Решение по делу № 2а-44/2022 от 28.02.2022

№ 2а-44/2022 УИД 58RS0002-01-2022-000124-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2022 года

Спасский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Мещерина А.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Спасского района Пензенской области к администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждению к выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Спасского района Пензенской области обратился в суд с иском, указывая, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства об охране вод выявлено, что в муниципальной собственности муниципального образования «Беднодемьяновский сельсовет Спасского района Пензенской области» находятся источники водоснабжения. Однако, в нарушение положений Водного кодекса Российской федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в населенных пунктах Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области не организованы, соответствующие проекты не разработаны, уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации не утверждены, санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты ЗСО, а также санитарно-эпидемиологическое заключение на водные объекты, используемые на цели питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не выдавались. Эксплуатация принадлежащих администрации Беднодемьяновского сельсовета объектов водоснабжения осуществляется в отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны, обустройство которой призвано не допустить загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. По результатам проведенной прокурорской проверки 21 января 2021 года в адрес и.о. главы администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области было внесено представление с требованием принять конкретные меры к устранению нарушений законодательства об охране вод, причин и условий им способствующих, недопущению их впредь, однако, по результатам проведенной контрольной проверки установлено, что по состоянию на 28 февраля 2022 года указанные нарушения до настоящего времени не устранены. Неисполнение администрацией Беднодемьяновского сельсовета обязательных требований санитарного законодательства нарушает права граждан на охрану здоровья и благополучную среду, в связи с чем, с учетом уточнения исковых требований, просит признать бездействие администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области, выразившееся в невыполнении санитарно-эпидемиологических требований к источникам водоснабжения и водопроводам питьевого назначения, незаконным, обязав администрацию Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны:

водопроводной сети, протяженностью 6000 м., расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № ;

водонапорной башни, кадастровый № , расположенной по адресу: <адрес>,

водонапорной башни, кадастровый № , расположенной по адресу: <адрес>

артезианской скважины, кадастровый № , расположенной по адресу: <адрес>;

артезианской скважины кадастровый № , расположенной по адресу: <адрес>;

водонапорной башни, кадастровый № , расположенной по адресу: <адрес>;

артезианской скважины, кадастровый № , расположенной по адресу: <адрес>;

водопроводной сети, протяженностью 6200 м., кадастровый № , расположенной по адресу: <адрес>,

в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, организовать зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в населенных пунктах, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологическое заключение на водные объекты, используемые на цели питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В связи с тем, что стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, учитывая, что их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, административное дело в соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрено судом по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу п.4 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Пензенской области от 16 октября 2014 года № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области», п.4 ч.1 ст.6 Устава Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области, к вопросам местного значения Беднодемьяновского сельсовета относится организация водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Согласно ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно данных СанПиН, зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников (п.1.4). Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта (п.1.6). Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13).

Как установлено в судебном заседании, в муниципальной собственности муниципального образования «Беднодемьяновский сельсовет Спасского района Пензенской области» находятся источники водоснабжения, а именно:

водопроводная сет, протяженностью 6000 м., адрес: <адрес>, кадастровый № ;

водонапорная башня, высотой 15 м., адрес: <адрес>, кадастровый № ,

водонапорная башня, высотой 15 м., адрес: <адрес>, кадастровый № ,

артезианская скважина, глубиной 15 м., адрес: <адрес>, кадастровый № ,

артезианская скважина, глубиной 220 м., адрес: <адрес>, кадастровый № ,

водонапорная башня, высотой 15 м., адрес: <адрес>, кадастровый № ,

артезианская скважина, глубиной 220 м., адрес: <адрес>; кадастровый №

водопроводная сеть, протяженностью 6200 м., адрес: <адрес>, кадастровый № .

Материалами дела подтверждается, что прокуратурой Спасского района Пензенской области была проведена проверка соблюдения администрацией Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области законодательства об охране вод на территории муниципального образования Беднодемьяновский сельсовет, по результатам которой были выявлены нарушения, и прокурором в адрес главы администрации внесено представление от 21 января 2021 года № 07-19-2021 с требованием их устранения.

Из ответа администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района от 18 февраля 2021 года на данное представление следует, что в бюджете Беднодемьяновского сельсовета денежные средства на разработку зон санитарной охраны источников водоснабжения не предусмотрены, для проведения необходимых работ будут приниматься меры по изысканию дополнительных денежных средств.

Вместе с тем, из акта проверки от 28 февраля 2022 года, проведенной прокуратурой Спасского района, следует, что до настоящего времени администрацией Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в населенных пунктах Беднодемьяновского сельсовета не организованы, соответствующие проекты не разработаны, уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации не утверждены, санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты ЗСО, а также санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны и водные объекты, используемые на цели питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не получены.

Данные обстоятельства подтверждаются и сообщением Главы Беднодемьяновского сельсовета от 17 февраля 2022 года.

При таких обстоятельствах суд считает бездействие администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области, установленным, поскольку водоснабжение населения на территории Беднодемьяновского сельсовета осуществляется без разработанного и утвержденного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и водопроводов питьевого назначения, организации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения.

Данное бездействие ответчика нарушает права граждан на благоприятную среду обитания и создает угрозу здоровью, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

Устанавливая срок исполнения решения, суд исходит из того, что для его исполнения необходимо проведение технических работ по разработке проектов ЗСО, их финансирование, получение санитарно-эпидемиологических заключений в сторонних организациях и утверждение проектов ЗСО в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также проведение работ по организации зон санитарной охраны, для чего необходимо дополнительное время.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Спасского района Пензенской области к администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании незаконным бездействие и понуждению к выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Признать бездействие администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области, выразившееся в невыполнении санитарно-эпидемиологических требований к источникам водоснабжения и водопроводам питьевого назначения, незаконным.

Обязать администрацию Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области разработать и утвердить в соответствии с требованиями санитарных правил и норм проекты зон санитарной охраны на следующие источники водоснабжения и водопроводы питьевого назначения:

водопроводная сеть, протяженностью 6000 м., адрес: <адрес>, кадастровый № ;

водонапорная башня, высотой 15 м., адрес: <адрес>, кадастровый №

водонапорная башня, высотой 15 м., адрес: <адрес>, кадастровый №

артезианская скважина, глубиной 15 м., адрес: <адрес>, кадастровый №

артезианская скважина, глубиной 220 м., адрес: <адрес>, кадастровый № ;

водонапорная башня, высотой 15 м., адрес: <адрес>, кадастровый №

артезианская скважина, глубиной 220 м., адрес: <адрес>; кадастровый №

водопроводная сеть, протяженностью 6200 м., адрес: <адрес>, кадастровый № .,

получить санитарно-эпидемиологическое заключение на данные проекты, организовать зоны санитарной охраны данных источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и получить на них санитарно-эпидемиологическое заключение в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, сообщив об исполнении решения в суд и административному истцу - прокурору Спасского района Пензенской области в указанный срок.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Спасский районный суд Пензенской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Решение может быть отменено по ходатайству заинтересованного лица в случае поступления от него возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства или новых доказательств, направленных в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда.

Судья А.В.Мещерин

2а-44/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Спасского района Пензенской области
Ответчики
Администрация Беднодемьяновского сельсовета
Суд
Спасский районный суд Пензенской области
Судья
Мещерин Алексей Викторович
Дело на сайте суда
bednodemyanovsky.pnz.sudrf.ru
28.02.2022Регистрация административного искового заявления
28.02.2022Передача материалов судье
01.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2022Подготовка дела (собеседование)
14.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2022Судебное заседание
23.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее