Судья 1 инстанции: ФИО2
Номер дела суда 1 инстанции: 2а-834/2020 Дело №а-7795/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,
судей – Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Финтисова Сергея Александровича к Администрации города Джанкоя Республики Крым о признании частично недействительным постановления,
по апелляционной жалобе Финтисова Сергея Александровича на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения административного истца Финтисова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Финтисов С.А. обратился в Джанкойский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным, недействительным и не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца пункт 6 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес> Республики Крым «О сносе нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Джанкой» по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что истец с 2008 года проживает по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежала его бабушке ФИО4 на основании свидетельства о праве собственности на жилье, выданного Джанкойским горисполкомом ДД.ММ.ГГГГ. После смерти ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ истец является наследником по завещанию, принявшим наследство в силу закона. Решением Джанкойского городского совета АР Крым № от ДД.ММ.ГГГГ разрешено производство землеустроительных работ по отводу земельных участков и оформлению правоустанавливающих документов на землю, в том числе ФИО17 с целью установки сборно-разборного металлического гаража для хранения личного автотранспорта, площадью <данные изъяты> га, между придомовыми территориями многоквартирных домом по <адрес> на условиях аренды. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Джанкоя Республики Крым вынесено оспариваемое постановление, пунктом 6 которого установлено, что нестационарный объект - металлический гараж, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: город Джанкой, земельный участок по <адрес>, подлежит демонтажу (сносу). Истец считает постановление в данной части незаконным по тем основаниям, что на публичной кадастровой карте Крыма сведения о местоположении, собственниках земельного участка кадастровый квартал № отсутствуют.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением административный истец Финтисов С.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит восстановить срок на подачу апелляционной жалобы, отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, административное исковое заявление удовлетворить, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе истец указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал № не сформирован.
Также истец в своей жалобе ссылается на то, что административный ответчик еще до установления границ земельного участка вынес незаконное решение, которым предопределил, что спорный гараж расположен за пределами этого земельного участка.
В судебном заседании административный истец Финтисов С.А. поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела ФИО4 являлась собственником <адрес> на основании свидетельства о праве собственности на жилье, выданного Джанкойским горисполкомом ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии №, выданным отделом ФИО18.
Финтисов С.А. является наследником по завещанию, что подтверждается копией завещания, удостоверенного государственным нотариусом Джанкойской государственной нотариальной конторы ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки нотариуса Джанкойского городского нотариального округа ФИО19 после смерти ФИО4 единственным наследником, обратившимся с заявлением о принятии наследства, является Финтисов С.А..
Решением Джанкойского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ разрешено производство землеустроительных работ по отводу земельных участков и оформлению правоустанавливающих документов на землю Финтисову С.А..
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> Республики Крым вынесено постановление № «О сносе нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Джанкой», пунктом 6 которого постановлено, что нестационарный объект - металлический гараж, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, земельный участок по <адрес>, подлежит демонтажу (сносу), так как размещен неправомерно на самовольно занятом земельном участке муниципальной формы собственности в отсутствие оформленных в установленном порядке прав на земельный участок.
Согласно акта обследования нестационарного объекта № от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, земельный участок по <адрес>, размещен нестационарный объект - металлический гараж, размером <данные изъяты> метров. Приложением к акту являются фотоснимки нестационарного объекта.
Из заключения Комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов, размещенных на территории муниципального образования городской округ Джанкой Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного заместителем главы Администрации <адрес> ФИО6 следует, что нестационарный объект - металлический гараж, размером <данные изъяты> метров, размещенный по адресу: <адрес>, земельный участок по <адрес> (кадастровый квартал №), размещен неправомерно на самовольно занятом земельном участке муниципальной формы собственности в отсутствие оформленных в установленном порядке прав на земельный участок. Заключение комиссии подписано членами комиссии ФИО7. ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 и утверждено заместителем главы Администрации <адрес> Республики Крым ФИО6
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый квартал №) не сформирован, у административного истца не возникло право собственности на земельный участок, на котором расположен спорный металлический гараж. Кроме того, исходя из пункта 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Доказательств принятия соответствующего решения материалы дела не содержат.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пунктов 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Постановлением Совета министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства» утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом г части 2 пункта 1.1. Порядка под неправомерно размещенными нестационарными объектами в настоящем Порядке следует понимать нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных таких документов, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
Пункт 1.4 Порядка содержит в себе следующие понятия: нестационарный торговый объект - торговый объект, не относящийся к объекту капитального строительства и не являющийся объектом недвижимости, представляющий собой временное сооружение или конструкцию, не связанный прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В силу пункт 1.5 Порядка освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, занятые следующими видами нестационарных объектов: киоски, павильоны, прицепы (тонары) всех типов; лотки, палатки, прилавки и холодильное оборудование для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков; объекты общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованные в некапитальных строениях, а также расположенные при стационарных объектах общественного питания; торговые автоматы и платежные терминалы; металлические контейнеры и гаражи; хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости; ограждения; иные объекты движимого имущества.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц. Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней от даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Комиссии по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - администрация города), осуществляющим рассмотрение, а также согласование вопросов, отнесенных к ее компетенции и реализации полномочий в части рассмотрения фактов размещения самовольных построек, а также объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, нормативными и правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Полномочия по рассмотрению и согласованию вопросов в части демонтажа (сноса) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований, осуществляются Комиссией в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 25 ноября 2014 года № 65 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства" и постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 23 сентября 2016 года №2206 "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о сносе самовольных построек или о сносе самовольных построек или их приведении в соответствие с установленными требованиями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и осуществления сноса самовольных построек или их приведения в соответствие с установленными требованиями в административном порядке".
Основной функцией Комиссии является осуществление мероприятий по освобождению самовольно занятых земельных участков от незаконно размещенных самовольных построек и незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. При рассмотрении вопросов о демонтаже (сносе) нестационарных объектов или о сносе самовольных построек, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Комиссия руководствуется нормативными правовыми актами, указанными в пунктах 1.3 и 1.4 настоящего Положения (пункт 2.13 Положения).
Комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (пункт 3.2 Порядка).
Заключение Комиссии должно содержать один из следующих выводов: о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта в судебном порядке; о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта; об отсутствии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта. Заключение подписывается всеми членами Комиссии, утверждается ее председателем либо его заместителем (в случае отсутствия председателя) и направляется в Уполномоченный орган (пункт 3.3. Порядка).
В силу пункт 3.5 Порядка в случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта (далее - постановление о демонтаже (сносе)).
Постановление о демонтаже (сносе) содержит следующие сведения: о нестационарном объекте, подлежащем демонтажу (сносу); о месте размещения нестационарного объекта с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) и адресных ориентиров; об основании демонтажа (сноса) нестационарного объекта; о сроке демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
Как следует из заключения Комиссии нестационарный объект – металлический гараж размещен неправомерно на самовольно занятом земельном участке.
Согласно статье 2 Закона Республики Крым №38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации, то есть право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований. Все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесённых в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым.
Судом первой инстанции верно указано, что отсутствие на публичной кадастровой карте Республики Крым сведений о местоположении, собственниках и границах земельного участка, не означает, что данный земельный участок не является муниципальной собственностью.
Как указано в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 67 упомянутого постановления предусмотрено, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации).
Однако у административного истца, вопреки его доводам, не возникло право собственности на земельный участок, на котором расположен спорный металлический гараж.
Ссылка административного истца на решение № Джанкойского городского совета № сессии № от ДД.ММ.ГГГГ несостоятельна, поскольку разрешение на производство землеустроительных работ по отводу земельного участка и оформлению правоустанавливающих документов было выдано Финтисову С.А. в порядке исключения, на период прохождения службы в Джанкойском ГО ГУ МВД Украины в АР Крым, с целью установки сборно-разборного металлического гаража для хранения личного автотранспорта, используемого им в служебных целях, на условиях аренды, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
По настоящее время истец не выполнил работы по отводу земельного участка, правоустанавливающие документы не оформил, договор аренды земельного участка не заключен.
Выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения, его принятии в пределах компетенции и полномочий административного ответчика являются правомерными, а постановленное судом решение об отказе в удовлетворении административного иска - законным и обоснованным.
Доводы административного истца, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Джанкойского районного Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Финтисова Сергея Александровича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий судья: А.А. Тимофеева
Судьи: З.И. Курапова
Е.Г. Павловский