ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 8Г-27661/2024
88-29970/2024
УИД: 34RS0008-01-2024-000039-97
г. Краснодар 1 октября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капитанюк О.В.,
судей Ивановой О.Н., Руденко Ф.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы ФИО12, ФИО13 и их представителя ФИО14 на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 марта 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 мая 2024 г. по гражданскому делу № 2-825/2024 по иску ФИО1, ФИО2, действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5 к комитету строительства Волгоградской области, заместителю председателя комитета строительства Волгоградской области об оспаривании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Капитанюк О.В., судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1, ФИО2, действуя в своих интересах от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО3, ФИО5 обратились в суд с иском к комитету строительства Волгоградской области, заместителю председателя комитета строительств Волгоградской области, в котором просили признать незаконным приказ об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 11 марта 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 мая 2024 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационных жалобах заявители ставят вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, принятых с нарушением материальных и процессуальных норм права.
Обращают внимание суда, что оспариваемый приказ нарушает права, свободы и законные интересы истцов, так как без правовых оснований лишает их конституционного права на жилище.
Указывают, что выводы судов о том, что истцы не представили сведений о регистрации детей по месту жительства одного из родителей, являются необоснованными, так как в силу действующего законодательства местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, признается место жительства их родителей.
Также обращают внимание, что право на получение жилищного сертификата у истцов возникло сразу же после эвакуации их семьи в экстренном массовом порядке, а не с момента обращения в Комитет строительства Волгоградской области.
Полагают, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что для получения государственного жилищного сертификата ФИО1 должен был обращаться с самостоятельным заявлением, является необоснованным.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas@sudrf.ru).
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что 29 ноября 2023 г. ФИО2 обратилась в комитет строительства Волгоградской области с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 1876, постановлением администрации Волгоградской области от 24 ноября 2022 г. № 699-п «О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки лицам, покинувшим место постоянного проживания в г. Херсоне и части Херсонской области» на состав семьи, включая: супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В заявлении также было указано, что все члены семьи в период с 28 августа 2021 г. по 23 октября 2022 г. постоянно проживали в жилом помещении по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истцы въехали на территорию Республики Крым-АПП «Армянск», затем прибыли на территорию Краснодарского края и, в дальнейшем, в Волгоградскую область на постоянное место жительства по адресу: <адрес>.
Приказом комитета строительства Волгоградской области от 11 декабря 2023 г. № 2163-ОД истцу ФИО2 на состав семьи пять человек отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата по основаниям, предусмотренным абзацами вторым, третьим и пятым пункта 2.7. Порядка предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Волгоградской области на постоянное место жительства, социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24 ноября 2022 г. № 699-п: предоставление не в полном объеме гражданином документов, указанных в пункте 2.1 Порядка; несоответствие гражданина критериям, установленным пунктом 1.4. Порядка; выявление противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в представленных в заявлении о предоставлении сертификата и прилагаемых к нему документах.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы указали, что совершили все необходимые действия для получения государственного жилищного сертификата, в том числе, предоставили все необходимые документы, указанные в пункте 2.1 Порядка, и соответствуют критериям, установленным пунктом 1.4. Порядка, каких-либо противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в заявлении о предоставлении сертификата и прилагаемых к нему документов, не имелось, а обжалуемый приказ нарушает права, свободы и законные интересы истцов и их несовершеннолетних детей, так как без правовых оснований лишают их права на жилище.
Разрешая заявленные требования, судом первой инстанции установлено, что ФИО2 и ее дочь ФИО5, проживая в жилом помещении по адресу: <адрес>, имели постоянную регистрацию по адресу: <адрес>. Указанный населенный пункт <адрес> не включен в перечень, утвержденный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 3099-р.
Супруг ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, сведений о совместном проживании с ФИО2 не представлено.
Сведения о регистрации детей ФИО3 и ФИО3 по месту жительства одного из родителей не представлены.
Из копии выписки из решения №12/1.16 от 3 августа 2023 г. военно-гражданской администрации Херсонской городской территориальной громады Херсонского района Херсонской области следует о постоянном проживании истца и её детей по адресу: <адрес> 2018 г.
Согласно заявлению о предоставлении сертификата ФИО2 от 29 ноября 2023 г., истцы постоянно проживают на территории <адрес> по адресу: <адрес> родственников, без договора аренды, на безвозмездной основе.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что истцами не доказан факт постоянного проживания на территории Волгоградской области, при наличии в указанный период у ФИО2 и ее детей регистрации по месту пребывания в г. Анапа Краснодарского края с 29 августа 2023 г. по 24 февраля 2024 г., а также то, что истцы не имеют права на получение мер социальной поддержки, в связи с несоответствием критерию, установленному подпунктом вторым пункта 1.4 Порядка, поскольку не подтвердили факт постоянной регистрации по месту жительства в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 3099-р).
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что, разрешая возникший спор, суды правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали правовую оценку представленным доказательствам в соответствии с правилами, установленными положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) установлены правила и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства.
Согласно Правилам предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 1876 (далее - Правила предоставления субсидии), субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения осуществляемых субъектами Российской Федерации мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат.
Правилами предоставления финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территории иных субъектов Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 1876 (далее - Правила предоставления финансовой поддержки), в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением, предусмотрено, что мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, вынужденно покинувших место постоянного проживания в г. Херсоне и правобережной части Херсонской области и прибыли на территорию иного субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства (пункт 2).
Согласно пункту 4 Правил предоставления финансовой поддержки порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 данных Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает, в том числе необходимость подтверждения гражданами, указанными в пункте 2 данных Правил, факта постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области следующими документами:
- документы, удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации или иные документы, удостоверяющие личность, в том числе выданные органами публичной власти Херсонской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие гражданское состояние);
- документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в г. Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13 октября 2022 г., в том числе выданный компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 г. либо компетентным органом Херсонской области, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр, документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно - воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо иной документ, содержащий указанные сведения. При этом местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей.
В случае отсутствия у граждан документов, подтверждающих их проживание в г. Херсоне или части Херсонской области до 13 октября 2022 года, уполномоченный исполнительной орган субъекта Российской Федерации направляет запрос в уполномоченный орган Херсонской области с целью подтверждения проживания гражданина на территории г. Херсона или части Херсонской области (пункт 5 Правил предоставления финансовой поддержки).
Постановлением администрации Волгоградской области от 24 ноября 2022 г. № 699-п (в редакции от 29 ноября 2023 г., действующей на момент обращения ФИО2 с заявлением), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации» утвержден Порядок предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Волгоградской области на постоянное место жительства, социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов.
Согласно пункту 1 Порядка, Порядок устанавливает правила и условия предоставления жителям г. Херсон и часть Херсонской области покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Волгоградской области на постоянное место жительства (далее - граждане), социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов (далее - социальные выплаты).
Социальная выплата предоставляется на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата (далее - сертификат), подтверждающего право гражданина на социальную выплату, за счет средств финансовой поддержки публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее - Фонд), предоставленной Волгоградской области в соответствии с заключенным соглашением.
Пунктом 1.3 Порядка установлено, что уполномоченным исполнительным органом Волгоградской области на предоставление социальных выплат является комитет строительства Волгоградской области (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 1.4.Порядка, социальная выплата предоставляется гражданам, отвечающим на момент обращения за ней совокупности следующих требований:
- граждане после 24 февраля 2022 г. покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 3099-р) и прибыли на территорию Волгоградской области на постоянное место жительства;
- граждане по состоянию на 24 февраля 2022 г. были зарегистрированы по месту жительства на территории г. Херсона или части Херсонской области, указанной в абзаце втором настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;
- граждане до 1 декабря 2023 г. (включительно) подали заявление на предоставление государственного жилищного сертификата;
- у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;
- граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1.6 Порядка определен круг членов семьи гражданина, при этом установлено, что местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей.
Согласно пункту 2.1. для получения сертификата гражданин представляет до 1 декабря 2023 г. (включительно) в уполномоченный орган либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее именуется - МФЦ), с которым уполномоченным органом заключено соглашение о взаимодействии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, следующие документы:
заявление о предоставлении сертификата по форме, утвержденной уполномоченным органом;
- документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке);
- согласие гражданина и всех совершеннолетних членов его семьи на обработку персональных данных по форме, утвержденной уполномоченным органом (согласие на обработку персональных данных несовершеннолетних членов семьи гражданина подписывают их законные представители);
- документы, подтверждающие родственные отношения гражданина и членов его семьи;
- документ, подтверждающий инвалидность детей (представляется при наличии в составе семьи гражданина детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, в случае отсутствия сведений об инвалидности в федеральном реестре инвалидов);
- решение суда об установлении факта нахождения лица, указанного гражданином в качестве члена семьи, на иждивении гражданина или супруга (супруги) гражданина (при наличии в составе семьи лица, находящегося на иждивении гражданина или супруга (супруги) гражданина);
- документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в г. Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13 октября 2022 г., в том числе, выданный компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 г., либо компетентным органом Херсонской области, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр, документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно- воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо иной документ, содержащий указанные сведения;
- документы, подтверждающие прибытие гражданина и членов его семьи на территорию Волгоградской области на постоянное место жительства (сведения о регистрации по месту жительства, регистрации по месту пребывания, договор найма жилого помещения либо объяснения гражданина, подтверждающие прибытие гражданина и членов его семьи на территорию Волгоградской области на постоянное место жительства).
В силу пункта 2.5. Порядка, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней, а в случае необходимости урегулирования спорных вопросов, возникающих при установлении соответствия граждан критериям, определенным пунктом 1.4 настоящего Порядка, или требованиям, предусмотренным пунктом 1.6, подпунктами 2, 4 - 7 пункта 2.1 настоящего Порядка, комиссией по вопросам реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на территорию Волгоградской области, образованной Губернатором Волгоградской области (далее - комиссия), в течение 20 рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении сертификата в уполномоченный орган:
- рассматривает заявление о предоставлении сертификата и прилагаемые к нему документы, а также сведения, полученные в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
- направляет в комиссию в случае необходимости урегулирования спорных вопросов, возникающих при установлении соответствия граждан критериям, определенным пунктом 1.4 настоящего Порядка, или требованиям, предусмотренным пунктом 1.6, подпунктами 2, 4 - 7 пункта 2.1 настоящего Порядка, ходатайство об урегулировании спорных вопросов;
- принимает решение о предоставлении сертификата либо об отказе в предоставлении сертификата, которое оформляется приказом уполномоченного органа. В случае принятия решения об отказе в предоставлении сертификата в приказе указываются основания для принятия такого решения. В случае направления в комиссию ходатайства решение о предоставлении сертификата либо об отказе в предоставлении сертификата принимается уполномоченным органом с учетом решения комиссии;
- оформляет сертификат - в случае принятия решения о предоставлении гражданину сертификата;
- направляет гражданину: уведомление о необходимости получения сертификата в уполномоченном органе или МФЦ (в случае принятия решения о предоставлении гражданину сертификата); уведомление об отказе в предоставлении гражданину сертификата с указанием оснований для принятия такого решения (в случае принятия решения об отказе в предоставлении гражданину сертификата).
Как правильно отмечено судами нижестоящих инстанций, что выписка из решения № 12/1.16 от 3 августа 2023 года, не является основанием для удовлетворении иска в отсутствие документального подтверждения факта постоянной регистрации заявителя по указанному месту жительства, в соответствии с требованиями подпункта второго пункта 1.4 Порядка предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Волгоградской области на постоянное место жительства, социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области от 24 ноября 2022 г. № 699-п (в редакции, действующей на момент, обращения истца).
Также судами верно установлено наличие постоянной регистрации ФИО2 и её дочери ФИО5 по адресу: <адрес>, который не относится к территории населенных пунктов <адрес> по перечню, утвержденному в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р).
Таким образом, верными являются выводы судов о том, что доказательств, подтверждающих соответствие заявителя критериям, предусмотренным пунктом 1.4 Порядка предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Волгоградской области на постоянное место жительства, социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области от 24 ноября 2022 г. № 699-п, не представлено.
Также вопреки позиции истцов, судами верно установлено, что обращение ФИО2 рассмотрено ответчиком в соответствии с подпунктом 2 пункта 1.4. Порядка предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Волгоградской области на постоянное место жительства, социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области от 24 ноября 2022 г. № 699-п, в редакции, действующей на момент обращения с заявлением о предоставлении государственной услуги, с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Волгоградской области от 29 ноября 2023 г. № 790-п, предусматривающих обязательное требование о наличии регистрации заявителя по месту жительства в населенном пункте Херсонской области, в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 3099-р.
При этом доводы заявителей о том, что его позиция не была надлежащим образом рассмотрена судами первой и апелляционной инстанции не соответствуют действительности, так как в текстах оспариваемых постановлений приведены основные доводы истцов, им дана надлежащая оценка, выводы судов согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующими спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Одним из юридически значимых обстоятельств по данному делу являлось выяснение вопроса об обоснованности действий государственного органа. Выводы по этим юридически значимым обстоятельствам сделаны.
Вопреки иным доводам кассационной жалобы судами в соответствии с требованиями статей 12, 55, 56, 59, 60, 61, 67, 85, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, распределено бремя доказывания, дана надлежащая оценка всем представленным по делу доказательствам в их совокупности.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу обжалуемых судебных постановлениях.
Несогласие заявителей с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 мая 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий СудьиМотивированное определение составлено 11 октября 2024 г. |