Решение по делу № 2а-4541/2018 от 05.06.2018

В окончательной форме изготовлено 07.09.2018 года

Дело № 2а-4541/2018     16 августа 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.И.,

при секретаре Астапчик Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Павлова Павла Александровича к призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 об оспаривании решения от 03.04.2018 года о зачислении в запас,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Павлов П.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии МО «Купчино» Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным заключение призывной комиссии от 03.04.2018 года о признании Павлова П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лицом, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, обязать призывную комиссию устранить допущенные нарушения путем вынесения заключения о зачислении в запас Вооруженных сил РФ по основаниям абз.7 п.1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и веной службе», как лицо, не подлежащее призыву по достижении возраста 27 лет.

В обоснование требований, Павлов П.А. указал, что 03 апреля 2018 года призывной комиссией МО «Купчино» было вынесено заключение в отношении Павлова П.А. о зачислении в запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. В административном иске Павлов П.А. ссылается на то обстоятельство, что оспариваемое заключение принято призывной комиссией на основании абзаца 8 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", применяемого к правоотношениям, возникшим с 01 января 2014 года, тогда как в период с 01 января 2014 года по 16 сентября 2015 года - даты достижения Павловым П.А. возраста 27 лет, в отношении последнего призывной комиссией не совершались какие-либо мероприятия, связанные с призывом на военную службу. По мнению Павлова П.А., принятое решение не соответствует требованиям Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и нарушает права административного истца (л.д. 2-4).

Административный истец Павлов П.А., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 11).

Представитель административного истца - адвокат Харчев Л.А., действующий по ордеру, в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Определением суда от 16.08.2018 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика призывной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Купчино» на надлежащего административного ответчика призывную комиссию муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72.

Представитель административного ответчика, призывной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72, и заинтересованного лица, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» - Емельянов А.В., действующий на основании доверенностей, в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, представил отзыв (л.д. 17-18).

Суд, выслушав мнение явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Одновременно ч. 9 указанной статьи установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В силу статьи 25 указанного Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе), призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии со статьей 28 названного Федерального закона, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе).

Пункт 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе закона введен в действие Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ, с 01 января 2014 года.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663.

В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу в редакции, действовавшей на момент принятия призывной комиссией оспариваемого истцом решения, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

Как следует из материалов личного дела призывника, Павлов П.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 21.04.2005 года принят на воинский учет ВК Фрунзенского района Санкт-Петербурга (листа 16-оборот дубликата личного дела).

В дальнейшем 05.10.2006 года Павлову П.А. призывной комиссией МО № 72 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения в ВУЗе сроком до 01.07.2011 года (лист 16 дубликата личного дела).

По окончании указанной отсрочки Павлов П.А., вопреки обязанностям по воинскому учёту, предусмотренным п.1, ст.10 Федерального закона РФ № 53-Ф3 от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службе», не сообщил в 2-х недельный срок в районный военкомат об изменении своего образовательного уровня (с представлением копии диплома), явился в военный комиссариат 19.03.2018 года, при прохождении медицинского освидетельствования Павлову П.А. определена категория годности к военной службе "А1" (листы 2-оборот, 4 дубликата личного дела).

Решением призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО №72 от 03.04.2018 года Павлов П.А. зачислен в запас по основанию, предусмотренному абзацем 8 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", - в связи с достижением 27-летнего возраста, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований (лист 19 дубликата личного дела).

Заключение о зачислении в запас по указанным выше основаниям выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года, и при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.

Таким образом, оспариваемое решение о зачислении в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета Павлова П.А. данных о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с 01 января 2014 года до достижения им возраста 27 лет, то есть до 16.09.2015 года.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).

В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Как следует из отзыва представленного представителем административного ответчика, личное дело Павлова П.А. по достижении им 27 лет (16.09.2015 года), было изъято из картотеки призывников и передано в соответствующий архив. Впоследствии 19.03.2018 года Павлов П.А. по собственной инициативе прибыл в районный военкомат для оформления документа воинского учёта. Оформлению данного документа по закону предшествует прохождение гражданами медицинского освидетельствования у врачей-специалистов военкомата, связного с зачислением в запас Вооружённых сил РФ и непосредственное зачисление их в запас. Для прохождения Павловым П.А. указанного медицинского освидетельствования потребовалось его архивное личное дело призывника, которое отыскать в архиве не удалось. В связи с последним обстоятельством на Павлова П.А. был заведён дубликат личного дела призывника. В дубликате личного дела призывника Павлова П.А. удалось восстановить лишь незначительную часть сведений, относящихся к его пребыванию в районном военкомате на воинском учёте. После оформления дубликата личного дела на призывника Павлова П.А. он прошёл с 19 марта по 03.04.2018 года соответствующее медицинское освидетельствование, после которого 03.04.2018 года призывная комиссия МО № 72 вынесла заключение «о его зачислении в запас ВС РФ по абз.8, п.1, ст. 52 «Закона» по достижении им возраста 27-ми лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований» (листы дела 16 и 19) (л.д. 17-18).

Из копии паспорта Павлова П.А, имеющейся в лично деле, следует, что Павлов П.А. с 02.1988 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (лист 17 дубликата личного дела).

Надлежащих доказательств направления военным комиссариатом по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга повесток о вызове Павлова П.А. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период с 01 января 2014 года до 16 сентября 2015 года, материалы личного дела не содержат.

В материалы дела также не представлено доказательств того, что Павлов П.А. уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу.

В пункте 11 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах, суд полагает требования Павлова П.А. законными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Павлова Павла Александровича - удовлетворить.

Признать решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №72 от 03 апреля 2018 года о зачислении в запас Павлова Павла Александровича, 16.09.1988 года рождения, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным.

Обязать призывную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №72 принять решение о зачислении Павлова Павла Александровича, 16.09.1988 года рождения, в запас по основанию, предусмотренному абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - по достижении возраста 27 лет.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья:

2а-4541/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлов П. А.
Павлов Павел Александрович
Ответчики
Призывная комиссия МО №72
Призывная комиссия МО "Купчино"
Другие
ФКУ "Военный комиссариат г.Санкт-Петербурга"
Суд
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Попова Е. И.
Дело на сайте суда
frn.spb.sudrf.ru
05.06.2018Регистрация административного искового заявления
06.06.2018Передача материалов судье
07.06.2018Решение вопроса о принятии к производству
07.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2018Судебное заседание
16.08.2018Судебное заседание
07.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2020Регистрация административного искового заявления
11.04.2020Передача материалов судье
11.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2020Судебное заседание
11.04.2020Судебное заседание
11.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее