Мотивированное решение изготовлено 14.08.2021 г. Дело № 2а-4161/2021
66RS0007-01-2021-004788-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 06 августа 2021 года
Чкаловский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Усачёва А.В.,
при секретаре судебного заседания Савиной А.А.,
с участием помощника прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга Киневой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной
установил:
Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения требований, обратился в Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга с административным иском о признании информации размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной.
В обоснование заявленных требований указано, что Прокуратурой Чкаловского района г. Екатеринбурга проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних.
В ходе проверки исполнения законодательства об информации,
информационных технологиях, защите информации, об образовании осуществлен свободный выход в сеть «Интернет» к интернет-сайтам: http://area-diplomov.com, https://diplomm-v-ekb.com/, https://diplomm-v-yaroslavle.com, размещена информация, с предложением приобрети дипломы о высшем образовании, дипломы о среднем специальном образовании, дипломы о начальном профессиональном образовании и другие документы без прохождения обучения и итоговой аттестации в образовательных учреждениях. А также информация о том, какие дипломы, аттестаты и за какую цену можно приобрести.
Проверкой установлено, что доступ к информации, размещенной на указанных интернет-сайтах, свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержащейся информацией и скопировать материалы в электронном варианте и получить услугу может любой интернет - пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
По используемому для размещения запрещенной информации адресу в сети Интернет решение уполномоченных федеральных органов о внесении данных адресов сайтов в Единый реестр доменных имен отсутствует.
Анализ содержания положений п. 6 ст. 10 и п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае - информация пропагандирующая приобретение и использование поддельных документов), являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Кинева Е.А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, поступил письменный отзыв.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В силу п.п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости и материалов, содержащих нецензурную брань.
Согласно п. 1, п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещено распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Нормы действующего Уголовного кодекса РФ (ч. 3 ст. 327 УК РФ) предусматривают уголовную ответственность за совершение преступления, выразившегося в использовании заведомо подложного документа.
Судом установлено, что Прокуратурой Чкаловского района г. Екатеринбурга проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних.
В ходе проверки исполнения законодательства об информации,
информационных технологиях, защите информации, об образовании осуществлен свободный выход в сеть «Интернет» к интернет-сайтам: http://area-diplomov.com, https://diplomm-v-ekb.com/, https://diplomm-v-yaroslavle.com, на которых размещена информация, с предложением приобрети дипломы о высшем образовании, дипломы о среднем специальном образовании, дипломы о начальном профессиональном образовании и другие документы без прохождения обучения и итоговой аттестации в образовательных учреждениях. А также информация о том, какие дипломы, аттестаты и за какую цену можно приобрести.
Проверкой установлено, что доступ к информации, размещенной на указанных интернет-сайтах, свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержащейся информацией и скопировать материалы в электронном варианте и получить услугу может любой интернет - пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
По используемому для размещения запрещенной информации адресу в сети Интернет решение уполномоченных федеральных органов о внесении данных адресов сайтов в Единый реестр доменных имен отсутствует.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которой законодателем предусмотрена уголовная ответственность за совершение преступления, выразившегося в использовании заведомо подложного документа.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая, что информация носит противоправный характер, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, наличие доступа у пользователей сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Порядок ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ. Так, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из скриншотов страниц сайтов http://area-diplomov.com, https://diplomm-v-ekb.com/, https://diplomm-v-yaroslavle.com, следует, что доступ до настоящего времени не ограничен, в связи с чем, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ http://area-diplomov.com, https://diplomm-v-ekb.com/, https://diplomm-v-yaroslavle.com, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░/░ ░░░░░░ ░.░.