Решение по делу № 2-2622/2024 от 13.02.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 апреля 2024 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Сучилкиной И.С., при секретаре Васильевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таркова В.Е. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» о предоставлении земельного участка и взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Иск заявлен по тем основаниям, что в 2013 году истец встал на учет в администрацию Петрозаводского городского округа в качестве нуждающихся в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как многодетной семье, указав в заявлении о предоставлении земельного участка в Петрозаводском городском округе, вместе с тем, до настоящего времени истцу не предоставлен земельный участок с соответствующей инфраструктурой в черте г.Петрозаводска как многодетной семье, при этом истец неоднократно обращался в уполномоченный орган для решения вопроса о предоставлении земельного участка, но получал отказ, так как земельные участки были либо заняты, либо не сформированы. Истец просит обязать ответчиков предоставить истцу земельный участок, расположенный в пределах Петрозаводского городского округа, как многодетной семье для индивидуального жилищного строительства в разумный срок, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000 руб., расходы на уплату госпошлины в размере 300 руб.

Определением судьи к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Тарков Ю.В., Таркова С.В., в порядке ст.37 ГПК РФ привлечен несовершеннолетний Тарков А.В.

Истец с участием своего представителя Ночвиной О.В., действующей в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, в судебном заседании требования поддержал, указав, что с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка в уполномоченный орган не обращался.

Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, исковые требования не признают.

Ответчик ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил.

Третье лицо Администрация Петрозаводского городского округа о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, представили отзыв на исковое заявление.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

После перерыва в судебное заседание явилась представитель истца Ночвиная О.В., действующая в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, которая поддержала заявленные требования.

Истец, ответчики и другие участники процесса после перерыва в судебное заседание не явились.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 №390-П (далее - Положение), Министерство осуществляет полномочия по предоставлению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с Положением Министерство осуществляет защиту имущественных и иных прав и законных интересов Республики Карелия в пределах своей компетенции.

Согласно пп.6 п.1 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в пп.6 и 7 ст.39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ЗК РФ наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в пп.6 и 7 ст.39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Карелия» (далее - Закон №2101-ЗРК), который определяет случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства (ч.1 ст.1 Закона №2101-ЗРК).

Согласно п.1 ч.3 ст.1 Закона № 2101-ЗРК уполномоченным органом является исполнительный орган Республики Карелия, орган местного самоуправления в Республике Карелия, обладающие правом распоряжения земельными участками в соответствии со ст.ст.10 и 11 ЗКРФ, ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия».

Учитывая, что большая часть земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, предоставление которых осуществляется на основании Закона №2101-ЗРК, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, таким уполномоченным органом является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство).

В соответствии со ст.2 Закона №2101-ЗРК бесплатное предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков осуществляется, если на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетная семья соответствует критериям, установленным п.2 ч.3 ст.1 настоящего Закона, члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Республики Карелия. Земельные участки на основании настоящего Закона предоставляются многодетным семьям однократно в общую долевую собственность всем членам таких семей в равных долях.

Статьей 3 Закона №2101-ЗРК установлены предельные (максимальный и минимальный) размеры земельных участков, бесплатно предоставляемых в собственность многодетным семьям: максимальный размер земельного участка - 0,15 га; минимальный размер земельного участка - 0,06 га.

Как предусмотрено ч.1 ст.4 Закона №2101-ЗРК, земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи, в уполномоченный орган.

Частью 6 статьи 4 Закона №2101-ЗРК определено, что уполномоченный орган регистрирует заявление в журнале учета заявлений с присвоением порядкового номера в день получения заявления.

Согласно ч.7 ст.4 Закона №2101-ЗРК в целях бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков уполномоченный орган в пределах своей компетенции утверждает перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность.

В соответствии с ч.8 ст.4 Закона №2101-ЗРК предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков, включенных в перечень, осуществляется в той хронологической последовательности, в какой от них поступили заявления.

Ведение журнала учета заявлений, поступивших от многодетных семей, формирование и ведение Перечня согласно ч.ч.6 и 7 ст.4 Закона №2101-ЗРК осуществляет Министерство в пределах своей компетенции.

Исходя из положений ч.9 ст.4 Закона №2101-ЗРК, многодетные семьи выбирают земельные участки, включенные в перечень, в той хронологической последовательности, в какой от них поступили заявления.

Частью 10 статьи 4 Закона №2101-ЗРК предусмотрено, что заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка), подготовленной в соответствии с федеральным законодательством). Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.

Как установлено в судебном заседании, семья истца является многодетной, что подтверждается представленными документами, участвующими в деле лицами не оспаривается.

Истец обращался с заявлениями о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как многодетной семье, в пределах территории Петрозаводского городского округа.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку администрацией Петрозаводского городского округа проводятся мероприятия по внесению изменений в Генеральный план, направленные на решение вопроса по включению в границы населенного пункта ранее исключенных лесных участков, а также формирование и предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Петрозаводского городского округа будет возможно после приведения Правил землепользования и застройки <адрес> в границах территории Петрозаводского городского округа в соответствие с Генеральным планом. Кроме того, в данном письме содержится указание на возможность предоставления земельного участка на территории <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> районов и <адрес> городского округа.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия в адрес Таркова В.Е. направлено письмо о возможности предоставления земельных участков, расположенных в Лахденпохском, <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>х.

В соответствии с Перечнем земельных участков для многодетных семей, размещенном на сайте ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», свободные земельные участки на территории Петрозаводского городского округа отсутствуют.

Истец с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его дальнейшего предоставления, о предоставлении сформированного земельного участка в Министерство не обращался, что следует из материалов дела и его пояснений.

Решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022 №29/9-108 внесены изменения в Генеральный план г.Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденный Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 №XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Указанным решением в границы населенного пункта г. Петрозаводска включены лесные участки, исключенные Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 №75-КГ16-5.

Законодательством о градостроительной деятельности установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию и долгосрочные ориентиры градостроительного развития территорий (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).

В силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации для включения в границы населенного пункта лесных кварталов необходимо установление градостроительных регламентов, определяемых Правилами землепользования и застройки <адрес> в границах территории Петрозаводского городского округа.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительным регламентом в составе Правил определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Установление градостроительных регламентов для включения в границы населенного пункта лесных кварталов реализуется путем внесения изменений в Правила, которые должны быть приведены в соответствие утвержденному Генеральному плану.

В целях приведения в соответствие с Генеральным планом Решением Петрозаводского городского Совета от 16.06.2023 №29/18-268 внесены изменения в Правила землепользования и застройки Петрозаводского городского округа, утвержденные Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2008 №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Петрозаводского городского округа». В настоящее время Администрацией проводится работа по корректировке границ территориальных зон, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, и внесению сведений о новой границе населенного пункта в ЕГРН, ориентировочный срок окончания работ - конец ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов будет осуществлен при внесении сведений о новой границе населенного пункта <адрес> в ЕГРН.

Правообладателем лесных кварталов является Российская Федерация, которой внесены сведения о границах лесных кварталов в ЕГРН.

Администрацией в рамках муниципального контракта разработаны проекты документаций планировок территорий перспективных районов Петрозаводского городского округа, включаемых в границы <адрес>; проведены публичные слушания по указанным проектам, которые планируется утвердить до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, предоставление земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность многодетным семьям, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, возможно только после передачи Российской Федерацией земель, находившихся ранее в лесных кварталах, органу местного самоуправления.

Исходя из анализа вышеприведенных норм права, также следует, что в собственность многодетной семье предоставляется конкретный земельный участок с указанием его характеристик. Однако в заявлениях ФИО2 отсутствует указание на конкретный земельный участок, в том числе находящийся в собственности Петрозаводского городского округа.

Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что земельные участки предоставляются в хронологическом порядке исходя из даты постановки на учет. Согласно представленной администрацией Петрозаводскогго городского округа и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия информации, Тарков В.Е. при постановке на учет в качестве многодетной семьи в Петрозаводском городском округе был в очереди , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - .

Любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.02.2008 № 121-О-О, отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.

Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства в границах того или иного муниципального образования может быть обусловлено особенностями развития поселения, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Доказательств наличия свободных земельных участков, выделенных под индивидуальное жилищное строительство для многодетных семей, а также свидетельствующих о нарушении установленной очередности их предоставления, ущемляющем права и законные интересы истца, стороной истца не представлено.

Требование о возложении на ответчиков обязанности предоставить в собственность земельный участок без соблюдения утвержденного порядка предоставления земель льготным категориям граждан, не основано на законе и в случае удовлетворения повлечет нарушение прав и законных интересов других лиц, которые приняты на учет и стоят в очереди на получение в собственность земельного участка, что является недопустимым.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, в настоящее время рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка истцу не представляется возможным; обращение с настоящим иском преждевременно, поскольку проводятся работы по корректировке границ территориальных зон на территории Петрозаводского городского округа. При таких обстоятельствах, основания полагать, что действия ответчиков являются незаконными, у суда отсутствуют, в связи чем в удовлетворения требований истца о предоставлении земельного участка следует отказать.

Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из того, что в ходе рассмотрения дела не установлена причинно-следственная связь между действиями ответчиков, и моральным вредом, на который ссылался истец, а действия ответчиков не являются противоправными и не подтверждают факта нарушения нематериальных благ истца.

Само по себе непредоставление земельного участка не указывает на то, что ответчики действовали виновно с целью причинения вреда истцу, также, как и не указывает на злоупотребление правом.

Обязанность доказать факт причинения ущерба действиями должностных лиц органа местного самоуправления лежит на истце, а на ответчике - законность таких действий, отсутствие вины, наличие иных обстоятельств, освобождающих от ответственности либо уменьшающих ее размер.

В ходе рассмотрения дела не установлено наличие противоправных действий (бездействия) ответчиков, повлекших наступление негативных последствий для истца в виде физических или нравственных страданий. Суду истцом не представлено доказательств нарушения его личных неимущественных прав виновными действиями (бездействием) должностных лиц ответчиков.

С учетом изложенного, правовых оснований для взыскания с Министерства, ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» в пользу Таркова В.Е. компенсации морального вреда в сумме 100000 руб. не имеется.

руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Таркова В.Е. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.

Судья      И.С. Сучилкина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-2622/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тарков Василий Евгеньевич
Ответчики
ГКУ РК "Управление земельными ресурсами"
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Администрация Петрозаводского городского округа
Тарков Анатолий Васильевич
Таркова Светлана Владимировна
Тарков Юрий Васильевич
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на сайте суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
13.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2024Передача материалов судье
13.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.03.2024Предварительное судебное заседание
11.04.2024Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее