УИД 23RS0035-01-2024-000971-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Новопокровская 14 октября 2024 года
Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Купайловой Н.И.,
при секретаре Майдибор Ю.В.,
с участием старшего помощника прокурора Новопокровского района Халидова Р.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новопокровского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ильинского сельского поселения Новопокровского района об обязании устранить нарушения федерального законодательства,
установил:
прокурор Новопокровского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Новопокровский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации Ильинского сельского поселения Новопокровского района, в котором просит обязать ответчика организовать прохождение диспансеризации муниципальных служащих, а именно составить поименный список муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утвердить график прохождения муниципальными служащими диспансеризации, направить поименный список муниципальных служащих в медицинскую организацию, с которой будет заключен договор, в срок до 31.12.2024 года.
В обоснование требований прокурором указано, что в ходе проведения прокуратурой района проверки исполнения соблюдения требований федерального законодательства о здравоохранении, о муниципальной службе в деятельности администрации Ильинского сельского поселения Новопокровского района выявлены нарушения в части организации диспансеризации муниципальных служащих администрации. Прокурор указывает, что выявленные прокуратурой района нарушения в данной сфере правоотношений, противоречат действующему законодательству, что является недопустимым.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Халидов Р.Ю. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Ильинского сельского поселения Новопокровского района, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился. Глава Ильинского сельского поселения Кулинич Н.Н. в своем заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, исковые требования признал в полном объеме.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Выслушав участвующего в деле прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее Федеральный закон № 323-ФЗ) одним из принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими права государственных гарантий.
В силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 323-ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч.ч. 6,7 Федерального закона № 323-ФЗ в случаях, установленных законодательством РФ, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными. Порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению, и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ и муниципальными служащими утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 №984 н.
Под диспансеризацией, применительно к указанному Порядку, понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе, препятствующих прохождению, в частности муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, в частности муниципального служащего.
Согласно п. 3 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития 14.12.2009 № 984н, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным субъекта РФ, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление амбулаторно поликлинической медицинской помощи по специальностям «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика».
В силу п. 4 Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно.
В соответствии с п.п. 5, 6 данного Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком.
Согласно п. 7 Порядка для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список, в частности муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующие медицинские учреждения.
В силу п. 17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождении (учетная форма №001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением № 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения. Заключение, выданное муниципальному служащему по результатам диспансеризации, действительно до прохождения следующей диспансеризации.
Заключение муниципального служащего приобщается к его личному делу в соответствии с Положением о персональных данных служащего и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609.
Таким образом, исходя из изложенного, организация проведения диспансеризации муниципальных служащих возлагается на работодателя - главу администрации Ильинского сельского поселения Новопокровского района.
Согласно информации из администрации Ильинского сельского поселения от 03.09.2024 №, представленной прокурору Новопокровского района, ежегодно диспансеризацию муниципальные служащие проходят самостоятельно бесплатно, по паспорту и полису ОМС в МБУЗ ЦРБ МО Новопокровский район.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что диспансеризация муниципальных служащих администрация Ильинского сельского поселения Новопокровского района в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 №984н в 2022-2023 гг. и истекший период 2024 года организована не была и не проводилась.
Из материалов дела следует, что администрацией Ильинского сельского поселения Новопокровского района договор о прохождении диспансеризации в 2024г. не заключен, муниципальные служащие диспансеризацию не прошли, списки муниципальных служащих на прохождение диспансеризации не сформированы и не направлены, графики прохождения диспансеризации не утверждены.
В ходе рассмотрения дела суду не предоставлены доказательства устранения выявленных прокуратурой района нарушений.
Исходя их указанных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Кроме того, главой Ильинского сельского поселения Кулинич Н.Н. подано заявление о признании исковых требований прокурора в полном объеме, указано, что последствия признания иска ему понятны.
На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и удовлетворить исковые требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор при обращении в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобожден.
В силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления также освобождены от уплаты государственной пошлины.
Учитывая тот факт, что администрация Ильинского сельского поселения Новопокровского района относится к числу органов местного самоуправления, суд полагает возможным освободить её от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Новопокровского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ильинского сельского поселения Новопокровского района об обязании устранить нарушения федерального законодательства - удовлетворить.
Обязать администрацию Ильинского сельского поселения Новопокровского района организовать прохождение диспансеризации муниципальных служащих, а именно составить поименный список муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утвердить график прохождения муниципальными служащими диспансеризации, направить поименный список муниципальных служащих в медицинскую организацию, с которой будет заключен договор, в срок до 31.12.2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Новопокровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2024 года.
Судья
Новопокровского районного суда Н.И. Купайлова