Решение по делу № 2-1557/2022 от 11.04.2022

Дело №2-1557/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2022 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Афанасьевой Ж.В.,

при секретаре Алексеевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муньянова Г.Д., Муньяновой К.У. к обществу с ограниченной ответственностью «Экосервис» о расторжении договора управления коттеджным поселком,

УСТАНОВИЛ:

истцы Муньянов Г.Д., Муньянова К.У. обратились в суд с указанным иском, в обоснование указав, что являются собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между истцами и ООО «Экосервис» заключен договор управления коттеджным поселком , согласно которому собственник передает, а управляющая организация принимает на себя полномочия по управлению коттеджным поселком и обслуживанию территорий общего пользования на территории поселка.

С момента заключения договора и до настоящего времени ответчик фактически не исполняет свои обязательства. В СМИ ООО «Экосервис» разместило объявление о том, что с 01.01.2020 года отказывается от уборки снега на территории поселка, однако продолжало начислять плату за данную услугу.

В приложении № 3 к договору правления коттеджным поселком от ДД.ММ.ГГГГ указан перечень выполняемых работ: вывоз природного, строительного мусора с территории жилых пусковых комплексов; заключение договора на дератизацию; заключение договоров на отлов безнадзорных животных со специализированными предприятиями; уборка сухих и аварийных деревьев; уборка территории поселка от мусора. В зимний период: обработка проезжей части дороги противогололедными материалами, механизированное подметание проезжей части; очистка тротуаров тротуароуборочной машиной. В летний период: сгребание и вывоз опавшей листвы на газонах вдоль улиц; уборка газонов, уборка и транспортировка мусора в установленное место, покос газонов.

Фактически вывоз мусора оказывает ООО «Природа», платежи оплачиваются отдельно. Чистка и уборка дорог общего пользования от снега не является ее собственностью и производится за счет бюджета Ивановского сельсовета. Чистка снега придомовой территории и земли, находящейся в ее собственности, производится истцом самостоятельно. Содержание и ремонт ее жилого дома производится за собственные средства и собственными силами. Ответчиками не оказывались услуги по подметанию дорог, очистке тротуаров, покосу газона.

Истцами 22.09.2020 года подано заявление о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ, однако ответчиком было отказано ввиду невозможности одностороннего отказа от договора управления.

Просит суд расторгнуть договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Экосервис» и Муньяновым Г.Д., Муньяновой К.У. с 22.09.2020 года.

Истец Муньянов Г.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, пояснил, что обязанности по охране и патрулированию ответчик не выполняет, шлагбаум отсутствует, уборку за пределами дома истец производит самостоятельно, в связи с чем отказался от услуг ответчика.

Представитель истца Муньянова Г.Д. – Муньянов М.Г., действующий по устному ходатайству, в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме исковые требования, указал, что у истца перед ответчиком задолженности не имеется.

Истец Муньянова К.У. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела по существу в ее отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Экосервис» в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбурсгкого района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленную совокупность доказательств, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Согласно ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В силу п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Таким образом, из смысла указанных выше норм следует, что отказ заказчика от исполнения договора возможен в любое время: как до начала исполнения услуги, так и в процессе ее оказания. При этом, право сторон (как исполнителя, так и заказчика) на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг императивно установлено статьей 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и не может быть ограничено соглашением сторон.

Правовая конструкция управления коттеджным поселком предназначена, прежде всего, для обеспечения жилищных прав собственников жилых домов, а не расширения сферы оказания предпринимательских услуг, и именно жилищные права граждан подлежат защите в преимущественном порядке.

Указанное не противоречит положениям статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации допускающей изменение и расторжение договора только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, иными законами или договором.

Судом установлено, что МуньяновГ.Д., МуньяноваК.У. являются собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.

Собственниками расположенных объектов недвижимости жилого комплекса на территории <адрес> выбрано и передано управление поселком ООО «Экосервис».

ДД.ММ.ГГГГ между МуньяновымГ.Д., МуньяновойК.У. и ООО«Экосервис» заключен договор управления коттеджным поселком .

В соответствии с пунктом 8.1 договора, договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение пяти лет.

В силу пункта 8.4 договора, при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

В приложении №3 к договору управления коттеджным поселком от ДД.ММ.ГГГГ указан перечень выполняемых работ: вывоз природного, строительного мусора с территории жилых пусковых комплексов; заключение договора на дератизацию; заключение договоров на отлов безнадзорных животных со специализированными предприятиями; уборка сухих и аварийных деревьев; уборка территории поселка от мусора. В зимней период: обработка проезжей части дороги противогололедными материалами; механизированное подметание проезжей части; очистка тротуаров тротуароуборочной машиной; ручная зачистка после проведения механизированной уборки от снега на улицах и проезда; ручная уборка объектов, территорию которых невозможно убирать механизированным способом (из-за недостаточной ширины либо сложной конфигурации. В летний период: подметание дорожных покрытий, улиц и проездов; мойка дорожных покрытий, улиц и проездов; полив газона; в период листопада сгребание и вывоз опавшей листвы на газонах вдоль улиц; уборка газонов (уборка и транспортировка мусора в установленное место); покос газона.

29.11.2021 года мировым судьей судебного участка №2 Оренбургского района Оренбургской области выдан судебный приказ о взыскании в пользу Муньянова Г.Д., Муньяновой К.У. с ООО «Экосервис» задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, который определением мирового судьи судебного участка № 1 Оренбургского района Оренбургской области 21.03.2022 года был отменен на основании поступивших возражений ООО «Экосервис» относительно его исполнения.

22.09.2020 года истцом Муньяновым Г.Д. направлено в адрес ответчика уведомление о расторжении договора.

02.10.2020 года ООО «Экосервис» направило МуньяновуГ.Д. ответ, в котором указало на невозможность одностороннего отказа от договора управления.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2021 года №55-П, обеспечение реализации гражданами, проживающими в индивидуальных жилых домах, конституционного права на жилище - условия для осуществления которого обязаны создавать органы государственной власти и местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) - предполагает, помимо прочего, создание и надлежащую эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенной для обслуживания как самих домов, так и выделенных под их строительство земельных участков.

Создание комфортной среды для проживания в жилых домах, расположенных в населенных пунктах, исторически относилось и сегодня относится к компетенции органов местного самоуправления, которые, руководствуясь в первую очередь Конституцией Российской Федерации (статья 130, часть 1; статья 132, часть 1) и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", осуществляют правомочия собственника в отношении имущества соответствующего муниципального образования. Это имущество в виде, в частности, конкретных объектов коммунальной инфраструктуры используется прежде всего для решения вопросов местного значения и удовлетворения общих потребностей населения и содержится главным образом за счет местного бюджета, одним из источников формирования доходной части которого выступают местные налоги и сборы, уплачиваемые в том числе гражданами, проживающими на соответствующей территории (пункт 1 части 1 статьи 50, часть 1 статьи 51, статья 55 того же Федерального закона, статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации).

Действующее законодательство, не устанавливая правового статуса комплексов индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой, не регламентирует состав и правовой режим имущества общего пользования в этих комплексах, а равно не регулирует отношения по управлению этим имуществом и его содержанию. Обычно к такого рода имуществу на практике относятся земельные участки общего пользования конкретного жилищно-земельного комплекса, а также возводимые (приобретаемые) для обслуживания домов, участков и всего комплекса объекты инфраструктуры.

Имущество общего пользования в комплексах индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой обладает - в сравнении с общим имуществом в многоквартирном доме - принципиально иными характеристиками, важнейшей из которых является пространственная обособленность объектов общего пользования от жилых домов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 года N 23-П). Данная особенность - наряду с отсутствием основанного на указании закона права общей долевой собственности на эти объекты у собственников участков и домов в такого рода комплексах - предопределила отсутствие в законодательстве универсальной модели правового регулирования, которая полностью опиралась бы на правовой режим общего имущества в многоквартирном доме и распространяла свое действие на отношения, связанные с имуществом общего пользования в жилищно-земельных комплексах.

В соответствии со статьей 181.1 ГК Российской Федерации правила его главы 9.1 о решениях собраний применяются к различным решениям гражданско-правового сообщества постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное; решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Такое специальное регулирование содержится, в частности, в Жилищном кодексе Российской Федерации в отношении решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Глава 6 данного Кодекса, признавая это собрание в качестве органа управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 44), в числе прочего вводит правило об обязательности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в установленном данным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции этого собрания, для всех собственников помещений в доме, в том числе для тех, кто не участвовал в голосовании (часть 5 статьи 46). Кроме того, Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает обязательность решений, принятых общим собранием членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, не только для органов и членов товарищества, но и - в случаях, названных в данном Федеральном законе, - для тех собственников и правообладателей садовых или огородных земельных участков, которые не являются членами товарищества (часть 27 статьи 17).

Под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений (пункт 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Одним из обязательных условий признания решения собрания тех или иных лиц основанием возникновения, изменения либо прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия, обязательные для всех управомоченных на участие в собрании лиц, а также для иных лиц (пункт 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года).

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, действующее законодательство не содержит подобного рода указания применительно к решениям общего собрания собственников земельных участков и жилых домов в жилищно-земельном комплексе. В силу этого отсутствуют и прямые правовые основания для отнесения данного общего собрания к тем гражданско-правовым сообществам, решения которых могут порождать гражданско-правовые последствия, обязательные не только для всех лиц, участвовавших в собрании и голосовавших за принятие решения, но и для иных лиц, включая не принимавших участия в собрании.

В отсутствие гарантий периодичности проведения общего собрания собственников недвижимости в жилищно-земельном комплексе граждане, приобретшие земельные участки в нем после принятого указанным образом решения, ограничены в возможности выразить свою волю по вопросам платы за управление имуществом общего пользования и его содержание.

В отсутствие прямо предусмотренной законом обязанности собственников земельных участков и жилых домов в жилищно-земельном комплексе нести расходы, связанные с содержанием имущества общего пользования, принадлежащего на праве собственности иному лицу, наиболее эффективным (в том числе в сравнении с нормами о неосновательном обогащении, применение которых опосредуется судебным решением с соответствующим распределением бремени доказывания) основанием для возложения на собственников участков и домов указанной обязанности может выступать договор, заключенный ими с управляющей организацией или с иным лицом, оказывающим услуги по управлению имуществом общего пользования и по его содержанию. Такой договор может определять в том числе размер платы за оказание соответствующих услуг и порядок ее изменения.

При этом в силу статей 17 (часть 3) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также принципа добросовестности участников гражданских правоотношений (пункты 3 и 4 статьи 1 ГК Российской Федерации) ни при заключении, ни при изменении данного договора управляющая организация или иное лицо, оказывающее услуги по управлению имуществом общего пользования в жилищно-земельном комплексе и по его содержанию, не вправе действовать произвольно, навязывая другой стороне договора заведомо невыгодные для нее условия.

Означенный подход, безусловно, призван обеспечивать интересы жителей комплексов индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой путем предоставления им реального права участвовать в определении расходов, связанных с имуществом общего пользования. Но вместе с тем он не исключает необоснованного уклонения этих лиц от заключения подобных договоров и, как следствие, от несения указанных расходов, что - при наличии у них возможности пользоваться таким имуществом и извлекать полезный эффект из оказываемых управляющей организацией услуг - нарушает, вопреки статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и вытекающему из ее предписаний принципу справедливости, интересы не только собственников имущества общего пользования и управляющей организации, но и тех собственников участков и домов в жилищно-земельном комплексе, которые заключили договоры на оказание соответствующих услуг и несут предусмотренные этими договорами расходы.

С этой точки зрения применение судами к отношениям по управлению имуществом общего пользования в жилищно-земельном комплексе и его содержанию норм, регулирующих сходные отношения (аналогия закона), если это не противоречит их существу, представляет собой реализацию предусмотренных законом дискреционных полномочий суда. Однако такое правоприменение в любом случае не должно приводить к нарушению конституционных прав и свобод, а также баланса интересов субъектов соответствующих отношений.

В обоснование заявленных требований истцы также указывают, что в предмет договора включено много тех услуг, которые должны выполняться муниципальным образованием в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако за них истцами производится оплата.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.

Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством вопросы местного значения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, которые осуществляют их за счет средств местных бюджетов.

При этом органным местного самоуправления исполняют свои полномочия в пределах компетенции на территории соответствующих городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения.

Материалы дела не содержат сведения, указывающие на то, что поселению с названием «Экодолье» в порядке, предусмотренном ч. 1.1 ст. 10 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ, присвоен самостоятельный статус городского, сельского поселения или муниципального района.

На основании изложенного, проанализировав условия договора, заключенного между истцами и ответчиком, исходя из права заказчика отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время пи условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, суд приходит к выводу, что исковые требования МуньяновГ.Д., Муньяновой К.У. о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ с 22.09.2020 года, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Муньянова Г.Д., Муньяновой К.У. к обществу с ограниченной ответственностью «Экосервис» - удовлетворить.

Расторгнуть договор управления коттеджным поселком от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Муньяновым Г.Д., Муньяновой К.У. и обществом с ограниченной ответственностью «Экосервис», с 22 сентября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 17.06.2022 года.

Судья: Афанасьева Ж.В.

Дело №2-1557/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2022 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Афанасьевой Ж.В.,

при секретаре Алексеевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муньянова Г.Д., Муньяновой К.У. к обществу с ограниченной ответственностью «Экосервис» о расторжении договора управления коттеджным поселком,

УСТАНОВИЛ:

истцы Муньянов Г.Д., Муньянова К.У. обратились в суд с указанным иском, в обоснование указав, что являются собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между истцами и ООО «Экосервис» заключен договор управления коттеджным поселком , согласно которому собственник передает, а управляющая организация принимает на себя полномочия по управлению коттеджным поселком и обслуживанию территорий общего пользования на территории поселка.

С момента заключения договора и до настоящего времени ответчик фактически не исполняет свои обязательства. В СМИ ООО «Экосервис» разместило объявление о том, что с 01.01.2020 года отказывается от уборки снега на территории поселка, однако продолжало начислять плату за данную услугу.

В приложении № 3 к договору правления коттеджным поселком от ДД.ММ.ГГГГ указан перечень выполняемых работ: вывоз природного, строительного мусора с территории жилых пусковых комплексов; заключение договора на дератизацию; заключение договоров на отлов безнадзорных животных со специализированными предприятиями; уборка сухих и аварийных деревьев; уборка территории поселка от мусора. В зимний период: обработка проезжей части дороги противогололедными материалами, механизированное подметание проезжей части; очистка тротуаров тротуароуборочной машиной. В летний период: сгребание и вывоз опавшей листвы на газонах вдоль улиц; уборка газонов, уборка и транспортировка мусора в установленное место, покос газонов.

Фактически вывоз мусора оказывает ООО «Природа», платежи оплачиваются отдельно. Чистка и уборка дорог общего пользования от снега не является ее собственностью и производится за счет бюджета Ивановского сельсовета. Чистка снега придомовой территории и земли, находящейся в ее собственности, производится истцом самостоятельно. Содержание и ремонт ее жилого дома производится за собственные средства и собственными силами. Ответчиками не оказывались услуги по подметанию дорог, очистке тротуаров, покосу газона.

Истцами 22.09.2020 года подано заявление о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ, однако ответчиком было отказано ввиду невозможности одностороннего отказа от договора управления.

Просит суд расторгнуть договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Экосервис» и Муньяновым Г.Д., Муньяновой К.У. с 22.09.2020 года.

Истец Муньянов Г.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, пояснил, что обязанности по охране и патрулированию ответчик не выполняет, шлагбаум отсутствует, уборку за пределами дома истец производит самостоятельно, в связи с чем отказался от услуг ответчика.

Представитель истца Муньянова Г.Д. – Муньянов М.Г., действующий по устному ходатайству, в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме исковые требования, указал, что у истца перед ответчиком задолженности не имеется.

Истец Муньянова К.У. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела по существу в ее отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Экосервис» в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбурсгкого района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленную совокупность доказательств, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Согласно ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В силу п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Таким образом, из смысла указанных выше норм следует, что отказ заказчика от исполнения договора возможен в любое время: как до начала исполнения услуги, так и в процессе ее оказания. При этом, право сторон (как исполнителя, так и заказчика) на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг императивно установлено статьей 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и не может быть ограничено соглашением сторон.

Правовая конструкция управления коттеджным поселком предназначена, прежде всего, для обеспечения жилищных прав собственников жилых домов, а не расширения сферы оказания предпринимательских услуг, и именно жилищные права граждан подлежат защите в преимущественном порядке.

Указанное не противоречит положениям статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации допускающей изменение и расторжение договора только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, иными законами или договором.

Судом установлено, что МуньяновГ.Д., МуньяноваК.У. являются собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.

Собственниками расположенных объектов недвижимости жилого комплекса на территории <адрес> выбрано и передано управление поселком ООО «Экосервис».

ДД.ММ.ГГГГ между МуньяновымГ.Д., МуньяновойК.У. и ООО«Экосервис» заключен договор управления коттеджным поселком .

В соответствии с пунктом 8.1 договора, договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение пяти лет.

В силу пункта 8.4 договора, при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

В приложении №3 к договору управления коттеджным поселком от ДД.ММ.ГГГГ указан перечень выполняемых работ: вывоз природного, строительного мусора с территории жилых пусковых комплексов; заключение договора на дератизацию; заключение договоров на отлов безнадзорных животных со специализированными предприятиями; уборка сухих и аварийных деревьев; уборка территории поселка от мусора. В зимней период: обработка проезжей части дороги противогололедными материалами; механизированное подметание проезжей части; очистка тротуаров тротуароуборочной машиной; ручная зачистка после проведения механизированной уборки от снега на улицах и проезда; ручная уборка объектов, территорию которых невозможно убирать механизированным способом (из-за недостаточной ширины либо сложной конфигурации. В летний период: подметание дорожных покрытий, улиц и проездов; мойка дорожных покрытий, улиц и проездов; полив газона; в период листопада сгребание и вывоз опавшей листвы на газонах вдоль улиц; уборка газонов (уборка и транспортировка мусора в установленное место); покос газона.

29.11.2021 года мировым судьей судебного участка №2 Оренбургского района Оренбургской области выдан судебный приказ о взыскании в пользу Муньянова Г.Д., Муньяновой К.У. с ООО «Экосервис» задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, который определением мирового судьи судебного участка № 1 Оренбургского района Оренбургской области 21.03.2022 года был отменен на основании поступивших возражений ООО «Экосервис» относительно его исполнения.

22.09.2020 года истцом Муньяновым Г.Д. направлено в адрес ответчика уведомление о расторжении договора.

02.10.2020 года ООО «Экосервис» направило МуньяновуГ.Д. ответ, в котором указало на невозможность одностороннего отказа от договора управления.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2021 года №55-П, обеспечение реализации гражданами, проживающими в индивидуальных жилых домах, конституционного права на жилище - условия для осуществления которого обязаны создавать органы государственной власти и местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) - предполагает, помимо прочего, создание и надлежащую эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенной для обслуживания как самих домов, так и выделенных под их строительство земельных участков.

Создание комфортной среды для проживания в жилых домах, расположенных в населенных пунктах, исторически относилось и сегодня относится к компетенции органов местного самоуправления, которые, руководствуясь в первую очередь Конституцией Российской Федерации (статья 130, часть 1; статья 132, часть 1) и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", осуществляют правомочия собственника в отношении имущества соответствующего муниципального образования. Это имущество в виде, в частности, конкретных объектов коммунальной инфраструктуры используется прежде всего для решения вопросов местного значения и удовлетворения общих потребностей населения и содержится главным образом за счет местного бюджета, одним из источников формирования доходной части которого выступают местные налоги и сборы, уплачиваемые в том числе гражданами, проживающими на соответствующей территории (пункт 1 части 1 статьи 50, часть 1 статьи 51, статья 55 того же Федерального закона, статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации).

Действующее законодательство, не устанавливая правового статуса комплексов индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой, не регламентирует состав и правовой режим имущества общего пользования в этих комплексах, а равно не регулирует отношения по управлению этим имуществом и его содержанию. Обычно к такого рода имуществу на практике относятся земельные участки общего пользования конкретного жилищно-земельного комплекса, а также возводимые (приобретаемые) для обслуживания домов, участков и всего комплекса объекты инфраструктуры.

Имущество общего пользования в комплексах индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой обладает - в сравнении с общим имуществом в многоквартирном доме - принципиально иными характеристиками, важнейшей из которых является пространственная обособленность объектов общего пользования от жилых домов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 года N 23-П). Данная особенность - наряду с отсутствием основанного на указании закона права общей долевой собственности на эти объекты у собственников участков и домов в такого рода комплексах - предопределила отсутствие в законодательстве универсальной модели правового регулирования, которая полностью опиралась бы на правовой режим общего имущества в многоквартирном доме и распространяла свое действие на отношения, связанные с имуществом общего пользования в жилищно-земельных комплексах.

В соответствии со статьей 181.1 ГК Российской Федерации правила его главы 9.1 о решениях собраний применяются к различным решениям гражданско-правового сообщества постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное; решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Такое специальное регулирование содержится, в частности, в Жилищном кодексе Российской Федерации в отношении решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Глава 6 данного Кодекса, признавая это собрание в качестве органа управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 44), в числе прочего вводит правило об обязательности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в установленном данным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции этого собрания, для всех собственников помещений в доме, в том числе для тех, кто не участвовал в голосовании (часть 5 статьи 46). Кроме того, Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает обязательность решений, принятых общим собранием членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, не только для органов и членов товарищества, но и - в случаях, названных в данном Федеральном законе, - для тех собственников и правообладателей садовых или огородных земельных участков, которые не являются членами товарищества (часть 27 статьи 17).

Под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений (пункт 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Одним из обязательных условий признания решения собрания тех или иных лиц основанием возникновения, изменения либо прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия, обязательные для всех управомоченных на участие в собрании лиц, а также для иных лиц (пункт 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года).

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, действующее законодательство не содержит подобного рода указания применительно к решениям общего собрания собственников земельных участков и жилых домов в жилищно-земельном комплексе. В силу этого отсутствуют и прямые правовые основания для отнесения данного общего собрания к тем гражданско-правовым сообществам, решения которых могут порождать гражданско-правовые последствия, обязательные не только для всех лиц, участвовавших в собрании и голосовавших за принятие решения, но и для иных лиц, включая не принимавших участия в собрании.

В отсутствие гарантий периодичности проведения общего собрания собственников недвижимости в жилищно-земельном комплексе граждане, приобретшие земельные участки в нем после принятого указанным образом решения, ограничены в возможности выразить свою волю по вопросам платы за управление имуществом общего пользования и его содержание.

В отсутствие прямо предусмотренной законом обязанности собственников земельных участков и жилых домов в жилищно-земельном комплексе нести расходы, связанные с содержанием имущества общего пользования, принадлежащего на праве собственности иному лицу, наиболее эффективным (в том числе в сравнении с нормами о неосновательном обогащении, применение которых опосредуется судебным решением с соответствующим распределением бремени доказывания) основанием для возложения на собственников участков и домов указанной обязанности может выступать договор, заключенный ими с управляющей организацией или с иным лицом, оказывающим услуги по управлению имуществом общего пользования и по его содержанию. Такой договор может определять в том числе размер платы за оказание соответствующих услуг и порядок ее изменения.

При этом в силу статей 17 (часть 3) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также принципа добросовестности участников гражданских правоотношений (пункты 3 и 4 статьи 1 ГК Российской Федерации) ни при заключении, ни при изменении данного договора управляющая организация или иное лицо, оказывающее услуги по управлению имуществом общего пользования в жилищно-земельном комплексе и по его содержанию, не вправе действовать произвольно, навязывая другой стороне договора заведомо невыгодные для нее условия.

Означенный подход, безусловно, призван обеспечивать интересы жителей комплексов индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой путем предоставления им реального права участвовать в определении расходов, связанных с имуществом общего пользования. Но вместе с тем он не исключает необоснованного уклонения этих лиц от заключения подобных договоров и, как следствие, от несения указанных расходов, что - при наличии у них возможности пользоваться таким имуществом и извлекать полезный эффект из оказываемых управляющей организацией услуг - нарушает, вопреки статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и вытекающему из ее предписаний принципу справедливости, интересы не только собственников имущества общего пользования и управляющей организации, но и тех собственников участков и домов в жилищно-земельном комплексе, которые заключили договоры на оказание соответствующих услуг и несут предусмотренные этими договорами расходы.

С этой точки зрения применение судами к отношениям по управлению имуществом общего пользования в жилищно-земельном комплексе и его содержанию норм, регулирующих сходные отношения (аналогия закона), если это не противоречит их существу, представляет собой реализацию предусмотренных законом дискреционных полномочий суда. Однако такое правоприменение в любом случае не должно приводить к нарушению конституционных прав и свобод, а также баланса интересов субъектов соответствующих отношений.

В обоснование заявленных требований истцы также указывают, что в предмет договора включено много тех услуг, которые должны выполняться муниципальным образованием в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако за них истцами производится оплата.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.

Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством вопросы местного значения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, которые осуществляют их за счет средств местных бюджетов.

При этом органным местного самоуправления исполняют свои полномочия в пределах компетенции на территории соответствующих городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения.

Материалы дела не содержат сведения, указывающие на то, что поселению с названием «Экодолье» в порядке, предусмотренном ч. 1.1 ст. 10 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ, присвоен самостоятельный статус городского, сельского поселения или муниципального района.

На основании изложенного, проанализировав условия договора, заключенного между истцами и ответчиком, исходя из права заказчика отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время пи условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, суд приходит к выводу, что исковые требования МуньяновГ.Д., Муньяновой К.У. о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ с 22.09.2020 года, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Муньянова Г.Д., Муньяновой К.У. к обществу с ограниченной ответственностью «Экосервис» - удовлетворить.

Расторгнуть договор управления коттеджным поселком от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Муньяновым Г.Д., Муньяновой К.У. и обществом с ограниченной ответственностью «Экосервис», с 22 сентября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 17.06.2022 года.

Судья: Афанасьева Ж.В.

2-1557/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Муньянов Гемиран Давлетьярович
Муньянова Кунтай Утебаевна
Ответчики
ООО "ЭКОСЕРВИС"
Другие
администрация МО Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбурсгкой области
Суд
Оренбургский районный суд Оренбургской области
Судья
Афанасьева Ж.В.
Дело на сайте суда
orenburgsky.orb.sudrf.ru
11.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2022Передача материалов судье
18.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2022Судебное заседание
08.06.2022Судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее