Судья Хомченко И.Ю. Дело №33-14539/2022
24RS0013-01-2021-002927-03
2.211
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Плаксиной Е.Е.,
судей Левицкой Ю.В., Гришиной В.Г.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Дозорцевой М.В.,
при помощнике судьи Файзуллиной Ю.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Левицкой Ю.В. гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района», Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» о возложении обязанности
по апелляционным жалобам генерального директора АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» Беляева Д.С., директора ООО «Коммунально-энергетический сервис» Бандурова И.В.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 июня 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района», Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» провести инвентаризацию стационарных источников, расположенных и эксплуатируемых на производственной площадке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13 и выбросов вредных (загрязняющих) веществ, определить предельно допустимые выбросы от данных источников в атмосферный воздух не позднее четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду не позднее двух месяцев со дня вступления в силу решения суда в срок не позднее 2 месяцев со дня проведения инвентаризации стационарных источников, расположенных и эксплуатируемых на производственной площадке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» организовать осуществление производственного экологического контроля, утвердить программу производственного экологического контроля, предоставить соответствующую отчетность в органы контроля и назначить ответственных лиц не позднее 2 месяцев со дня проведения инвентаризации стационарных источников, расположенных и эксплуатируемых на производственной площадке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» обеспечить оборудование газоочистными установками объекта хозяйственной деятельности, зарегистрированного в качестве источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с действующим законодательством не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» провести подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности должностных лиц не позднее двух месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» организовать движение отходов производства в соответствии с действующим законодательством, а именно провести инвентаризацию образующихся отходов, с определением перечня и объемов образующихся отходов предприятием, организовать учет образующихся отходов, составить паспорта опасных отходов и завести журнал учета движения отходов не позднее четырех месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» оборудовать площадку накопления (временного хранения) отходов с учетом требований природоохранного законодательства и обеспечения экологической безопасности не позднее четырех месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Обязать Акционерное общество «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» очистить почву от навала в 337 квадратных метров зола от сжигания угля, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090102:3280, а также площадью 18 кв.м. на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:11:0090102:3411 и площадью 2 кв.м на земельном участке с неразграниченной собственностью, не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Акционерного общества «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» в бюджет Емельяновского района Красноярского края вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие загрязнения почв, в размере 295883 (Двести девяносто пять тысяч восемьсот восемьдесят три) рубля 25 копеек».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Красноярский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с уточненным исковым заявлением к АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» (далее по тексту АО «КЭК»), АО «Коммунально-энергетический сервис» (далее по тексту ООО «КЭС»), в котором просил обязать ООО «Коммунально-энергетический сервис» провести инвентаризацию стационарных источников, расположенных и эксплуатируемых на производственной площадке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13, и выбросов вредных (загрязняющих) веществ, определить предельно допустимые выбросы от данных источников в атмосферный воздух не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда; поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда; организовать осуществление производственного экологического контроля, утвердить программу производственного экологического контроля, и назначить ответственных лиц в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда в срок не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу решения суда; обеспечить оборудование газоочистными установками объекта хозяйственной деятельности, зарегистрированного в качестве источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с действующим законодательством не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда; провести подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности должностных лиц не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда; организовать движение отходов производства в соответствии с действующим законодательством, а именно провести инвентаризацию образующихся отходов, с определением перечня и объемов образующихся отходов предприятием, организовать учет образующихся отходов, составить паспорта опасных отходов и завести журнал учета движения отходов не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу решения суда; оборудовать площадку накопления (временного хранения) отходов с учетом требований природоохранного законодательства и обеспечения экологической безопасности не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу решения суда; обязать АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» ИНН 2411029049 очистить почву от навала в 337 квадратных метров зола от сжигания угля, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером номером 24:11:0090102:3280, а также площадью 18 кв.м, на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:11:0090102:3411 и площадью 2 кв.м на земельном участке с неразграниченной собственностью; взыскать с АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие загрязнения почв, в размере 295 883,24 руб. в бюджет Емельяновского района.
Заявленные требования мотивированы тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха и об отходах производства и потребления в деятельности АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района», в ходе которой выявлены нарушения при осуществлении АО «КЭК» деятельности по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13. В результате уточнения фактических обстоятельств истцом установлено, что 06 сентября 2021 года муниципальное имущество теплоснабжения, в том числе котельная, расположенная на земельном участке 24:11:0090102:1636, переданы по договору аренды №09/2021 администрацией Солонцовского сельсовета обществу с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис», которое эксплуатирует производственную площадку по адресу: п. Солонцы, ул. Новостроек, 13 с нарушением норм природоохранного законодательства.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе директор ООО «Коммунально-энергетический сервис» Бандуров И.В. просит решение отменить. Указывает, что судом при удовлетворении требований прокурора не учтено, что ООО «КЭС», осуществляя регулируемый вид деятельности по теплоснабжению поселка Солонцы, не имеет объективной возможности исполнить требования до утверждения экономически обоснованных тарифов на услуги теплоснабжения поселка Солонцы.
В дополнениях к апелляционной жалобе директор ООО «КЭС» Бандуров И.В. указывает, что судом не учтено, что в соответствии с договором аренды именно арендодатель в лице администрации Солонцовского сельсовета обязан осуществлять реконструкцию муниципального имущества. Решение не содержит мотивированного обоснования сроков исполнения требований прокурора.
В апелляционной жалобе генеральный директор АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» Беляев Д.С. просит отменить решение, указывая, что в арбитражном суде рассматривается заявление о признании АО «КЭК» банкротом, с 2021 года счета общества заблокированы, общество фактически прекратило осуществление деятельности. С сентября 2021 года в связи с расторжением договора аренды муниципального имущества АО «КЭК» прекратило эксплуатацию объекта теплоснабжения – котельной п. Солонцы, в связи с чем общество утратило какие-либо права по отношению к имущественному комплексу объекта теплоснабжения п. Солонцы.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителя ООО «КЭС» и АО «КЭК» Антонова А.А., прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Дозорцеву М.В., обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники и передвижные источники, обязаны, в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствие с ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Рассматриваемый перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08 июля 2015 года №1316-р.
Согласно ч. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В силу ч. 2 ст. 16.1 указанного закона в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны в том числе соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.
В соответствии с п.п. 8, 9 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 года №498, запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа (далее - газоочистная установка, ГОУ) и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ. При этом законодательствам указанное возложено именно на эксплуатирующую организацию.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу ч. 1, 3 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 указанной статьи запрещаются в том числе: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Исчисление размера вреда при химическом загрязнении почв производится по формуле №2 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08 июля 2010 года №238.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с договором от 20 октября 2020 года, заключенным между администрацией Солонцовского сельсовета и АО «КЭК», последнее эксплуатировало котельную, расположенную по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13, представленную шестью котлоагрегатами мощностью 1,0 Гкал. Газоочистное оборудование в котельной отсутствует. В качестве твердого топлива при осуществлении хозяйственной деятельности АО «КЭК» использовался уголь бурый Канско-Ачинского бассейна Орловского месторождения.
Красноярской природоохранной прокуратурой с участием представителя министерства экологии Красноярского края проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха и об отходах производства и потребления в деятельности АО «КЭК». В результате проверки в деятельности АО «КЭК» были выявлены следующие нарушения: при осуществлении деятельности по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13 осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; в установленном порядке не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не поставлены на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду; отсутствует программа производственного экологического контроля, производственный экологический контроль фактически не осуществляется; не определено лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, руководитель указанную подготовку не прошел; отсутствует газоочистное оборудование; не проведена инвентаризация отходов с определением перечня и объемов отходов, не ведется учет образующихся отходов, не составлены паспорта опасных отходов, не проведены протоколы биотестирования; не ведется журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
14 мая 2021 года в связи с выявленными нарушениями Красноярским природоохранным прокурором генеральному директору АО «КЭК» вынесено представление об устранении нарушения законодательства об охране окружающей среды.
Кроме того, из материалов дела видно, что 06 сентября 2021 года между администрацией Солонцовского сельсовета (арендодатель) и ООО «КЭС» (арендатор) заключен договор аренды, в с соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование муниципальное имущество - нежилое здание (котельная) с кадастровым номером 24:11:0090102:1636, сооружение топливной промышленности (тепловые сети) с кадастровым номером 24:11:0000000:17189.
В соответствии с условиями договора аренды арендатор обязан использовать имущество в соответствии с его назначением и условиями, предусмотренными договором; обеспечить качественную, надежную и бесперебойную работу арендованного имущества (п. 5.2.2).
Согласно п. 5.2.4 договора арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет техническое обслуживание и эксплуатацию, технический ремонт арендуемого имущества с периодичностью, установленной правилами технической эксплуатации, нести за свой счет расходы по содержанию имущества и все другие расходы, связанные с использованием и эксплуатацией имущества.
Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что ООО «КЭС» осуществляет эксплуатацию производственной площадки по адресу: п. Солонцы, ул. Новостроек, 13 в отсутствие газоочистного оборудования, в организации не определено лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, руководителем не пройдена подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, отсутствует программа производственного экологического контроля, таковой фактически не осуществляется, отчетность о его проведении не предоставляется, не поставлены на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы предельно допустимых выбросов от источников не установлены, журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов ООО «КЭС» не ведется, при этом от котельной образуется отход - зола.
Кроме того, на почве земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090102:3280 имеется навал отходов, образованный в результате эксплуатации указанной котельной, его площадь составляет 337 квадратных метров. Зола от сжигания угля малоопасная (ФККО 61110001404) накоплена АО «КЭК» навалом открытым способом (не укрыта от воздействия атмосферных осадков и ветра, отсутствует водонепроницаемая площадка). При этом часть навала площадью 18 кв.м располагается за пределом земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090102:3280, на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:11:0090102:3411 и площадью 2 кв.м на земельном участке с неразграниченной собственностью.
09 августа 2021 года АО «КЭК» в лице генерального директора Беляева Д.С. признано виновным в нарушении земельного законодательства, выразившегося в самовольном занятии, в том числе использовании части земельных участков с кадастровым номером 24:11:0090102:3411, 24:11:0090102:3280, при отсутствии установленных прав на землю, под размещение отходов (золы), образованных в результате эксплуатации котельной, привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа.
Аккредитованной лабораторией КГБУ «ЦРМПиООС» произведен отбор проб отходов и почвы с целью установления степени негативного воздействия от расположенных отходов на почве, установлено загрязнение почвы по следующим показателям: марганец 1,094081 раз, железо 1,211588 раз, кадмий 1,666667 раз.
Сумма вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, рассчитанная в соответствии с методикой, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08 июля 2010 года №238, составила 295 883,25 руб.
03 августа 2021 года в связи с выявленными нарушениями Красноярским природоохранным прокурором генеральному директору АО «КЭК» вынесено представление об устранении нарушения законодательства об охране окружающей среды.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями ст.ст. 12, 22, 25, 16, 16.1, 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст. 51, 67, 69.2, 73, 77 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 года №498, исходил из того, что обязанности, предусмотренные природоохранным законодательством, хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим объект негативного воздействия – котельную, арендатором имущества ООО «КЭС» не исполняются, в связи с чем возложил на указанного ответчика соответствующие обязанности.
Установив, что при эксплуатации котельной АО «КЭК» на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0090102:3280 был образован навал отходов площадью 337 квадратных метров, на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:11:0090102:3411 образован навал отходов площадью 18 кв.м и на земельном участке с неразграниченной собственностью навал отходов площадью 2 кв.м, в связи с нахождением вредных отходов почвам как объекту охраны окружающей среды причинен вред, суд возложил на АО «КЭК» обязанность очистить почву от навала на обозначенных земельных участках и возместить вред, причиненный почвам, в размере 295 883,25 рубля, рассчитанном по формуле №2 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08 июля 2010 года №238.
Выводы суда мотивированы, должным образом отражены в принятом судебном постановлении, основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ООО «КЭС» об отсутствии объективной возможности исполнить требования до утверждения экономически обоснованных тарифов на услуги теплоснабжения поселка Солонцы не могут повлечь отмену принятого решения. Отсутствие финансирования не может служить основанием для несоблюдения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, направленного на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
При наличии к тому оснований лица, участвующие в деле, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, рассмотревший дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, изменении способа и порядка его исполнения (ст. 203 ГПК РФ).
Довод, изложенный в дополнениях к апелляционной жалобе ООО «КЭС», о том, что в соответствии с договором аренды именно арендодатель в лице администрации Солонцовского сельсовета обязан осуществлять реконструкцию муниципального имущества, в связи с чем обязанность обеспечить оборудование газоочистными установками не может быть возложена на арендатора ООО «КЭС», не может быть признан состоятельным, поскольку доказательств того, что исполнение указанной обязанности повлечет необходимость проведения реконструкции объекта, материалы дела не содержат, в то время как обязанность по несению расходов, связанных с использованием и эксплуатацией котельной, в соответствии с условиями договора аренды лежит на арендаторе.
Факт рассмотрения арбитражным судом заявления о признании АО «КЭК» банкротом, на который ссылается в своей жалобе представитель АО «КЭК», правового значения для рассматриваемого спора не имеет и исполнению решения суда не препятствует, поскольку таковое возможно в рамках дела о банкротстве общества.
Довод жалобы АО «КЭК» о том, что в связи с расторжением договора аренды в сентябре 2021 года общество утратило какие-либо права по отношению к имущественному комплексу объекта теплоснабжения п. Солонцы, судебной коллегией отклоняется, поскольку судом на указанного ответчика возложены обязанности по очистке почвы от золы и возмещению вреда в связи с нахождением вредных отходов, которые были размещены при эксплуатации котельной именно АО «КЭК» в период действия заключенного с ним договора.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы генерального директора АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» Беляева Д.С., директора ООО «Коммунально-энергетический сервис» Бандурова И.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 декабря 2022 года.