Административное дело № 2а-228/2021
УИД 34RS0020-01-2021-000421-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
станица Преображенская 17 ноября 2021 года
Киквидзенский районный суд Волгоградской области, в составе: председательствующего судьи Корниловой Е.В. единолично,
при секретаре судебного заседания Комаровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в станице Преображенской Киквидзенского района Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению ООО «Агентство Финансового Контроля» (ООО «АФК») к Киквидзенскому районному отделению судебных приставов ГУ ФССП России по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю Явтушенко В.В., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Волгоградской области,
о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратилось ООО «АФК» с административным иском к Киквидзенскому районному отделению судебных приставов ГУ ФССП России по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю Явтушенко В.В., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Волгоградской области, указав, что административный истец является взыскателем по исполнительному производству№ №, возбужденному 22.01.2021 года о взыскании с Я.Н.А. (ДД.ММ.ГГГГ) задолженности в пользу ООО «АФК». Исполнительное производство находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя Явтушенко В.В.. Истец считает, что исполнение судебного акта не производится вследствие бездействия судебного пристава-исполнителя, а именно:
- не обращено взыскание на пенсию должника, так как с 06.12.2010 года он является получателем пенсии.
Ссылаясь на положения ст.ст. 12, 68, ч. 1 ст. 98, ч. 2 ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве» в иске просит:
- признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Киквидзенский РОСП – Явтушенко В.В. выразившееся в не принятии своевременных мер принудительного исполнения требований исполнительного документа;
- обязать судебного пристава-исполнителя Киквидзенский РОСП – Явтушенко В.В. принять меры принудительного исполнения для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа, а именно – обратить взыскание на пенсию должника Яковлева Николая Акимовича и направить в адрес ООО «АФК» копию постановления об обращении взыскания на пенсию должника.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещён надлежаще, административный иск содержит заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители административных ответчиков - Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Волгоградской области и Киквидзенского районного отделения судебных приставов ГУ ФССП России по Волгоградской области судебное заседание не явились, извещены надлежаще, в адрес суда направлена копия исполнительного производства и возражение по существу исковых требований, в котором просят в удовлетворении иска отказать.
Судебный пристав-исполнитель Явтушенко В.В. в судебное заседание не явился, извещён надлежаще, сведений о причинах неявки не сообщил.
Заинтересованное лицо - должник по исполнительному производству, Я.Н.А. в судебное заседание не явился.
Согласно части 2, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц; если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства
Положения данной нормы дают основания для того, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины неявки неуважительными.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Суд приходит к выводу, что оснований для отложения судебного разбирательства, в связи с невозможностью участия в деле лиц, участвующих в деле не имеется, в противном случае, данное обстоятельство способствует нарушению прав лиц, участвующих в деле, к осуществлению своих прав и законных интересов в установленные законом сроки и ведёт к затягиванию процесса.
Извещение лиц, участвующих в деле, является надлежащим, явку лиц, участвующих в деле суд признаёт необязательной и полагает возможным рассмотрение дела в настоящем судебном заседании без их участия, так как рассмотрение дела в их отсутствие не отразится на полноте исследования обстоятельств и не повлечёт за собой нарушение прав или охраняемых законных интересов лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации, статьёй 4, главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N229-ФЗ), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
С целью защиты прав и охраняемых законом интересов сторон исполнительного производства, иных лиц, связанных с исполнением юрисдикционного акта, государственных или общественных интересов, принудительное исполнение может быть осуществлено лишь в формах, определённых законом. Для этих целей предусмотрены меры принудительного исполнения, под которыми закон понимает действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях исполнения судебного акта (статья 68 <данные изъяты> Федерального закона N 229-ФЗ).
В силу ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее ФЗ "Об исполнительном производстве") к основным принципам исполнительного производства отнесены принципы законности, своевременности совершения исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
Согласно части 17 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель направляет копию постановления о возбуждении исполнительного производства, в том числе взыскателю.
Согласно статье 50 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
В силу ч. 1 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
В рамках исполнительного производства в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель вправе:
- совершать исполнительные действия;
- применять меры принудительного исполнения.
Объем таких полномочий определен в ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Закон об органах принудительного исполнения), ст. ст. 64, 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации "О судебных приставах" N 118-ФЗ от 21 июля 1997 г. в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч. 1).
Судебный пристав-исполнитель принимает решения о видах и последовательности совершения исполнительных действий, примерный перечень которых установлен в статье 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также о мерах принудительного исполнения, указанных в ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» по собственному усмотрению, ориентируясь на обстоятельства конкретного исполнительного производства.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено и подтверждается представленными УФССП сведениями, что на основании судебного приказа от 30.10.2017 года по делу № 2-22-811/2017 Киквидзенским РОСП 20.01.2021 года возбуждено исполнительное производство № № в отношении Яковлева Н.А. о взыскании задолженности в пользу ООО «АФК».
Представленным материалом исполнительного производства опровергаются утверждения административного истца о бездействии судебного пристава исполнителя, в ходе исполнительного производства направлены соответствующие запросы, в том числе и в органы ПФР о получении им пенсии.
Из ответа УПФР по Волгоградской области от 03.02.2021 года следует о невозможности производства удержаний ввиду отсутствия сведений о фигуранте.
Из представленных в ходе исполнительного производства сведений ЗАГС усматривается, что Я.Н.А. умер 16.11.2010 года.
Со смертью Я.Н.А. прекратилась его гражданская процессуальная право- и дееспособность.
Поскольку в связи со смертью, Я.Н.А. не является получателем пенсии, то не вынесение судебным приставом постановления об обращении взыскания на его пенсию, не свидетельствует о бездействии.
Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (ч.1 ст. 178 КАС) оснований для выхода за пределы заявленных требований не имеется.
Разрешая требования административного истца, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд, принимая во внимание установленные законом сроки исполнения судебного акта и исходя из разумности и добросовестности взыскателя, наделенного правом в любой момент получить информацию о ходе исполнительного производства, приходит к выводу об отсутствии бездействия судебного пристава-исполнителя, поскольку сообразно конкретному исполнительному производству необходимые меры, установленные ст. 30, 64, 68 ФЗ «Об исполнительном производстве», направленные на принудительное исполнение судебного акта, судебным приставом-исполнителем Киквидзенского РО ССП УФССП России по Волгоградской области были выполнены, неисполнение не связано с бездействием судебного пристава-исполнителя, а затруднено обстоятельствами, не зависящими от судебного пристава-исполнителя, административный истец не доказал нарушение своих прав, свобод и законных интересов, а потому на данный момент отсутствуют основания для удовлетворения требований ООО «АФК» о незаконном бездействии со стороны административных ответчиков.
В связи с тем, что бездействия судебного пристава-исполнителя в отношении исполнительного производства № № не установлено, соответственно оснований для обязания судебного пристава-исполнителя применить меры принудительного характера по обращению взыскания на пенсию должника Я.Н.А. и направлению в адрес ООО «АФК» копии постановления об обращении взыскания на пенсию должника, у суда не имеется.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается (абзац третий подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, часть 2 статьи 329 АПК РФ).
Руководствуясь главой 22, статьями 177-180, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ «░░░») ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░