Решение по делу № 2-75/2023 от 09.01.2023

УИД 74RS0039-01-2023-000002-71

Дело № 2- 75/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Троицк Челябинская область 30 января 2023года

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., при секретаре Курдюковой И.А., с участием помощника прокурора Троицкого района Кожемякиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Троицкого района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Ключевское сельское поселение» о возложении обязанностей по исполнению законодательства о концессионных соглашениях в отношении объектов теплоснабжения,

установил:

    Прокурор Троицкого района Челябинской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Муниципального образования «Ключевское сельское поселение» о возложении обязанности в течение года с момента вступления решения суда в законную силу провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения, а после проведения открытого конкурса заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения:

-теплотрасса 2,2 км, 1984 года ввода в эксплуатацию;

-котельная , 2009 года ввода в эксплуатацию;

-котельная , 2009 года ввода в эксплуатацию

-тепловые сети, 2,9 км, 2008 года ввода в эксплуатацию.

    

В обоснование заявленного требования прокурор указал, что в ходе проведения проверки установлено, что до настоящего времени объекты теплоснабжения на территории Ключевского сельского поселения по концессионному соглашению не переданы, само соглашение не заключено, конкурс па право заключения данного соглашения не проведен, что может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительный период, к нарушению прав потребителей тепла, добросовестно оплачивающих потребленные коммунальные услуги, к нарушению права на благоприятную среду жизнедеятельности, а также может повлечь возникновение угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, дезорганизации работы медицинских учреждений, учреждений социального обеспечения и других потребителей, что является недопустимым.

В судебном заседании прокурор поддержал иск по мотивам, указанным в нем.

Представитель ответчика – глава администрации сельского поселения Хе В.Г., участвуя в судебном заседании, исковые требования прокурора не признал, пояснил, что данные объекты находятся в собственности поселения. Но в связи с изменением в закон о местном самоуправлении и в закон о теплоснабжении полномочия по теплоснабжению относятся к полномочиям Троицкого муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, поэтому сельское поселение не вправе распоряжаться этим имуществом и принимать меры к передаче его в концессионном порядке. Теплоснабжение в <адрес> осуществляется ООО «Новые коммунальные системы-Троицк», кому переданы объекты теплоснабжения по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Данный договор был заключен до введения в действие закона № 115-ФЗ от 21.07.2005г. «О концессионных соглашениях». Кроме того, 18.08.2022г. между администрациями Троицкого муниципального района и Ключевского сельского поселения заключалось соглашение о передаче части полномочий по организации теплоснабжения, целью которого были ремонт и приобретение оборудования для газовой котельной в <адрес>. Считает, что возложение обязанности на сельское поселение по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и заключения концессионного соглашения будет противоречить действующему законодательству.

Представители третьих лиц Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, ООО «Новые коммунальные системы-Троицк» в судебном заседании не участвовали, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, не сообщили суду о причинах неявки в судебное заседание, возражений против исковых требований в суд не направили.

Изучив материалы дела, и выслушав прокурора, представителя ответчика, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.05.2013 г. целями Закона «О концессионных соглашениях» передача имущества по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

    Статьей 2 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 10З-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

Из содержания части 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет, либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно- технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию указанных выше объектов централизованных систем теплоснабжения, передача прав владения и (или) пользования данным объектом могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.

    Передача муниципального имущества – объектов теплоснабжения без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствуют развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

    В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В нарушение действующего законодательства о концессионных соглашениях администрацией МО «Ключевское сельское поселение» конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, не объявлен, конкурсная документация не утверждена.

    Судом установлено, что на территории МО «Ключевское сельское поселение» расположены объекты теплоснабжения, используемые для организации теплоснабжения в поселении: теплотрасса 2,2 км, 1984 года ввода в эксплуатацию; котельная , 2009 года ввода в эксплуатацию; котельная , 2009 года ввода в эксплуатацию; тепловые сети, 2,9 км, 2008 года ввода в эксплуатацию.

На основании закона Челябинской области 23.08.2007 № 166-З0 «О разграничении имущества между Троицким муниципальным районом и Ключевским сельским поселением» указанные объекты находятся в собственности администрации Ключевского сельского поселения.

    

Вышеуказанные объекты ЖКХ переданы по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. в ООО «Новые коммунальные системы-Троицк» (л.д. 21). Договор аренды заключен с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., исходя из пояснений ответчика пролонгирован, имущество находится в пользовании у арендатора. При этом срок аренды составляет 11-ть месяцев, следовательно при его пролонгации о продляется именно на 11-ть месяцев неоднократно с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время срок его действия определяется с ДД.ММ.ГГГГ по 02.03.2023 года.

Исходя из чего, и цели передаваемых в безвозмездное пользование объектов коммунальной инфраструктуры - для организации теплоснабжения на территории Ключевского сельского поселения, суд считает установленным, что собственником указанных объектов является местное самоуправление – администрация МО «Ключевское сельское поселение, в пределах территории которого расположены спорные объекты теплоснабжения.

Так же установлено, что до настоящего времени объекты теплоснабжения по концессионному соглашению не переданы, само концессионное соглашение не заключено, конкурс на право заключения концессионного заключения не проведен. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком в ответе на представление, внесенное прокурором Троицкого района (л.д. 19).

Неисполнение указанных требований закона, является основанием для удовлетворения требований прокурора и возложения на ответчика соответствующей обязанности.

Доводы не согласия с иском в связи с тем, что ответчик полагает, что данная обязанность должна быть возложена на органы местного самоуправления муниципального района, поскольку они связаны с полномочиями по теплоснабжению, суд не принимает.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на иных территориях. В ст. 131 Конституции РФ определены субъекты местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ). Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ интересы публичных образований в сфере гражданского права могут выражать не только их органы, наделенные соответствующими полномочиями, но и иные лица, в частности государственные органы, органы местного самоуправления, а также граждане и юридические лица.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разграничивает полномочия органов местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов, в который входит сельское поселение.

Так действительно в силу п.4.2, 4.3 ч.1 ст.17 этого закона полномочия по коммунальному хозяйству: теплоснабжении и водоснабжении внутри сельских поселений относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Аналогичные полномочия соответственно установлены в Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Но так же п.3 ч.1 и ч.3 ст.14 закона о местном самоуправлении к полномочиям сельских поселений относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Оценивая нормы закона о концессионных соглашениях, указанных выше, согласно которых стороной концессионного соглашения является концедент, как собственник или законный владелец имущества- предмета соглашения ( ст.3 п.1 ч.1 ст.5), а цель самого концессионного соглашения направлена на инвестиции, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, суд приходит к выводу, что обязанность, возникающая из норм этого закона связанна именно с надлежащим распоряжением имуществом. При этом для разрешения спора не имеет значения не исполнение полномочий иного лица (не собственника) по законам о жилищно-коммунальным услугам.

Так же не состоятелен довод ответчика о том, что проведение конкурса является необязательной процедурой, поскольку имущество по концессионному соглашению может быть передано лицу, у которого оно находится в фактическом пользовании.

Действительно таковая процедура предусмотрена ч.1 ст. 51 ФЗ -115, а именно концессионное соглашение, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, возникли на основании одного или нескольких договоров аренды, при соблюдении одновременно следующих условий: объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором или договорами аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору или таким договорам, входит в состав системы централизованного теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) предназначено для использования по общему назначению с объектами теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и для обеспечения единого технологического процесса и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения и иным передаваемым концедентом концессионеру по концессионному соглашению имуществом; все договоры аренды, в соответствии с которыми у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключены в установленном порядке; все договоры аренды, в соответствии с которыми у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключены до 1 января 2022 года; отсутствует подтвержденная вступившим в законную силу решением (решениями) суда и (или) признанная обеими сторонами договора аренды задолженность по арендной плате за имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения концессионного соглашения.

Однако и во исполнение указанной нормы спорное имущество не передано ООО «Новые коммунальные системы – Троицк», доказательств соблюдения указанных выше условий не предоставлено, обстоятельства того, что ООО «Новые коммунальные системы –Троицк», выражает желание принять имущество по условиям концессионного соглашения не подтверждены.

При этом договор аренды является срочным, для передачи имущества по соглашению через конкурс собственник имущества имеет возможность к прекращению срочных арендных обязательств, т.е. не связан с ООО «Новые коммунальные системы- Троицк» обязательствами, которые не могут быть прекращены для исполнения обязанности предусмотренной законом о концессионных соглашениях.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

Суд устанавливает срок для исполнения ответчиком обязанностей в сфере законодательства о концессионных соглашениях в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Исходя из пояснений представителя ответчика бюджет поселения на 2023 года сформирован, на указанные цели средства не запланированы, так же суд учитывает большой объем имущества, которое подлежит передаче.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты от уплаты судебных расходов.

Администрация МО «Ключевсое сельское поселение», как орган местного самоуправления в силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, несмотря на его процессуальное положение.

Суд согласно ст. 196 ГПК РФ разрешает дело в пределах заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ.

р е ш и л :

    Возложить обязанность на Администрацию Муниципального образования «Ключевское сельское поселение» Троицкого района Челябинской области (ИНН 7418014570) в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальным имуществом Муниципального образования «Ключевское сельское поселение» Троицкого района Челябинской области, и находящихся на территории сельского поселения:

-теплотрасса 2,2 км, 1984 года ввода в эксплуатацию;

-котельная , 2009 года ввода в эксплуатацию;

-котельная , 2009 года ввода в эксплуатацию

-тепловые сети, 2,9 км, 2008 года ввода в эксплуатацию.

Возложить обязанность на Администрацию Муниципального образования «Ключевское сельское поселение» Троицкого района Челябинской области (ИНН 7418014570) по окончанию проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом Муниципального образования «Ключевское сельское поселение» Троицкого района Челябинской области по итогам состоявшегося конкурса заключить концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом:

-теплотрасса 2,2 км, 1984 года ввода в эксплуатацию;

-котельная , 2009 года ввода в эксплуатацию;

-котельная , 2009 года ввода в эксплуатацию

-тепловые сети, 2,9 км, 2008 года ввода в эксплуатацию.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме через Троицкий районный суд Челябинской области.

Судья: Е.В. Черетских

2-75/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Троицкого района Челябинской области
Ответчики
Администрация муниципального образования "Ключевское сельское поселение" Челябинской области
Другие
ООО "Новые коммунальные системы-Троицк"
Администрация Троицкого муниципального района Челябинской области
Суд
Троицкий районный суд Челябинской области
Судья
Черетских Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
troickr.chel.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2023Передача материалов судье
10.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2023Судебное заседание
30.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее