...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Королёвой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
02 ноября 2020 года гражданское дело по иску Писарева ... к Министерству здравоохранения Республике Коми, ГУ «Коми республиканский онкологический диспансер»о возмещении расходов на лечение, взыскании судебных расходов,
установил:
Писарев П.П. обратился в суд к Минздраву РК с иском возмещении расходов на лечение в размере 173335 рублей 48 копеек, взыскании судебных расходов в виде расходов на оплату госпошлины в размере 4667 рублей и расходов на оплату услуг представителей в сумме 20000 рублей. Требования мотивировал тем, что, будучи ... в связи с имеющимся заболеванием ** ** ** был госпитализирован в ..., ** ** ** .... По рекомендации врача-хирурга ... для дальнейшего лечения обратился в ФГБУ «... Минздрава России, где проведено обследование и назначено лечение по схеме ... на общую сумму ...; кроме того на обследование и лечение им затрачены денежные средства в сумме ... соответственно. При обращении к ответчику с заявлением о компенсации понесенных на лечение расходов, в возмещении денежных средств было отказано, что и послужило основанием для предъявления в суд настоящего иска.
Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ «Коми республиканский онкологический диспансер», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГБУЗ РК «..., ФГБУ «...» Минздрава России.
В настоящем судебном заседании истец не присутствует, направив для участия в деле своего представителя.
Представители истца на удовлетворении заявленных требований настаивает по доводам, изложенным в заявлении и дополнительных возражениях на представленные ответчиками отзывы.
Представители ответчиков иск не признают по основаниям, приведенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица, ФГБУ «...» Минздрава России в суде не присутствует; согласно представленного отзыва разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица, ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника № 3» в суде не присутствует, о времени и месте извещена надлежаще, об уважительности причин неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляла.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев подлинную медицинскую карту амбулаторного больного Писарева П.П., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов; возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи и т.д.
Из представленной суду медицинской документации следует, что ** ** ** Писарев П.П. госпитализирован в ... с клиникой ...
** ** ** Писарев П.П. в лице своего представителя ... действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратился в ФГБУ «...» Минздрава России за получением заочной консультации к врачу – .... На основании представленной на консультацию документации, пациенту установлен диагноз ...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
В этой связи, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Основания права требования и соответственно обязанности возмещения вреда, возникают согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 ГК РФ, вследствие причинения вреда другому лицу, который подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Возмещение вреда в полном объеме, в свою очередь, согласно ст. 12 ГК РФ, предполагает возмещение убытков, понесенных собственником, как способа защиты гражданского права.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
Таким образом, к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора об объеме подлежащих возмещению потерпевшему расходов на его лечение и иных понесенных им дополнительных расходов, обязанность доказать которые законом возложена на истца, относятся: наличие расходов на лечение и иных дополнительных расходов, связанных с восстановлением здоровья, отсутствие права на бесплатное получение этих видов медицинской помощи либо невозможность их получения качественно и в срок, а также наличие причинно-следственной связи между понесенными потерпевшим расходами и вредом, причиненным его здоровью.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Писаревым П.П. указано, ...
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
В соответствии с частью 1 статьи 79 вышеуказанного ФЗ, медицинская организация обязана, в том числе организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
В силу статьи 98 Федерального закона № 323-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 70 Федерального закона № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.12.2014 № 796н утверждён Порядок направления пациентов в медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти (далее - федеральная медицинская организация), для оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 2 и 4 Порядка направление пациентов в федеральные медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи осуществляется лечащим врачом медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи или специализированной медицинской помощи (далее - лечащий врач).
Лечащий врач при направлении пациента в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи определяет наличие одного или нескольких медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи, предусмотренных Порядком.
В силу положения пунктов 9 и 12 Порядка основанием для госпитализации пациента в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи является решение врачебной комиссии федеральной медицинской организации, в котором указывается наличие медицинских показаний для госпитализации пациента в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи с указанием диагноза, кода диагноза по МКБ-10, планируемой даты госпитализации пациента.
Таким образом, направление пациента, согласование даты госпитализации относится к компетенции медицинских организаций. В случае оказания пациентам специализированной медицинской помощи, Министерство осуществляет только оформление проездных документов к месту лечения в федеральные медицинские учреждения и обратно при наличии у пациента группы инвалидности.
...
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Согласно пункту 2 названных правил платные медицинские услуги - это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования; потребитель - это физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно представленных суду доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, уже ** ** **, ...
Несмотря на получение вышеуказанных разъяснений, ** ** ** истец, в лице законного представителя ... обратился в адрес ....
На основании указанного заявления, ** ** ** был заключен договор ... на оказание платных медицинских услуг, стоимостью ....
Впоследующем, аналогичные заявления подавались истцом ** ** ** ...
В этой связи, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела; принимая во внимание, что, еще до начала лечения, истец был надлежащим образом проинформирован о его праве на получение соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий; ознакомившись с альтернативой бесплатного получения медицинских услуг, выразил желание получить именно платную медицинскую помощь; оснований для взыскания с ответчиков в пользу Писарева П.П. расходов на обследование и лечение, суд не находит.
Одновременно судом учитывается, что в соответствии с ч. 2 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ, при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Согласно раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утв. постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 № 1506, источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы,
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Министерство здравоохранения РК действует на основании Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283.
Министерство, являясь органом исполнительной власти Республики Коми, исполняет функции организатора по оказанию населению Республики Коми медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству, и занимается обеспечением граждан лекарственными препаратами при амбулаторном лечении; в то время как химиотерапия проводилась истцу стационарно.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Писарева ... к Министерству здравоохранения Республике Коми, ГУ «Коми республиканский онкологический диспансер»о возмещении расходов на лечение, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
...