Решение по делу № 33-5196/2022 от 14.07.2022

    В суде первой инстанции дело № 2-75/2022

    Дело № 33-5196/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

1 сентября 2022 года                                 г.Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Овсянниковой И.Н.,

судей                Жерносек О.В., Юдаковой Ю.Ю.,

при секретаре              Быстрецкой А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горьковой Л.Ю. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Солнечная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края о взыскании дополнительной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Горьковой Л.Ю. на решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 2 июня 2022 года,

Заслушав доклад судьи Юдаковой Ю.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Горькова Л.Ю. обратилась в суд с иском к КГБУЗ «Солнечная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края о признании истца медицинском работником, относящимся к категории лиц медицинских работников в организации ответчика, осуществляющих оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции «Covid-19», о взыскании дополнительной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762, взыскании компенсации морального вреда, указав в обоснование иска, что она работает в КГБУЗ «Солнечная районная больница» в составе общепрофильной выездной фельдшерской бригады скорой медицинской помощи амбулатории п. Дуки Солнечного района Хабаровского края.

При выполнении своей работы она осуществляла выезды к больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, которые могу являться больными новой коронавирусной инфекции.

На основании Постановления Правительства РФ № 1762 от 30.10.2020 ответчик должен был производить истцу специальные социальные выплаты, которые до настоящего времени она не получала. Выполняя трудовые обязанности, истец получила заболевание новой коронавирусной инфекцией, в связи с чем, была нетрудоспособна с 21.11.2021 по 21.12.2021.

28.09.2021 она осуществляла выезд по домашнему адресу к пациенту Саушкиной Л.Ф., которой после осмотра выдала направление на рентген и в специализированное отделение г. Комсомольска-на-Амуре или Солнечного для проведения диагностики. Через 10 дней у Саушкиной Л.Ф. было подтверждено заболевание новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Осуществляя выезды к больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, она подвергала свое здоровье риску заражения новой коронавирусной инфекцией.

Ответчик поставил осуществление специальных социальных выплат в зависимость от наличия ПЦР-тестирования, при этом освободив работников бригады от полномочий по осуществлению забора биоматериалов. Указанные действия работодателя являются незаконными.

Просила с учетом уточнений взыскать дополнительную социальную выплату за период с 1.08.2021 по 31.01.2022, установленную Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 2 июня 2022 года исковые требования Горьковой Л.Ю. удовлетворены частично, было постановлено: взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Солнечная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Горьковой Л.Ю. дополнительную социальную выплату в размере 2 065 рублей 50 копеек; компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей; итого: 3 065 рублей 50 копеек.

В апелляционной жалобе с дополнениями Горькова Л.Ю. просит решение суда отменить ввиду его незаконности, необоснованности. Повторяя доводы искового заявления, указывает на то, что взысканная сумма дополнительной социальной выплаты в размере 2 065,50 руб. является необоснованной. Полагает, что требования должны быть удовлетворены в полном объеме. Судом не решен вопрос о взыскании с ответчика государственной пошлины. Бездействиями ответчика нарушены ее права на меры социальной поддержки.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

На основании части 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по этим доводам.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с трудовым договором № 489 от 19.10.2015 Горькова Л.Ю. была принята в КГБУЗ «Солнечная районная больница» на должность фельдшера скорой медицинской помощи с местом дислокации в амбулатории п. Дуки, расположенном по адресу п. Дуки, ул. Набережная, 10.

Приказом главного врача КГБУЗ «Солнечная районная больница» № 01-01/493 от 13.11.2020 утверждено Положение об установлении специальных социальных выплат работникам КГБУЗ «Солнечная районная больница».

Согласно письменному отзыву представителя ГУХРО Фонд социального страхования РФ истцу Горьковой Л.Ю. были своевременно произведены специальные социальные выплаты за период с 01.11.2021 по 31.12.2021, с 01.01.2022 по 18.04.2022 в сумме 7618,15 руб., с 01.11.2021 по 30.11.2021 (за 3,3 нормативных смены) в сумме 7618,15 руб., исходя из представленных КГБУЗ «Солнечная районная больница» реестрам.

Из карты вызова бригады отделения неотложной медицинской помощи № 589 от 28.09.2021 установлено, что истец Горькова Л.Ю. осуществляла выезд к Саушкиной Л.Ф. по адресу <адрес>.

Согласно выписному эпикризу медицинской карты № 25924 от 07.10.2021 Саушкина Л.Ф. проходила лечение в КГБУЗ «Городская больница» им. М.И. Шевчук г. Комсомольска-на-Амуре в период с 07.10.2021 по 19.10.2021 с диагнозом: новая коронавирусная инфекция.

В судебном заседании установлено, что специальная социальная выплата за оказание медицинской помощи пациенту Саушкиной Л.Ф. истцу произведена не была, в связи с тем, что направление истцом указанного пациента в специализированное учреждение не производилось.

Из сообщения и.о. главного врача КГБУЗ «Солнечная районная больница» Ю.В.Стецук установлено, что 28.09.2021 пациент Саушкина Л.Ф. не находилась на лечении у участкового терапевта, забор мазка произведен не был. Диагноз новая коронавирусная инфекция был подтвержден 08.10.2021.

Доказательств, непосредственного оказания медицинской помощи пациентам в период с 01.08.2021 по настоящее время с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, кроме пациента Саушкиной Л.Ф. стороной истца суду не представлено.

В судебном заседании установлено, что КГБУЗ «Солнечная районная больница» были представлены недостоверные сведения в ГУХРО Фонд социального страхования РФ, в связи с занесением в реестр пациента                 Саушкиной Л.Ф. КГБУЗ «Городская больница» им. М.И. Шевчук г. Комсомольска-на-Амуре.

Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации», п.3 Правил осуществления фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, пункта 63 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходил из того, что ответчик несвоевременно направил в Фонд социального страхования реестры сведений об оплате Горьковой Л.Ю. нормативной смены за оказание медицинской помощи пациенту Саушкиной Л.Ф., которой был диагностирован диагноз новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда в сумме 1 000 руб., суд первой инстанции исходил из характера причиненных работнику нравственных страданий, а также степени вины работодателя.

Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (в редакции на период спорных отношений) установлено, что в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) производить ежемесячно в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе, врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену.

Из подпункта 1.3 пункта 1 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" следует, что руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь (далее - медицинские организации, оказывающие скорую помощь) поручено определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Пунктом 4 Разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, утвержденных Приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года N 894н установлено, что специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с приказом Минздрава России N 198н.

Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 постановления N 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.

Судом верно установлено, что ответчиком не создавались специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи, указанные в подпункте 1.3 пункта 1 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н.

Все выезды бригады скорой медицинской помощи с участием истца имели место по причине нуждаемости граждан в медицинской помощи, но не являлись специализированными бригадами, оказывающими медицинскую помощь исключительно гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция СOVID-19.

Из пункта 2 Правил осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 (далее по тексту - Правила) следует, что специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации работникам, указанным в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762.

Пунктом 3 Правил установлено, что специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 17 февраля 2021 года N 3 Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Таким образом, из изложенных норм следует, что начисление и оплата специальной социальной выплаты производится медицинским работникам выездных бригад скорой медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) за контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Изучение материалов дела показывает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что КГБУЗ «Солнечная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края были выплачены специализированные социальные выплаты за нормативные смены, за исключением нормативной смены за оказание медицинской помощи пациенту Саушкиной Л.Ф., где у пациента был подтвержден диагноз новой коронавирусной инфекции (COVID-19); за нормативные смены, в которых у пациентов не было диагностировано и проведено лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оплата специальной социальной выплаты не осуществлена.

Доводы апелляционной жалобы истца о необходимости оплаты специальной социальной выплаты за нормативные смены, в которых у пациентов не была диагностирована новая коронавирусная инфекция (COVID-19), основаны на неверном толковании норм законодательства и не могут явиться основанием для отмены состоявшихся судебных актов.

В соответствии с п. 1.3 Приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2020 N 198Н, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, было предписано определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Как установлено судом и стороной истца не оспаривалось, истица не входила в состав специализированной бригады для транспортировки больных людей с новой коронавирусной инфекцией, поскольку такая бригада в Учреждении не создавалась.

При этом доказательств, свидетельствующих о том, что истица проводила лечебно-диагностические мероприятия больным с подтвержденным диагнозом СOVID-19 в материалы дела не представлено.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам общепрофильная выездная фельдшерская бригада скорой медицинской помощи амбулатории п. Дуки Солнечного района с участием истца имела место по причине нуждаемости граждан в медицинской помощи, тогда как бригады скорой медицинской помощи не являются специализированными бригадами, оказывающими медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция СOVID-19.

При указанных обстоятельствах и с учетом приведенных выше нормативных положений суд пришел к обоснованному выводу о том, что право на получение стимулирующих выплат, предусмотренных подп. "а" п. 11 Правил N 484, у истца не возникло.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истица Горькова Л.Ю. фактически привлекалась к выполнению особо важных работ, от выполнения которых не могли отказаться, подвергались риску заражения новой коронавирусной инфекцией, факт работы в специализированной выездной бригаде скорой медицинской помощи или общепрофильной бригаде не может быть решающим и ставить работников, выполняющих одинаковую работу, с равноценными рисками, в неравные условия по оплате труда, не могут повлечь отмены обжалуемого решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Работа медицинского персонала в составе бригады скорой медицинской помощи, которая хотя и направлена на непосредственное оказание гражданам именно медицинской помощи, безусловно, может быть взаимосвязана с контактом медицинского персонала с гражданами, нуждающимися в медицинской помощи, у которых также одновременно имеются признаки новой коронавирусной инфекции СOVID-19 либо данная инфекция уже выявлена.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Горьковой Л.Ю. произведена специальная социальная выплата за нормативную смену в связи с выявленным контактом с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе на основании данного решения суда.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора (пункт 11 подраздела "Вопросы уплаты государственной пошлины" раздела "Судебная практика по гражданским делам" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2011 г.).

Суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

В целом, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда. Ее содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены решения суда явиться не может.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 2 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горьковой Л.Ю. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

33-5196/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Горькова Людмила Юрьевна
Ответчики
КГБУЗ Солнечная районная больница
Другие
ГУ - ХРО ФСС РФ
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Юдакова Юлия Юрьевна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
14.07.2022Передача дела судье
01.09.2022Судебное заседание
02.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2022Передано в экспедицию
01.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее