Решение по делу № 33-3499/2022 от 27.07.2022

Судья Клименко М.Ю.                               39RS0009-01-2022-000428-78

                                                                                    Дело № 2-426/2022 г.

                                                                                              33-3499/2022 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 августа 2022 г.                                                               г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе

председательствующего    Поникаровской Н.В.

судей     Харитоненко Н.О., Ивановой О.В.

при секретаре    Глодян В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Миковой А.Ф. на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 26 мая 2022 года по гражданскому делу по иску УФСИН России по Калининградской области к Миковой А.Ф. о взыскании затрат на обучение.

    Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения представителя УФСИН России по Калининградской области Васянович И.М., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

       У С Т А Н О В И Л А:

УФСИН России по Калининградской области обратилось в суд с иском к Миковой А.Э. с требованием о возмещении затрат на обучение в размере 113 412,81 рублей, мотивировав это тем, что после окончания учебного заведения, обучение в котором осуществлялось за счет средств федерального бюджета, Микова А.Э. до истечения 5 лет службы в системе ФСИН расторгла контракт по собственной инициативе.

Решением Гвардейского районного суда Калининградской области от 26 мая 2022 года иск УФСИН России по Калининградской области удовлетворен; с Миковой А.Э. в пользу УФСИН России по Калининградской области для последующего зачисления в федеральный бюджет взыскано 113 412,81 рублей.

В апелляционной жалобе Микова А.Э., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое – об отказе в иске, обращая внимание судебной коллегии на то, что контракт, заключенный ею в 2020 году не содержал обязательство о возмещении затрат на обучение, а действие предыдущего контракта, заключенного в 2018 году прекращено.

В этой связи суд необоснованно возложил на нее обязанность по возмещению затрат на обучение.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Микова А.Ф. не явилась, однако о месте и времени рассмотрении дела она извещена надлежащим образом

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия полагает его подлежащим оставлению без изменения.

Материалами дела установлено, что приказом федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Вологодский институт права и экономики федеральной службы исполнения наказаний» -лс от ДД.ММ.ГГГГ Микова А.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ зачислена курсантом ВИПЭ ФСИН России с одновременной постановкой ее на все виды продовольственного, вещевого и денежного довольствия; ей было присвоено специальное звание «рядовой внутренней службы».

ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным казенным образовательным учреждением высшего образования «Вологодский институт права и экономики федеральной службы исполнения наказаний» (далее ВИПЭ ФСИН России) и Миковой А.Ф. заключен контракт о службе в уголовно исполнительной системе.

В соответствии с пунктом 4 Контракта по окончании учебного заведения Микова А.Ф. обязана прибыть в УФСИН России по Калининградской области для назначения на должность в срок, указанный в предписании учебного заведения, и прослужить не менее пят лет со дня назначения на должность.

В соответствии с пунктом 8 Контракта при досрочном расторжении Контракта, Слушатель возмещает затраченные расходы УФСИН России по Калининградской области и учебного заведения ФСИН России в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В ВИПЭ ФСИН России Микова А.Ф. проходила обучение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществлялось за счет средств федерального бюджета.

После окончания образовательного учреждения высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы Микова А.Ф. была откомандирована в распоряжение УФСИН России по Калининградской области, и с ДД.ММ.ГГГГ назначена и проходила службу до ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего психолога психологической службы УФСИН России по Калининградской области.

В соответствии с пунктом 6.10 Контракта, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Миковой А.Ф. и УФСИН России по Калининградской области, сотрудник обязан возместить ФСИН России средства федерального бюджета, затраченные на его обучение (стоимость обучения) в случае увольнения в период прохождения службы в течение 5 лет после завершения обучения по основаниями, предусмотренным в т.ч. п. 2 ч. 2 ст. 84 Федерального закона -З от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ Микова А.Ф. назначена и проходила службу в должности психолога психологической службы УФСИН России по Калининградской области, с ДД.ММ.ГГГГ - в должности старшего психолога психологической службы УФСИН России по Калининградской области.

Приказом -лс от ДД.ММ.ГГГГ Микова А.Ф уволена из уголовно-исполнительной системы ДД.ММ.ГГГГ по пункту 2 части 2 статьи 84 (по инициативе сотрудника).

Принимая по дела решение и удовлетворяя заявленный иск, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела и руководствуясь положениями Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1, пунктами 3.1, 5.3, 5.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 06.06.2005 N 76; ч.12 ст. 78 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», правильно исходил из того, что расторгнув контракт и уволившись из органов ФСИН до истечения пяти лет с момента окончания образовательного учреждения, оплата учебы в котором осуществлялось за счет средств федерального бюджета, Микова А.Ф. обязана возместить истцу затраты на обучения пропорционально времени службы.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на совокупности исследованных судом доказательств, подтверждены материалами дела и основаны на законе.

Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, подробно приведены в решении и правильность применения норм материального права возражений со стороны апелляционной инстанции они не вызывают.

Частью 3 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) было определено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются названным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

19 июля 2018 г. принят Федеральный закон N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", который вступил в силу с 1 августа 2018 г.

Поскольку правоотношения, связанные с обучением Миковой А.Э. в образовательном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний (и со службой в уголовно-исполнительной системе, возникли до дня вступления названного закона в силу и в этом законе отсутствует указание на придание его нормам обратной силы, к спорным отношениям подлежат применению Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, действовавшее на момент заключения Миковой А.Э. контракта в 2013 году, а также Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. N 76 (далее также - Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Инструкция).

Статьей 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации было предусмотрено, что в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.

Пунктом 3.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы определено, что профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных ФСИН России, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании реализуют профессиональные образовательные программы.

Разделом 5 названной инструкции установлен порядок и условия заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе с лицами, проходящими обучение в образовательных учреждениях ФСИН России.

Согласно пункту 5.3 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.

Нормативными правовыми актами, действовавшими в период спорных отношений, последствия невыполнения сотрудником уголовно-исполнительной системы, направленным для получения профессионального образования за счет бюджетных средств ФСИН России в образовательное учреждение ФСИН России, условия контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системы не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения не определены, в связи с чем к этим отношениям в силу части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат применению общие нормы трудового законодательства.

В силу статьи 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между соответствующим руководителем уголовно-исполнительной системы и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту. При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

При таком положении обязанность Миковой А.Ф. по возмещению затрат на обучении в случае прекращения службы без уважительных причин до истечении пяти лет возникла у нее при поступлении в образовательное учреждение в силу закона безотносительно условий заключенных контрактов.

То обстоятельство, что без перерыва срока службы в органах УФСИН с Миковой А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ был заключен новый контракт и условия данного контракта не предусматривают обязанности на возмещении затрат на обучение, на что ссылается податель жалобы, не может явиться основанием для отказа в иске, поскольку на момент заключения данного контракта, а равно и на момент увольнения, действовали положения вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ, положения которого прямо предусматривают обязанность возмещения расходов на обучение (ч.12 ст.78). Наличие или отсутствие в контракте такого условия не влечет освобождение лица от возмещения затрат.

Расчет размера затрат пропорционально времени службы соответствует требованиям Правил возмещения сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказания в случае расторжения с ним контракта и увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.06.2019 № 821 и доводов о несогласии с таким расчетом апелляционная жалоба не содержит.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания таких затрат основаны на неправильное понимании и применении норм материального права и в этой связи выводы суда они не опровергают.

Поскольку обстоятельства дела определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, доказательствам по делу дана надлежащая правовая оценка и нарушений при применении норм материального права не допущено, решение суда является законным и обоснованным.

Оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 26 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.08.2022

33-3499/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
УФСИН России по Калининградской области
Ответчики
Микова Анна Федоровна
Другие
ФКОУ высшего профессионального образования «Вологодский институт права и экономики ФСИН»
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Поникаровская Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
28.07.2022Передача дела судье
16.08.2022Судебное заседание
23.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2022Передано в экспедицию
16.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее