Решение по делу № 33-2292/2023 от 26.04.2023

Дело № 33-2292/2023                        Докладчик Глебова С.В.

Суд I инстанции дело № 2-162/2023                Судья Пруцкова Е.А.

УИД 33RS0003-01-2022-003209-60

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего судьи Глебовой С.В.

судей Огудиной Л.В., Афанасьевой К.Е.

при помощнике судьи Крисько В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 01 июня 2023 г. дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 02 февраля 2023 г., которым постановлено:

Исковые требования Невядомского Владимира Васильевича (СНИЛС ****) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области (ИНН 3328101238) удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области включить в страховой стаж Невядомского Владимира Васильевича периоды работы:

- с 13.03.1992 по 08.09.2000 в Вишневском АТП-10;

- с 17.10.2000 по 03.08.2001 в ТОО «Дорожник».

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области назначить Невядомскому Владимиру Васильевичу страховую пенсию по старости с 02 июня 2022 года.

В остальной части исковые требования Невядомского Владимира Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области оставить без удовлетворения.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области в пользу Невядомского Владимира Васильевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Глебовой С.В., пояснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области – Кузнецовой А.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя истца Невядомского В.В. – Александровой В.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Невядомский В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Владимирской области (далее – ГУ ОПФР по Владимирской области), в котором с учетом уточнения исковых требований просил суд обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы:

- с 04.08.1980 по 21.02.1984 в должности мастера п/обучения СПТУ-138;

- с 29.02.1984 по 28.02.1989 в должности тракториста в Вишневском РПО «Сельхозхимия»;

- с 01.03.1989 по 08.09.2000 в должности тракториста в Вишневском АТП-10;

- с 17.10.2000 по 03.08.2001 в должности тракториста в ТОО «Дорожник»;

признать за ним право и назначить страховую пенсию по старости, обязать ответчика пересчитать индивидуальный пенсионный коэффициент на основании представленных сведений о периодах работе и заработной плате;

взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.

В обоснование исковых требований указал, что 19.05.2022 обратился в ГУ ОПФР по Владимирской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 17.06.2022 в назначении страховой пенсии ему было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа, который определен в размере 16,971 вместо требуемого 23,4, с чем он не согласен.

Определением суда от 02.02.2023 произведена замена ответчика ГУ ОПФР по Владимирской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области (далее – ОСФР по Владимирской области) в порядке правопреемства в связи с реорганизацией юридического лица (л.д. 141).

Истец Невядомский В.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Его представитель Александрова В.Е. уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ОСФР по Владимирской области – Дьякова А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям изложенным в решении пенсионного органа об отказе в назначении пенсии.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Владимирской области просит решение суда отменить в части включения в страховой стаж периодов работы с 13.03.1992 по 08.09.2000 в Вишневском АТП-10, с 17.10.2000 по 03.03.2001 – в ТОО «Дорожник», а также в части назначения страховой пенсии по старости с 02.06.2022.

В обоснование несогласия с решением суда указал, что судом первой инстанции нарушен законодательно установленный порядок подтверждения страхового стажа, приобретенного на территории Республики Казахстан. На момент обращения истца за назначением пенсии (19.05.2022) вступило в силу Соглашение между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019. Указанное Соглашение устанавливает новый порядок подтверждения стажа для определения права на назначение пенсии. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2020 № 122 в целях реализации статьи 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 был утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза. Указанный Порядок предусматривает введение нового законодательного подтверждения стажа для граждан государств – участников Евразийского экономического союза. Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что в целях реализации Соглашения от 20.12.2019 компетентные органы государств при осуществлении сотрудничества применяют формуляры, в частности формуляр «о стаже работы». В рассматриваемом случае суд удовлетворил требования Невядомского В.В. о включении в страховой стаж периодов работы с 13.03.1992 по 08.09.2000 в Вишневском АТП-10, с 17.10.2000 по 03.03.2001 – в ТОО «Дорожник» на территории Республики Казахстан только на основании архивных справок без подтверждающих документов, выданных компетентным органом, поскольку отсутствовал формуляр «о стаже работы». Соответственно, спорные периоды не подтверждены надлежащим образом, что исключает возможность их включения в страховой стаж истца, иное противоречило бы положениям международного Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019. При вынесении решения суд руководствовался Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992. Согласно статье 11 указанного Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников СНГ и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991, принимаются на территории Содружества без легализации. Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, приобретенном на территории иностранного государства после распада СССР, подтверждаются путем направления запросов в адрес компетентных органов этих государств. Так как спорные периоды Невядомского В.В. приходятся на время после распада СССР, они должны быть подтверждены документами, выдаваемыми компетентными органами по назначению пенсии в Республике Казахстан. Суд первой инстанции включил спорные периоды работы в страховой стаж без подтверждения данных периодов ответами из компетентного органа, принимая во внимание только архивные справки. Кроме того Соглашение от 13.03.1992 денонсировано и не подлежит применению с 01.01.2023. В связи с тем, что спорные периоды работы не могут быть включены в страховой стаж истца, отсутствуют правовые основания и для назначения истцу страховой пенсии по старости с 02.06.2023 из-за отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК составил 16,971 вместо требуемого 23.4) (л.д. 151-158).

В письменных возражениях Невядомский В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 169-173).

Рассмотрев дело в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно частям 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Частями 1-4 статьи 35 «Переходные положения» Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.

Таким образом, в 2022 г. застрахованным лицам, достигшим возраста 61,5 и 56,5 лет (соответственно, мужчины и женщины) может быть назначена страховая пенсия по старости при наличии страхового стажа не менее 13 лет и величины ИПК не ниже 23,4.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

13.03.1992 между государствами – участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией, Республикой Казахстан подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение от 13.03.1992).

В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно статье 5 Соглашения от 13.03.1992 соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Пунктами 1, 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 предусмотрено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В силу статьи 10 Соглашения от 13.03.1992 государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Соглашение от 13.03.1992 денонсировано Федеральным законом от 11.06.2022 N 175-ФЗ, вступившим в силу с 11.06.2022. С 01.01.2023 прекращено действие документа в отношениях РФ с другими участниками

20.12.2019 заключено Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза (далее – Соглашение ЕАЭС), вступившее в силу с 01.01.2021, участниками которого являются Российская Федерация и Республика Казахстан.

Согласно статье 12 Соглашения ЕАЭС назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Таким образом, Соглашение ЕАЭС не исключает возможность применения к спорным правоотношениям, имевшим место до 01.01.2021, Соглашения от 13.03.1992, участником которого являлись Российская Федерация, Республика Казахстан.

При назначении страховой пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992, и имевшие место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно частям 7, 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила № 1015).

В силу пункта 4 указанных Правил № 1015 при подсчете страхового стажа подтверждаются:

а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктами 10, 11 Правил № 1015 установлено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 19.05.2022 Невядомский В.В., **** года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии (л.д. 85-89).

Невядомский В.В. зарегистрирован в системе обязательно пенсионного страхования 06.10.2016 (л.д. 90).

Согласно записям № 7-16 в трудовой книжке Невядомского В.В.:

- 01.03.1989 принят переводом трактористом 1 класса в Вишневское АТП-10;

- 10.11.1994 Вишневское АТП-10 переименовано в АО «Вишневское АТП-10»;

- 08.09.2000 уволен по собственному желанию;

- 17.10.2000принят в ТОО «Дорожник» трактористом;

- 03.08.2001 уволен по собственному желанию (л.д. 17-19).

Периоды работы в Вишневском АТП-10 также подтверждаются справкой Вишневское АТП-10 от 12.09.1994 № 25/94 за подписью директора предприятия и справкой АО «Вишневское АТП-10» от 05.09.1997 № 12/97 за подписью директора Общества (л.д. 137, 138).

Период работы истца в ТОО «Дорожник» подтвержден архивной справкой Коммунального государственного учреждения «Государственный архив Аршалынского района» Управления цифровизации и архивов Акмолинской области Республики Казахстан от 28.09.2022 № 04-13/11-97. Согласно указанной справке ввиду отсутствия приказов по личному составу ТОО «Дородник» факт работы Невядомского В.В. подтверждается на основании расчетно-платежных ведомостей. Невядомский В.В. числился с октября 2000 по сентябрь 2001 в качестве тракториста, указана заработная плата за данный период. Документы Вишневского АТП-10 в госархив не поступали (л.д. 35-36).

Решением ГУ ОПФР по Владимирской области от 17.06.2022 № 98742/22 Невядомскому В.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента – 23,4 (л.д. 15).

При этом периоды работы до 12.03.1992 учтены ответчиком в бесспорном порядке.

Страховой стаж истца с учетом периодов работы в Республике Казахстан составляет 13 лет 9 месяцев 20 дней. Суммарный пенсионный коэффициент – 16,971.

Разрешая спор и удовлетворяя требования в части включения в страховой стаж периодов работы с 13.03.1992 по 08.09.2000 в Вишневском АТП-10, с 17.10.2000 по 03.08.2001 в ТОО «Дорожник», суд первой инстанции исходил из того что спорные периоды подтверждены записями в трудовой книжке, справками работодателя –Вишневское ТАП-10 и АО «Вишневское АТП-10», архивной справкой Коммунального государственного учреждения «Государственный архив Аршалынского района» Управления цифровизации и архивов Акмолинской области Республики Казахстан, и, руководствуясь положениями Соглашения от 13.03.1992, пришел к выводу, что указанные периоды подлежат включению в страховой стаж.

Поскольку на момент обращения Невядомского В.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии в 2022 г. он достиг требуемого возраста – более 61,5 лет, страховой стаж с учетом вышеуказанных периодов составил 23 года 01 месяц 03 дней, ИПК – 25,452, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости с 02.06.2022.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют имеющимся в деле доказательствам и основаны на верном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В абзаце втором пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Из анализа разъяснений, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР», в пункте 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР», которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений части 2 статьи 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13.03.1992, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Поскольку периоды работы Невядомского В.В. работы с 13.03.1992 по 08.09.2000 в Вишневском АТП-10, с 17.10.2000 по 03.08.2001 в ТОО «Дорожник» имели место на территории Республики Казахстан до 01.01.2002, они учитываются при исчислении страхового стажа истца в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для применения к спорным отношениям Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 и необходимости подтверждения страхового стажа компетентным органом Республики Казахстан путем направления соответствующего формуляра в порядке применения Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, вступившим в законную силу с 01.01.2021, основаны на неверном толковании норм материального права.

Статья 12 Соглашения ЕАЭС предусматривает, что за стаж работы, приобретенный до вступления в силу настоящего соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.

Соответственно, ответ на формуляр «запрос», являющийся приложением к Порядку взаимодействия, разработанному в целях реализации Соглашения ЕАЭС от 20.12.2019, может быть предоставлен только в отношении периодов, имевших место после вступления Соглашения в силу, а именно после 01.01.2021.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции нарушил нормы международного права, приняв к зачету в страховой стаж спорные периоды работы без получения официального документов, выдаваемых компетентными органами Республики Казахстан, не влекут отмену обжалуемого решения.

Оснований не доверять представленным в материалы дела трудовой книжке Невядомского В.В., справкам работодателя Вишневское ТАП-10 и АО «Вишневское АТП-10», архивной справке Коммунального государственного учреждения «Государственный архив Аршалынского района» Управления цифровизации и архивов Акмолинской области Республики Казахстан, подтверждающим факт работы Невядомского В.В. в периоды с 13.03.1992 по 08.09.2000 в Вишневском АТП-10 и с 17.10.2000 по 03.08.2001 в АО «Вишневское АТП-10», не имеется.

Обращение Невядомского В.В. в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости имело место 19.05.2022, право на пенсию у истца возникло с 02.06.2022, то есть до прекращения действия Соглашения от 13.03.1992 в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения.

Кроме того, как указывалось выше, спорные периоды работы имели место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

В остальной части решение суда сторонами по делу не обжалуется, в связи с чем в силу части 2 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

С учетом изложенного решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 02.02.2023 в обжалуемой части является законным и обоснованным. Оснований по доводам апелляционной жалобы, а также оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется. Апелляционная жалоба ОСФР по Владимирской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 02 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области – без удовлетворения.

Председательствующий                        Глебова С.В.

Судьи                                    Огудина Л.В.

                                    Афанасьева К.Е.    

    Мотивированное апелляционное определение составлено 08.06.2023 г.

33-2292/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Невядомский Владимир Васильевич
Ответчики
ГУ-ОПФР по Владимирской области (02.02.2023 заменен на надлежащего ответчика)
Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Владимирской области
Другие
Александрова Виктория Евгеньевна
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Глебова Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
27.04.2023Передача дела судье
01.06.2023Судебное заседание
20.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2023Передано в экспедицию
01.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее