетень тому члену УИК, который собирал бюллетени этого кандидата. После того как разложили бюллетени по кандидатам, председатель начал подсчет голосов за каждого кандидата. Сначала подсчитали за одного, огласили, записали, потом подсчитали за второго, огласили, записали, и так подсчитали за всеми кандидатами. На избирательном участке осуществлялась видеосъемка. Видеосъемка велась представителем партии «Родина».

Свидетель Свидетель №3 показала в судебном заседании, что на избирательном участке № 316 она была членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Неиспользованные бюллетени пересчитали полистно, путём перекладывая по одному из одной части стопки в другую, в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса. Считал один человек председатель УИК Кузин В.А., считал вслух. Огласил итоговую цифру, но её не расслышал наблюдатель ФИО. Таким же образом пересчитали второй раз. Цифра оказалась прежней. Её записали в протокол и на доску. У неиспользованных бюллетеней ножницами отрезали левый угол и опечатали их. После того, как все проголосовавшие бюллетени рассортировали на 4 стопы, председатель УИК Кузин В.А. взял стопу бюллетеней зеленого цвета по выборам депутатов Государственной Думы и стал сортировать их по кандидатам. Кузин В.А. говорил: «ФИО, ФИО и т.д.» и передавал бюллетень тому члену УИК, который был закреплен за этим кандидатом. При этом Кузин В.А. всем показывал бюллетень и отметку, что проголосовали именно за этого кандидата. После того как бюллетени были разложены по кандидатам, Кузин В.А. взял стопку бюллетеней за конкретного кандидата, назвал его фамилию и стал считать вслух, перекладывая бюллетени по одному. При этом было видно и фамилию кандидата и отметку, сделанную напротив его фамилии. После окончания подсчета голосов огласил итоговую цифру, она была записана в протокол, и эта же цифра была занесена в увеличенную форму протокола. После этого Кузин В.А. взял следующую стопку бюллетеней за следующего кандидата в депутаты и так же подсчитал голоса за следующего кандидата. Эта процедура поочередно была проделана в отношении каждого кандидата. Все действия членов УИК находились в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей. На избирательном участке была видеосъемка. Её вёл ФИО от политической партии «Родина». После окончания подсчета голосов председатель УИК Кузин В.А. спросил, есть ли жалобы, претензии. Их ни у кого не было.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, принимая во внимание заключение представителя избирательной комиссии Тамбовской области Черкасов А.В., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, заключение заместителя прокурора Мордовского района Тамбовской области Костик А.А., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016г. № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 18 сентября 2016г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 1 августа 2016г. № 12/26 подтверждает, что кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» зарегистрирован административный истец Худяков Р.И., выдвинутый Всероссийской политической партией «Родина» (л.д.8).

Согласно протоколу №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» от 19 сентября 2016г. на избирательном участке № 316 наибольшее количество голосов избирателей набрал кандидат в депутаты Государственной Думы ФИО, за которого проголосовали 119 избирателей, за кандидата в депутаты Государственной Думы Худяков Р.И. Р.И. проголосовали 54 избирателя (л.д.13).

Данный протокол подписан 4 присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с реестром учета количества поступивших в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 316 в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) в указанный день жалоб и заявлений на нарушение прав избирателей не поступало.

Оснований сомневаться в правильности, достоверности и законности представленного суду письменного доказательства - протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область- Рассказовский одномандатный избирательный округ» избирательного участка № 316 от 19 сентября 2016г. у суда не имеется.

В соответствии со ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.

После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.

В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования.

Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.

После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной частипачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.

После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.

Аналогичный порядок подсчета голосов избирателей закреплен в ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Согласно ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенные формы протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (отдельно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу), затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу) число погашенных избирательных бюллетеней. С погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Все действия членов участковой избирательной комиссии должны находиться в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей.

В первую очередь проводится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Сначала вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие избиратели, затем с избирательными бюллетенями, которые заполнили избиратели, проголосовавшие вне помещения для голосования в день голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.

Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

Избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, сортируются на две пачки - отдельно по одномандатному избирательному округу и по федеральному избирательному округу. После этого члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса осуществляют (сначала с избирательными бюллетенями для голосования по одномандатному избирательному округу, обеспечивая при этом сохранность избирательных бюллетеней для голосования по федеральному избирательному округу, а затем с избирательными бюллетенями для голосования по федеральному избирательному округу) следующие действия. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют избирательные бюллетени, раскладывая их в отдельные пачки, по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Одновременное оглашение содержащихся в двух и более избирательных бюллетенях отметок избирателей не допускается.

После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов. При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения вносятся в строку 19 и последующие строки каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу).

После этого с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а члены указанной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Избирательные бюллетени после завершения подсчета упаковываются в отдельные пачки по голосам избирателей, поданным за зарегистрированных кандидатов, зарегистрированные федеральные списки кандидатов. В отдельные пачки упаковываются недействительные избирательные бюллетени и погашенные избирательные бюллетени.

После осуществления всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а их копии выдаются лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. Каждый протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания.

Таким образом, закон не требует обязательное перекладывание неиспользованных бюллетеней из одной стопки в другую при их подсчете. В соответствии со ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. В соответствии со ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» после окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней. С погашенными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Следовательно, довод административного истца о том, что подсчет неиспользованных бюллетеней путем загибания их уголков является нарушением избирательного законодательства, является не состоятельным.

Кроме того, данный довод административного истца опровергнут пояснениями представителей административных ответчиков и показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, пояснивших суду, что неиспользованные бюллетени считали полистно путем перекладывания, что жалоб и обращений по вопросу несоответствия закону действий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № 316 по подсчету и погашению неиспользованных бюллетеней не поступало, что никто не препятствовал визуальному наблюдению присутствующих лиц на избирательном участке.

Довод административного истца о том, что рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергнут пояснениями представителей административных ответчиков и показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, которые подтвердили, что выборы прошли с соблюдением закона, что бюллетени считали путем перекладывания по одному бюллетеню таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, что подсчет осуществлялся поочередно в отношении каждого кандидата, что одновременного подсчета избирательных бюллетеней всеми членами УИК не было, что полученные данные после оглашения поэтапно вносились в протокол и в его увеличенную форму.

Таким образом, судом установлено, что подсчет голосов избирателей производился открыто, гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Присутствующие лица имели возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

При таких обстоятельствах нет оснований сомневаться в правильности этого подсчета.

У суда нет оснований подвергать сомнению показания свидетелей и ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных указанными свидетелями, так как данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других доказательствах, собранных по делу и исследованных судом.

Протокол № 1 УИК об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область -Рассказовский одномандатный избирательный округ» и данные реестра УИК об отсутствии жалоб в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей объективно подтверждает пояснения представителей административных ответчиков и показания свидетелей.

У суда нет оснований подвергать сомнению протокол №1 об итогах голосования и данные реестра.

Таким образом, нарушений при подсчете неиспользованных бюллетеней и голосов избирателей, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, судом не установлено.

Согласно ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.15 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности.

В соответствии с ч.3 ст.100 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае: нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Аналогичная норма закреплена в ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с п.1.2 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

В разъяснениях, данных в п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», судам разъяснено, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Исходя из положений пунктов 1.2, 9 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22.04.2013г. № 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.01.2002г. № 1-П, в котором указано, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, основаниями для удовлетворения требований об отмене решения об итогах голосования могут служить только доказательства наличия таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

В силу ч.3 ст.3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Согласно ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Таким образом, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу ст.3, ст.32 Конституции Российской Федерации, суд не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов, волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.

Поэтому только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установления итогов голосования, определения результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Суд считает, что основанием для удовлетворения административного иска административного истца Худяков Р.И. будет являться наличие существенных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей на избирательном участке № 316.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, учитывая, что произвольное вмешательство суда в выборный процесс только исходя из формальных оснований приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации, суд считает, что УИК избирательного участка № 316 действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение не усматривается, нарушений порядка голосования и установления итогов голосования, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, судом не установлено.

Требования, предъявляемые к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования, установленные ст.84 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и ст.67 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выполнены.

Обжалуемый протокол № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 316 содержит сведения, предусмотренные указанными статьями, подписан всеми присутствовавшими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии.

Поэтапное заполнение протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 316 подтверждено совокупностью представленных доказательств, не доверять которым у суда оснований не имеется.

Доводы административного истца о том, что участковой избирательной комиссией избирательного участка № 316 нарушена процедура подсчета неиспользованных бюллетеней, нарушена процедура подсчета голосов избирателей, порядок составления протокола об итогах голосования, не позволяющие выявить действительную волю избирателей, суд находит необоснованными, как не нашедшими свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

В соответствии ч.2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

На основании изложенного и, оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит требования об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 316 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ», оформленное протоколом №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 316, и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей, не подлежащими удовлетворению, как не основанные на законе.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Худяков Р.И. в удовлетворении исковых требований к административным ответчикам территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 316 об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 316 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья Ефимкина О.А.

Мотивированное решение составлено 06 февраля 2017 года.

Председательствующий судья Ефимкина О.А.

2а-46/2017 (2а-521/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Худяков Р.И.
Ответчики
Участковая избирательная комиссия №316
Территориальная избирательная комиссия Мордовского района
Другие
Коновальцев Артем Сергеевич
Шеина Н.В.
Москалев С.Ю.
Кузин В.А.
Плужников А.В.
Избирательная комиссия Тамбовской области
Косенков М.Ю.
Суд
Мордовский районный суд Тамбовской области
Дело на сайте суда
mordovsky.tmb.sudrf.ru
19.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
19.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
29.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2017[Адм.] Судебное заседание
01.02.2017[Адм.] Судебное заседание
01.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее