Решение по делу № 33-3107/2024 от 27.02.2024

Судья Тявлина М.А. № 33-3107/2024

24RS0047-01-2023-000262-20

2.211

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 марта 2024 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Макаровой Ю.М.

судей Гавриляченко М.Н., Потехиной О.Б.

при ведении протокола помощником судьи Симоновой К.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.

гражданское дело по иску прокурора Северо-Енисейского района к МБОУ «Вангашская средняя школа № 8», о возложении обязанности выполнить требования антитеррористического законодательства

по апелляционной жалобе директора МБОУ «Вангашская средняя школа № 8» Агафоновой Г.А.

на решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 22 ноября 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края удовлетворить.

Обязать МБОУ «Вангашская средняя школа № 8», в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территории) путем оборудования объекта (территории) – образовательное учреждение, расположенное по адресу: <адрес>», системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Северо-Енисейского района Красноярского края обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к МБОУ «Вангашская средняя школа № 8» о возложении обязанности выполнить требования антитеррористического законодательства. Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что в образовательном учреждении отсутствует система оповещения и управления эвакуацией. 01.11.2022 в адрес руководителя Управления образования администрации Северо-Енисейского района внесено представление об устранении указанных нарушений. Вместе с тем, согласно акту о проверке готовности общеобразовательного учреждения к 2023-2024 годам в МБОУ «Вангашская средняя школа № 8» выявлены замечания в части отсутствия системы оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте образовательного учреждения, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. На основании изложенного, процессуальный истец, с учетом уточнений, просил возложить на МБОУ «Вангашская средняя школа № 8» обязанность оснастить объект (территорию) - образовательное учреждение, расположенное по адресу: <адрес> системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе директор МБОУ «Вангашская средняя школа № 8» - Агафонова Г.А. просит решение отменить, принять новое. Указывает на то, что при рассмотрении дела судом не принято во внимание, что мероприятия по оснащению здания системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения были запланированы на 2024 год, данный срок определен паспортом безопасности, таким образом, МБОУ «Вангашская средняя школа № 8» соблюдены требования действующего законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имелось.

В письменных возражениях с учетом дополнения помощник прокурора Рейнварт К.Р. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), выслушав пояснения прокурора Иляскина К.И., представителя Управления Росгвардии по Красноярскому краю – Шестова Н.В., полагавших решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч. 6 ст. 3 ФЗ РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), действующие с 17 августа 2019 года (далее - Требования).

Согласно п. 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

В соответствии с «пп» «д» п. п.24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия, в том числе: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Указанные требования распространяются и на объекты (территории), отнесенные к четвертой категории опасности в соответствии с пп. «д» п. 24 Требований.

Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники (п. 31 Требований).

В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, образовательную деятельность МБОУ «Вангашская средняя школа №8» осуществляет по адресу: <адрес>

20.12.2019 директором МБОУ «Вангашская средняя школа № 8» ФИО5 утверждён паспорт безопасности образовательного учреждения, согласно которому учреждению присвоена четвертая категория опасности объекта.

В ходе проведенной прокурорской проверки в 2022 году по исполнению МБОУ «Вангашская средняя школа №8» законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений были выявлены нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму в сфере образования, выразившиеся в отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией.

По данному факту в адрес руководителя Управления образования администрации Северо-Енисейского района прокуратурой внесено представление от 01.11.2022 об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму в сфере образования, выразившиеся в отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией.

Письмом от 01.12.2022 заместитель руководителя управления образования – ФИО14. сообщила о том, что в настоящее время во всех общеобразовательных учреждениях Северо-Енисейского района установлена система оповещения и управления эвакуацией участников образовательного процесса, включающая в себя комплекс технических средств, предназначенных для своевременного сообщения о необходимости эвакуации из здания. При проведении обследования инженерно-технической укреплённости зданий общеобразовательных учреждений сотрудниками Росгвардии замечай или предписаний, относительно установок дополнительных СОУЭ не вносилось. В данной связи финансовые средства на очередной финансовый 2023 год на установку дополнительной СОУЭ не планировались. В настоящее время установка систем в общеобразовательных учреждениях в соответствии с паспортами безопасности образовательных учреждений планируется на 2024 год, поскольку средства на установку данных систем в бюджет Северо-Енисейского района 2023 года не заложены.

В ходе оценки готовности общеобразовательного учреждения к 2023-2024 учебному году муниципальной комиссией в МБОУ «Вангашская средняя школа № 8» выявлены замечания по оборудованию объектов (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Срок устранения вышеизложенных замечаний – 2024 год.

В соответствии с письмо начальника Управления Росгвардии по Красноярскому краю от 25.08.2023, на территории края 352 школы не обрадованы системой оповещения и управления эвакуацией при возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе МБОУ «Вангашская средняя школа № 8».

Как следует из представленного в материалы дела договора на выполнение работ от 30.10.2023, заключенного между МБОУ «Вангашская средняя школа № 8» (заказчик) и ИП ФИО15 (исполнитель), исполнитель обязуется выполнить работы по монтажу оборудования объекта (территории) системой оповещения и управления эвакуацией при потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в здании школы МБОУ «Вангашская средняя школа № 8» по адресу: <адрес>, отраженные в локальном сметном расчете, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора, а заказчик обязуется принять и оплатить в работу в размере 279 383 рубля 91 коп. без НДС.

Наличие указанной денежной суммы в бюджете МБОУ «Вангашская средняя школа № 8» подтверждается уведомлением об изменении бюджетных ассигнований от 23.10.2023.

Разрешая спор, суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, исходил из отсутствия доказательств того, что МБОУ «Вангашская средняя школа № 8», которому присвоена 4 категория опасности, в настоящее время устранены установленные в ходе проверки нарушения п. 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, выразившиеся в отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией, учитывая, что выявленные нарушения создают угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации, пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных прокурором требований, возложил на МБОУ «Вангашская средняя школа № 8», обязанность по оборудованию объекта (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, в течении 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая существо допущенных ответчиком нарушений прав неопределенного круга лиц, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, а также работников образовательного учреждения, длительность срока неисполнения выявленных нарушений, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Вопреки доводам апелляционной жалобы в паспорте безопасности МБОУ «Вангашская средняя школа № 8» отсутствуют мероприятия по оборудованию образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией с указанием какого-либо срока, равно как и отсутствуют замечания в части нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму в сфере образования в актах об оценке готовности общеобразовательного учреждения к 2021-2022, 2022-2023 учебным годам, однако, данные обстоятельства не освобождают ответчика от возложенной на него обязанности, поскольку оборудование объекта, относящегося к 4 категории опасности, системами оповещения и управления эвакуацией является безусловной обязанностью МБОУ «Вангашская средняя школа № 8» в силу закона.

При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что на момент вынесения решения, доказательств устранения выявленных нарушений требований федерального законодательства о противодействии терроризму в сфере образования, выразившиеся в отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией, ответчиком не представлено, наличие договора от 30.10.2023 не свидетельствуют о незаконности судебного постановления.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи, с чем не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции.

Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

    

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 22 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора МБОУ «Вангашская средняя школа № 8» Агафоновой Г.А. - без удовлетворения.

Председательствующий: Ю.М. Макарова

Судьи О.Б. Потехина

М.Н.Гавриляченко

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 марта 2024 года

33-3107/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Ответчики
Управление образования администрации Северо-Енисейского района
администрация Северо-Енисейского района
МБОУ Вангашская средняя школа №8
Другие
Министерство образования Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Потехина Оксана Борисовна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
06.03.2024Судебное заседание
14.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2024Передано в экспедицию
06.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее