№ 33-3-10186/2023
26RS0016-01-2023-000782-53
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Ставрополь 22 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Меньшова С.В.,
судей Кононовой Л.И., Ковалевой Ю.В.,
с участием секретаря судебного заседания Гриб В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Правительства Ставропольского края по доверенности Дворяткина А.В. и представителя третьего лица министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Гапаровой С.Н. на решение Кировского районного суда от 17августа 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Кировского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к Правительству Ставропольского края о признании права собственности,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района Ставропольского края в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к Правительству Ставропольского края, указав в его обоснование, что прокуратурой района по поручению прокуратуры края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами животноводства (биологическими отходами) на территории Кировского городского округа Ставропольского края, в ходе проведения которой установлено, что на территории Кировского городского округа Ставропольского края расположены 4 бесхозяйных захоронений трупов, павших от сибирской язвы, которые до настоящего времени не приняты в собственность Ставропольского края.
Отсутствие собственников у вышеуказанных биометрических ям (скотомогильников) не позволяет сделать вывод об их безопасности, поскольку отсутствие контроля за их состоянием в любой момент может привести к их разрушению. Учитывая особую опасность захоронений, данные объекты должны быть приняты на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, поскольку иное может привести к утрате места расположения скотомогильника, его несанкционированному вскрытию и последующему заражению инфекционными заболеваниями неопределённого круга лиц, что может нарушить право граждан на охрану здоровья, предусмотренное частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации.
Прокурор просил признать право собственности Правительства Ставропольского края на следующие бесхозяйные места захоронения биологических отходов (скотомогильники): 4353’02,91 с.ш. и 4330’17,15 в.д., в 0,2 км. юго-восточней ст. Марьинской, кадастровый номер отсутствует, геодезические работы не выполнялись; 43°51’09,08 с.ш. и 43°15’26,90 в.д., в 2,3км. южнее ст. Старопавловской, кадастровый номер отсутствует, геодезические работы не выполнялись; 43°57’50,82 с.ш. и 43°46’13,91 в.д., в 0,02 км. южнее ул. Приозерной х. Пегушин, кадастровый номер отсутствует, геодезические работы не выполнялись; 43°57’50,82 с.ш. и 43°46’13,91 в.д., в 0,85 км. северо-западнее х. Пегушин, кадастровый номер отсутствует, геодезические работы не выполнялись; возложить на Правительство Ставропольского края обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Кировского городского округа путём принятия мер по обустройству и содержанию вышеуказанных скотомогильников в соответствии с требованиями законодательства.
Обжалуемым решением Кировского районного суда Ставропольского от 17 августа 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Правительства Ставропольского края по доверенности Дворяткин А.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности ГапароваС.Н. просит решение суда также отменить, ссылаясь на то, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска.
В возражениях по доводам апелляционных жалоб представитель Управления Россельхознадзора по доверенности Саньков А.Н. и помощник прокурора Миллер В.Г. просят решение суда оставить без изменений, а доводы апелляционных жалоб без удовлетворения, ввиду их несостоятельности.
Судебная коллегия в соответствии со статьёй 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предприняла все зависящие от неё меры по извещению сторон о судебном разбирательстве.
Так, согласно сведениям, содержащимся в сети Интернет на сайте Почты России, судебные извещения, направленные сторонам, получены адресатами, в связи с чем, разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела по существу в судебном заседании, судебная коллегия исходит из того, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие третьего лица министерства имущественных отношений Ставропольского края, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и возражениях, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Как следует из материалов дела, на территории Кировского городского округа Ставропольского края расположены 4 бесхозяйных захоронений трупов, павших от сибирской язвы (сибиреязвенные захоронения), которые до настоящего времени не приняты в собственность Ставропольского края: кадастровый квартал №, в 640 метрах западнее границы х. Пегушина (координаты центра захоронения в системе МСК 26 от СК 95, зона 2-Х-357583; У-2220713); кадастровый квартал №, в 410 метрах южнее границы с.Орловка (координаты центра захоронения в системе МСК 26 от СК 95, зона 2 -Х-358624; У-2222693); кадастровый квартал №, в 650 метрах западнее границы ст. Старопавловской (координаты центра захоронения в системе МСК 26 от СК 95, зона 2-Х-344513; У-2208104); кадастровый квартал 26:35:020803, в 220 метрах восточнее границы ст. Марьинской (координаты центра захоронения в системе МСК 26 от СК 95, зона 2-Х-349794; У-220174).
Сибиреязвенные захоронения, расположенные на территории Кировского городского округа не имеют хозяйствующих субъектов (собственников), на бухгалтерских счетах и в реестре муниципальной собственности Кировского городского округа Ставропольского края отсутствует движимое, недвижимое имущество (сибиреязвенные захоронения), информации о принадлежности земельных участков, на которых расположены захоронения, нет, что следует из сообщения начальника управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Кировского городского округа Ставропольского края от 02 августа 2023 года, а также сообщений из Старопавловского территориального отдела администрации КГО СК от 27 июля 2023 года № 177, Орловского территориального отдела администрации КГО СК от 27 июля 2023года № 273, Марьинского территориального отдела администрации КГО СК от 28 июля 2023 года № 870.
В связи с приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года № 626, вступившим в силу с 01 января 2021 года, запрещается захоронение биологических отходов в землю, вывоз их на свалки, сброс в бытовые мусорные контейнеры, в поля, леса, овраги, водные объекты.
До настоящего момента указанные места захоронения, павших животных от сибирской язвы (сибиреязвенные захоронения) не приняты в собственность Ставропольского края и не приведены в соответствие с СанПиН 3.3686-21.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств, с учётом того, что скотомогильники (биотермические ямы) и места захоронения трупов животных павших от сибирской язвы, относятся к объектам недвижимого имущества, и в силу закона являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, ответчики обязаны обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а отсутствие отвечающих требованиям соответствующих правил скотомогильников может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым нарушить интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, пришёл к выводу, что содержание мест захоронения биологических отходов (скотомогильников) федеральным законодательством к вопросам местного значения не отнесено, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
Правовое регулирование Закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не может быть распространено на регулирование вопросов оборудования и содержания скотомогильников администрациями муниципальных образований, которые к тому же не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу статей 5 и 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что сведений о правах на имеющиеся на территории района скотомогильники/ямы не имеется и на балансе у администрации муниципального района данные объекты не состоят.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор не представил суду документов, свидетельствующих о проведённой всесторонней проверке в целях установления, что спорные объекты не находятся в федеральной собственности или не учтены на соответствующих бухгалтерских счетах юридических и (или) физических лиц, а также то, что судом первой инстанции не принято мер к установлению землепользователей указанных земельных участков, не устанавливался факт отражения нахождения спорных объектов, которые якобы являются объектами недвижимости, на соответствующих бухгалтерских счетах у землепользователей земельных участков, на которых располагаются спорные объекты, признаются судебной коллегией несостоятельными в силу следующего.
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий к ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии со статьями 1, 16 и 18 Закона Ставропольского края от 06ноября 1997 года № 32-кз «О Правительстве Ставропольского края» Правительство Ставропольского края является высшим и постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ставропольского края, который осуществляет полномочия по принятию мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, выполнению мер по реализации прав граждан на благополучную окружающую среду.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Для осуществления данных полномочий в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлен порядок разграничения объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности; объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; объектов, относящихся к муниципальной собственности в соответствии с приложениями 1-3.
Пунктом 3 Постановления № 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, которые не перечислены в приложениях 1-3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Скотомогильники не перечислены в приложениях 1-3 Постановления №3020-1, в связи с чем должны находиться в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные скотомогильники могут находиться в собственности муниципальных образований, в собственности хозяйствующих субъектов основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что вопросы организации на территории субъекта Российской Федерации скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Анализ правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
При этом вышеназванные законы, в том числе Федеральный закон от 06октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопреки приведённым доводам в апелляционной жалобе, не предусматривают возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления.
Судом правомерно учтено, что установление собственника биологически опасного объекта, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, приведёт к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и на охрану здоровья.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда от 17 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика Правительства Ставропольского края по доверенности Дворяткина А.В. и представителя третьего лица министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Гапаровой С.Н. без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи